Главная |
|
|
Портрет Э. T. А. Гофмана
работы В. Гензеля. 1821 |
|
|
|
|
Портрет Дж. Г. Байрона
работы П. Ф. Соколова, 1824 г. |
|
|
Огюст Шарпантьё. Портрет Жорж Санд. 1838. |
|
Эдгар Аллан По.
Портрет работы Ф. Дж. Фишера, 1849 г. |
|
|
|
|
|
|
|
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
|
РОМАНТИЗМ
в Европе и в Америке
2 ЧАСА
Уроки литературы в 10 классе[1] |
УРОКИ 5–6*[2]
«Быть свободным — это значит быть человеком» [3]
Романтизм в Европе и в Америке.
Урок может быть проведен в форме лекции,
на которой учитель расскажет об основных представителях романтизма в Западной Европе и в Америке.
В лекцию могут быть включены сообщения учащихся о биографии и творчестве крупнейших романтиков:
Э. Т. А. Гофмана (Германия);
поэтов «озерной школы», В. Скотта, Дж. Байрона (Англия);
В. Гюго, Жорж Санд (Франция);
В. Ирвинга, Дж. Ф. Купера, Э. По (США) и др.
(по выбору учителя и учащихся).
Примерный план лекции
1. Происхождение слова и понятия «романтизм». Романтизм как литературное направление и как художественный метод.
2. Иенские и гейдельбергские романтики. Идеальные порывы свободного человеческого духа, художественная переработка фольклора,
преданий старины, религиозных поверий. Черты романтизма в произведениях Гофмана.
3. Простые, естественные чувства в лирике поэтов «озерной школы». Исторические романы Вальтера Скотта. Защита свободы личности
в творчестве Байрона и Шелли.
4. Страдания героя в пошлой среде в творчестве французских романтиков (Сталь, Шатобриан и др.). Конфликт прекрасной души и ужасной
внешности в произведениях В. Гюго. Защита свободного чувства женщины в романах Ж. Санд.
5. Описание нравов и протест против буржуазного стяжательства в новеллах В. Ирвинга. Природа — человек — цивилизация в романах
Ф. Купера. Э. По как основоположник психологического детектива.
6. Своеобразие романтизма в литературе Германии, Англии, Франции и США.
Итог уроков.
Романтизм в каждой стране носил своеобразный национальный характер. В Германии в нем доминировала тяга к сверхъестественному, чудесному.
В Англии в произведениях романтиков обострился конфликт личности с внешним миром, появились разочарование и сомнение.
В литературе Франции поднимались проблемы нравственности, где приоритет отдавался общечеловеческой этике. У американских романтиков
мрачный психологизм сочетался с юмором, экзотикой и приключениями.
Русский романтизм испытал на себе влияние литературы Германии и Англии, но опережал в развитии романтиков Франции и Америки.
Следующие уроки: Урок 7*. Личность и судьба Жуковского. Романтические произведения поэта >>>
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|