Творчество А. С. Пушкина
УРОК 29*[2]
«Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и
бьется — и которые напечатаем тоже Аnоnymе. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает»[3]
Развитие реализма в прозе Пушкина 1830-х гг.
«Повести Белкина» как прозаический цикл.
Во вступительном слове учителя
следует сообщить, что осенью 1830 г. психологическое состояние поэта, серьезно готовящегося к
предстоящей женитьбе, было связано с изменениями в его взглядах на любовь, на брак и семью. Он мечтал о простых человеческих радостях,
семейном очаге вдали от светских интриг, творческой свободе.
В это время обостряется идейный конфликт Пушкина и Булгарина, написавшего на поэта лживый фельетон, журнальная критика обвиняет поэта в
подражательстве. Современные Пушкину читатели и критики не поняли высокого художественного смысла новаторских сочинений поэта, какими явились
«Повести Белкина», написанные в Болдинскую осень 1830 г.
Пушкин предвидит, что повести о частной провинциальной жизни будут восприняты критикой в штыки, поэтому создает иллюзию, будто они
написаны другим лицом, провинциальным помещиком Белкиным.
В классе особенно пристально надо прочесть предисловие к повестям «От издателя» и обратить внимание на то, что их сюжеты
и Белкин якобы слышал «от разных особ». Это поможет учащимся в усвоении такого литературоведческого понятия, как «точка зрения».
Готовясь к уроку, школьники могут выполнить такие индивидуальные исследовательские задания:
1. Докажите, что в цикле «Повести Белкина» отразился образ рассказчика, провинциального помещика Ивана Петровича Белкина. Подтвердите свои
рассуждения цитатами.
2. Найдите в тексте повестей цитаты, которые указывают на «психологию» вымышленных рассказчиков: титулярного советника А. Г. Н. в
«Станционном смотрителе», подполковника И. Л. П. в «Выстреле», приказчика Б. В. в «Гробовщике», девицы К. И. Т. в «Метели» и «Барышне-крестьянке».
Обобщенный анализ повестей,
частично изученных в основной школе, можно провести в группах, которые получат карточки с вопросами и исследовательскими заданиями.
Эта работа поможет школьникам подняться в философском осмыслении повестей на новый, литературоведческий уровень, который был невозможен в средних классах.
Группа 1. «Выстрел».
1. Кто в повести рассказывает истории о двух дуэлях? Какой композиционный смысл имеет в повести постоянная смена рассказчиков?
2. Докажите, что все рассказчики показаны автором в развитии.
3. Дайте характеристику Сильвио. Как автор развенчивает в нем ореол романтического героя?
Группа 2. «Метель».
1. Какие черты сентиментальной повести есть в «Метели»?
2. Докажите, что повесть «Метель» пронизана авторской иронией.
3. Что изменилось в характерах главных героев «Метели» в результате их жизненных испытаний?
Группа 3. «Гробовщик».
1. Какую роль в повести играет фантастический сюжет?
2. Какой смысл приобретает в повести тема жизни и смерти?
3. Дайте характеристику Адриану Прохорову. Докажите текстом, что для него и для автора важный смысл имеют ценности семейной жизни.
Группа 4. «Станционный смотритель».
1. В чем трагедия Самсона Вырина? Докажите текстом, что он не только маленький человек и страдающий герой, но и не лишен заблуждений.
2. Как в повести переосмысливается известный библейский сюжет о блудном сыне?
3. Как Пушкин осмысливает закономерности и противоречия социального неравенства?
Группа 5. «Барышня-крестьянка».
1. Докажите, что подлинные лица почти всех героев повести скрыты за подражательными масками. Подтвердите свое мнение цитатами.
2. Что в повести является предметом пушкинской иронии?
3. Что сближает повесть «Барышня-крестьянка» с такими произведениями, как «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Жан Сбогар» Нодье, «Бедная Лиза» Карамзина?
Задания для всех групп.
1. Найдите в повестях черты сентиментализма и романтизма.
2. Докажите, что романтические истории, изложенные Белкиным, стали основой реалистического цикла.
Целенаправленные наблюдения над текстом повестей могут быть обобщены в выводах, которые сделают сами школьники.
Итог урока.
Пушкин умышленно устраняет себя из повествования как автора, чтобы показать жизнь с точки зрения обыкновенного человека, не всегда четко понимающего
причинно-следственные связи жизненных ситуаций. Вместе с тем в повести заметны тонкие авторские оценки, обусловленные высоким критическим сознанием
Пушкина. Это становится причиной иронического изображения многих героев.
Сюжеты, где господствует случай, видятся Белкину романтическими, исключительными. Но в осмыслении Пушкина они поворачиваются к читателю своей
необычной стороной. То, что Белкин видит необыкновенным, автор расценивает как прозу жизни. Наоборот, самые заурядные сюжеты под пером Пушкина приобретают
поэтический и даже философский смыслы.
Кажущаяся бедность содержания повестей, отмеченная даже Белинским, обусловлена богатством пушкинского вымысла, развитого воображения, которого
были лишены романтики. Поэтому отсутствие усложненности сюжетов, пространных описаний и психологических состояний героев обусловлены бедностью «таланта»
не Пушкина, а Белкина. Придумав Белкина-автора, Пушкин создает сложную стилевую структуру цикла, помогающую рассматривать бытовые коллизии с разных сторон,
изучать глубинные сферы жизни, которая не предполагает готовых решений, и постигать сложность бытия.
В заключительной части урока следует обратить внимание на политические взгляды Пушкина после Болдинской осени. Он убежден, что человеческое
общество развивается по объективным историческим законам, и свобода несовместима с революцией, но остается сторонником европеизации России и
распространения просвещения среди всех слоев общества. Он осуждает вмешательство правительств во внутренние дела других стран и пишет ряд политических
стихотворений: «Клеветникам России», «Перед гробницею святой...», «Бородинская годовщина». Они могут быть прочитаны в классе.
В 1830-е гг. создаются шедевры прозы Пушкина: «Дубровский», «Пиковая дама», «Капитанская дочка», «История Пугачева». По этим произведениям
можно выслушать сообщения учащихся, обобщающие ранее изученное, и предложить им темы рефератов для исследовательской работы.
Необходимо подытожить значение Пушкина для русской литературы и культуры, обратив внимание на эволюцию его творчества от романтизма
к реализму, новаторство и общедоступность его языка и стилевой манеры.
Уроки 30—31. Классное сочинение или контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина
Следующие уроки: Урок 32. М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова >>>
|