Развитие реализма в прозе Пушкина 1830-х гг. «Повести Белкина» как прозаический цикл. Литература-10
Литература
 
 Главная
 
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г. ГТГ
 
Иллюстрация А. Д. Рейпольского к "Повестям Белкина" ("От издателя")
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)

16 ЧАСОВ

Уроки литературы в 10 классе[1]

Творчество А. С. Пушкина


УРОК 29*[2]
«Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется — и которые напечатаем тоже Аnоnymе. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает»[3]

Развитие реализма в прозе Пушкина 1830-х гг.
«Повести Белкина» как прозаический цикл.


Во вступительном слове учителя
следует сообщить, что осенью 1830 г. психологическое состояние поэта, серьезно готовящегося к предстоящей женитьбе, было связано с изменениями в его взглядах на любовь, на брак и семью. Он мечтал о простых человеческих радостях, семейном очаге вдали от светских интриг, творческой свободе.

В это время обостряется идейный конфликт Пушкина и Булгарина, написавшего на поэта лживый фельетон, журнальная критика обвиняет поэта в подражательстве. Современные Пушкину читатели и критики не поняли высокого художественного смысла новаторских сочинений поэта, какими явились «Повести Белкина», написанные в Болдинскую осень 1830 г.

Пушкин предвидит, что повести о частной провинциальной жизни будут восприняты критикой в штыки, поэтому создает иллюзию, будто они написаны другим лицом, провинциальным помещиком Белкиным.

В классе особенно пристально надо прочесть предисловие к повестям «От издателя» и обратить внимание на то, что их сюжеты и Белкин якобы слышал «от разных особ». Это поможет учащимся в усвоении такого литературоведческого понятия, как «точка зрения».

Готовясь к уроку, школьники могут выполнить такие индивидуальные исследовательские задания:

1. Докажите, что в цикле «Повести Белкина» отразился образ рассказчика, провинциального помещика Ивана Петровича Белкина. Подтвердите свои рассуждения цитатами.

2. Найдите в тексте повестей цитаты, которые указывают на «психологию» вымышленных рассказчиков: титулярного советника А. Г. Н. в «Станционном смотрителе», подполковника И. Л. П. в «Выстреле», приказчика Б. В. в «Гробовщике», девицы К. И. Т. в «Метели» и «Барышне-крестьянке».

Обобщенный анализ повестей,
частично изученных в основной школе, можно провести в группах, которые получат карточки с вопросами и исследовательскими заданиями. Эта работа поможет школьникам подняться в философском осмыслении повестей на новый, литературоведческий уровень, который был невозможен в средних классах.

Группа 1. «Выстрел».

1. Кто в повести рассказывает истории о двух дуэлях? Какой композиционный смысл имеет в повести постоянная смена рассказчиков?

2. Докажите, что все рассказчики показаны автором в развитии.

3. Дайте характеристику Сильвио. Как автор развенчивает в нем ореол романтического героя?

Группа 2. «Метель».

1. Какие черты сентиментальной повести есть в «Метели»?

2. Докажите, что повесть «Метель» пронизана авторской иронией.

3. Что изменилось в характерах главных героев «Метели» в результате их жизненных испытаний?

Группа 3. «Гробовщик».

1. Какую роль в повести играет фантастический сюжет?

2. Какой смысл приобретает в повести тема жизни и смерти?

3. Дайте характеристику Адриану Прохорову. Докажите текстом, что для него и для автора важный смысл имеют ценности семейной жизни.

Группа 4. «Станционный смотритель».

1. В чем трагедия Самсона Вырина? Докажите текстом, что он не только маленький человек и страдающий герой, но и не лишен заблуждений.

2. Как в повести переосмысливается известный библейский сюжет о блудном сыне?

3. Как Пушкин осмысливает закономерности и противоречия социального неравенства?

Группа 5. «Барышня-крестьянка».

1. Докажите, что подлинные лица почти всех героев повести скрыты за подражательными масками. Подтвердите свое мнение цитатами.

2. Что в повести является предметом пушкинской иронии?

3. Что сближает повесть «Барышня-крестьянка» с такими произведениями, как «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Жан Сбогар» Нодье, «Бедная Лиза» Карамзина?

Задания для всех групп.

1. Найдите в повестях черты сентиментализма и романтизма.

2. Докажите, что романтические истории, изложенные Белкиным, стали основой реалистического цикла.

Целенаправленные наблюдения над текстом повестей могут быть обобщены в выводах, которые сделают сами школьники.

Итог урока.

Пушкин умышленно устраняет себя из повествования как автора, чтобы показать жизнь с точки зрения обыкновенного человека, не всегда четко понимающего причинно-следственные связи жизненных ситуаций. Вместе с тем в повести заметны тонкие авторские оценки, обусловленные высоким критическим сознанием Пушкина. Это становится причиной иронического изображения многих героев.

Сюжеты, где господствует случай, видятся Белкину романтическими, исключительными. Но в осмыслении Пушкина они поворачиваются к читателю своей необычной стороной. То, что Белкин видит необыкновенным, автор расценивает как прозу жизни. Наоборот, самые заурядные сюжеты под пером Пушкина приобретают поэтический и даже философский смыслы.

Кажущаяся бедность содержания повестей, отмеченная даже Белинским, обусловлена богатством пушкинского вымысла, развитого воображения, которого были лишены романтики. Поэтому отсутствие усложненности сюжетов, пространных описаний и психологических состояний героев обусловлены бедностью «таланта» не Пушкина, а Белкина. Придумав Белкина-автора, Пушкин создает сложную стилевую структуру цикла, помогающую рассматривать бытовые коллизии с разных сторон, изучать глубинные сферы жизни, которая не предполагает готовых решений, и постигать сложность бытия.

В заключительной части урока следует обратить внимание на политические взгляды Пушкина после Болдинской осени. Он убежден, что человеческое общество развивается по объективным историческим законам, и свобода несовместима с революцией, но остается сторонником европеизации России и распространения просвещения среди всех слоев общества. Он осуждает вмешательство правительств во внутренние дела других стран и пишет ряд политических стихотворений: «Клеветникам России», «Перед гробницею святой...», «Бородинская годовщина». Они могут быть прочитаны в классе.

В 1830-е гг. создаются шедевры прозы Пушкина: «Дубровский», «Пиковая дама», «Капитанская дочка», «История Пугачева». По этим произведениям можно выслушать сообщения учащихся, обобщающие ранее изученное, и предложить им темы рефератов для исследовательской работы.

Необходимо подытожить значение Пушкина для русской литературы и культуры, обратив внимание на эволюцию его творчества от романтизма к реализму, новаторство и общедоступность его языка и стилевой манеры.

Уроки 30—31. Классное сочинение или контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина

Следующие уроки: Урок 32. М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне. (вернуться)

3. Пушкин А. С. Письмо П. А. Плетневу от 9 декабря 1830 года // В. В. Вересаев. Пушкин в жизни. — М., 1987. — С. 239—240. (вернуться)

 
Суриков В. И. Иллюстрация к повести А. С. Пушкина "Метель". 1898 г.
Всероссийский музей А. С. Пушкина
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика