Сопоставительный анализ стихов Тютчева и Фета. Литература-10
Литература
 
 Главная
 
А. А. Фет.
Фото А. И. Деньера. 1860-е гг.
 
Портрет Ф. И. Тютчева
работы К. Даутендея. 1850-1851.
Раскрашенная фотография[6]
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ
(1820 – 1892)

5 ЧАСОВ

10 класс[1]


Уроки 63–64*. А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы[2]

Урок 65*. Размышления о поэтическом даре в лирике Фета

Урок 66. Любовная лирика Фета и ее утонченно чувственный психологизм

Урок 67*. Сопоставительный анализ стихов Тютчева и Фета


УРОКИ 67*
«Здесь духа мощного господство...» [3]

Сопоставительный анализ стихов Тютчева и Фета.
Особенности их поэтического стиля.
Домашнее сочинение по лирике поэтов.


Урок можно посвятить практической работе по сопоставительному анализу стихов Тютчева и Фета, выявлению общности и различий в их поэтической манере, подготовке к домашнему сочинению по лирике поэтов.

Вопросы и задания
к стихотворению Тютчева «Еще земли печален вид...»


1. Сопоставьте ключевые образы первой и второй строф стихотворения. Как композиция текста помогает понять его смысл?

2. Какие приметы в природе говорят о приближающейся весне? Почему поэту, говоря о душе, важно сравнить ее именно с весенней природой?

3. Какие два мира изображены в стихотворении? Как они взаимосвязаны?

4. Какой символический смысл приобретают во второй строфе слова «сон», «спала» и выражения «тают глыбы снега», «блестит лазурь»?

5. Какой смысл придают второй строфе многочисленные вопросительные интонации?

6. Докажите, что Тютчев — мастер тонких звуковых и цветовых образов.

7. Чем, по Тютчеву, сходны пробуждение природы весной и пробуждение души от женской любви? Как драматизм восприятия мира преодолевается в стихотворении надеждой на весеннее возрождение природы и души?

8. Как в стихотворении проявился философский характер поэзии Тютчева?

Вопросы и задания
к стихотворению Фета «Еще весны душистой нега...»


1. Какие чувства вызывает у поэта приближение весны? Докажите, что доминирующее чувство в стихотворении — напряжение.

2. Как помогает понять смысл стихотворения его композиция?

3. Почему поэту радостна «возрожденья весть живая»?

4. Какие изобразительно-выразительные средства языка являются в этом стихотворении ключевыми?

5. Как в этом стихотворении отразились черты импрессионизма поэтики Фета, его недосказанность, незавершенность поэтических образов?

6. Докажите, что стихотворение одновременно обладает строгой художественной структурой, внутренним равновесием и ощущением эскизности, нарочитой оборванности.

7. В чем динамичность и музыкальность художественных образов в стихотворении?

8. Как вписывается это стихотворение в фетовскую концепцию красоты и гармонии мира?

Вопросы и задания
для сопоставительного анализа


1. О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?

2. Какие образы в стихотворениях можно считать образами-символами?

3. Как в каждом из стихотворений отразилась поэтическая концепция мира Тютчева и мира Фета?

4. Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой поэтический смысл можно при этом заметить?

5. Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации стихотворений. Сделайте выводы о сходстве и различии чувств и образов в этих стихотворениях.

6. Сделайте выводы об основных особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета, проявившихся в этих стихотворениях.

В результате этой работы
у учащихся должно сложиться четкое представление об особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета.

В конце урока учитель вместе с классом составляет обобщающую таблицу, которая записывается в тетрадях.
Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета
Тютчев
Фет
Философский характер лирики, мысль в которой всегда сливается с образом. Стремление поэта осмыслить жизнь Вселенной и место человека в ней, постичь тайны космоса и человеческого бытия
Трагический характер лирики, доминирующее чувство — напряжение. Вместе с тем присущий поэзии Фета свет и оптимизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чувством гармонии мира
Жизнь, по Тютчеву, — это противоборство враждебных сил. Но драматизм восприятия действительности сочетается с неиссякаемой любовью ко всем ее проявлениям. Любовь — это почти всегда трагедия, ведущая к безнадежности и смерти, но именно любовь дает человеку величайший душевный взлет, ощущение счастья
Жизнь в стихах Фета — миг, закрепленный в вечности. Красота в его стихах — это преодоленное страдание, радость, добытая из боли. Любовь — это тоже проявление изначальной красоты и гармонии мира, которые помогают человеку подняться над обыденной жизнью, найти точку опоры для душевных порывов
Человеческое «я» по отношению к природе не капля в океане, а две равные беспредельности. Незримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике природы. День и обычная жизнь — это покровы, скрывающие первозданный хаос мира, видимый ночью. Душа человека изначально — это тоже хаос
Импрессионистский характер изображения чувств, их фрагментарность и предельная образность. Вместе с тем строгая художественная структура стихов, их внутреннее равновесие сочетаются с ощущением эскизности, нарочитой оборванности
Образная система лирики сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на поэта. Мастерство в изображении гармонии предметных реалий мира внешнего и глубины мира внутреннего
Неожиданные и яркие краски, звуки, запахи мира создаются повышенной метафоричностью лирики, динамичностью и музыкальностью поэтических образов. Настроение преобладает над мыслью, а она «растворена» в музыке, которая тоже есть проявление красоты
Мастерство поэта в создании фонетических и живописных образов, сочетание звукописи с неожиданной палитрой красок, цветных образов
Мастерство в использовании параллелизмов, повторов, периодов, ритмических пауз, богатство и глубина поэтических интонаций, звуковой инструментовки



Следующие уроки: Урок 68. А. К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне. (вернуться)

3. Фет А. А. На книжке стихотворений Тютчева // А. А. Фет. Стихотворения. — М., 1979. — С. 231. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика