Уроки 63–64*. А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы[2]
Урок 65*. Размышления о поэтическом даре в лирике Фета
Урок 66. Любовная лирика Фета и ее утонченно чувственный психологизм
Урок 67*. Сопоставительный анализ стихов Тютчева и Фета
УРОКИ 67*
«Здесь духа мощного господство...» [3]
Сопоставительный анализ стихов Тютчева и Фета.
Особенности их поэтического стиля.
Домашнее сочинение по лирике поэтов.
Урок можно посвятить практической работе по сопоставительному анализу стихов Тютчева и Фета,
выявлению общности и различий в их поэтической манере, подготовке к домашнему сочинению по лирике поэтов.
Вопросы и задания
к стихотворению Тютчева «Еще земли печален вид...»
1. Сопоставьте ключевые образы первой и второй строф стихотворения. Как композиция текста помогает понять его смысл?
2. Какие приметы в природе говорят о приближающейся весне? Почему поэту, говоря о душе, важно сравнить ее именно с весенней природой?
3. Какие два мира изображены в стихотворении? Как они взаимосвязаны?
4. Какой символический смысл приобретают во второй строфе слова «сон», «спала» и выражения «тают глыбы снега», «блестит лазурь»?
5. Какой смысл придают второй строфе многочисленные вопросительные интонации?
6. Докажите, что Тютчев — мастер тонких звуковых и цветовых образов.
7. Чем, по Тютчеву, сходны пробуждение природы весной и пробуждение души от женской любви? Как драматизм восприятия мира преодолевается в
стихотворении надеждой на весеннее возрождение природы и души?
8. Как в стихотворении проявился философский характер поэзии Тютчева?
Вопросы и задания
к стихотворению Фета «Еще весны душистой нега...»
1. Какие чувства вызывает у поэта приближение весны? Докажите, что доминирующее чувство в стихотворении — напряжение.
2. Как помогает понять смысл стихотворения его композиция?
3. Почему поэту радостна «возрожденья весть живая»?
4. Какие изобразительно-выразительные средства языка являются в этом стихотворении ключевыми?
5. Как в этом стихотворении отразились черты импрессионизма поэтики Фета, его недосказанность, незавершенность поэтических образов?
6. Докажите, что стихотворение одновременно обладает строгой художественной структурой, внутренним равновесием и ощущением эскизности, нарочитой оборванности.
7. В чем динамичность и музыкальность художественных образов в стихотворении?
8. Как вписывается это стихотворение в фетовскую концепцию красоты и гармонии мира?
Вопросы и задания
для сопоставительного анализа
1. О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?
2. Какие образы в стихотворениях можно считать образами-символами?
3. Как в каждом из стихотворений отразилась поэтическая концепция мира Тютчева и мира Фета?
4. Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой поэтический смысл можно при этом заметить?
5. Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации стихотворений. Сделайте выводы о сходстве и различии чувств и образов в этих стихотворениях.
6. Сделайте выводы об основных особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета, проявившихся в этих стихотворениях.
В результате этой работы
у учащихся должно сложиться четкое представление об особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета.
В конце урока учитель вместе с классом составляет обобщающую таблицу, которая записывается в тетрадях.
Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета |
Тютчев |
Фет |
Философский характер лирики, мысль в которой всегда сливается с образом.
Стремление поэта осмыслить жизнь Вселенной и место человека
в ней, постичь тайны космоса и человеческого бытия |
Трагический характер лирики, доминирующее чувство — напряжение.
Вместе с тем присущий поэзии Фета свет и оптимизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чувством гармонии мира |
Жизнь, по Тютчеву, — это противоборство враждебных сил. Но драматизм восприятия
действительности сочетается с неиссякаемой любовью ко всем ее проявлениям.
Любовь — это почти всегда трагедия, ведущая к безнадежности и смерти, но именно любовь дает человеку величайший душевный взлет, ощущение счастья |
Жизнь в стихах Фета — миг, закрепленный в вечности. Красота в его стихах —
это преодоленное страдание, радость, добытая из боли.
Любовь — это тоже проявление изначальной красоты и гармонии мира, которые помогают человеку подняться над обыденной жизнью, найти точку
опоры для душевных порывов |
Человеческое «я» по отношению к природе не капля в океане, а две равные
беспредельности. Незримые движения человеческой души созвучны зримой
диалектике природы. День и обычная жизнь — это покровы, скрывающие первозданный хаос мира, видимый ночью. Душа человека изначально — это тоже хаос |
Импрессионистский характер изображения чувств, их фрагментарность и предельная
образность. Вместе с тем строгая художественная структура стихов,
их внутреннее равновесие сочетаются с ощущением эскизности, нарочитой оборванности |
Образная система лирики сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные
впечатления от этого мира, производимые на поэта.
Мастерство в изображении гармонии предметных реалий мира внешнего и глубины мира внутреннего |
Неожиданные и яркие краски, звуки,
запахи мира создаются повышенной метафоричностью лирики, динамичностью и музыкальностью поэтических образов. Настроение преобладает
над мыслью, а она «растворена» в музыке, которая тоже есть проявление красоты |
Мастерство поэта в создании фонетических и живописных образов, сочетание звукописи
с неожиданной палитрой красок, цветных образов |
Мастерство в использовании параллелизмов, повторов, периодов, ритмических пауз,
богатство и глубина поэтических интонаций, звуковой инструментовки |
|