Лирическая поэзия в зеркале пародии
Литература
 
 Главная
 
Д. Д. Минаев.
Фото, 1885 г.
 
А. Г. Архангельский
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ
В ЗЕРКАЛЕ ПАРОДИИ
 
3 ЧАСА

КОЗЬМА ПРУТКОВ
(1803 – 1863)


Уроки литературы в 8 классе[1]


Урок 96. Пародии Козьмы Пруткова.

* Урок 97. Лирическая поэзия в зеркале пародии.[2]

Урок 98. Пародии А. П. Чехова.


УРОК 97*
Лирическая поэзия в зеркале пародии

Задачи:
познакомить учащихся с лучшими образцами литературных пародий; развивать навык самостоятельного поиска и обработки информации на заданную тему.
Основные виды деятельности: чтение пародий; устные сообщения о поэтах-пародистах; просмотр фрагментов телепередач.
Термины: лирика, пародия, ирония.

Этапы урока

I. Вступительная беседа

о том, почему именно лирическая поэзия является особенно удобным объектом для пародиста.

II. Устные сообщения учащихся
«Лирическая поэзия А. А. Фета (или другого поэта) в зеркале пародии»,
а также о поэтах-пародистах Д. Д. Минаеве, А. Г. Архангельском и др.

III. Чтение и анализ пародий Д. Д. Минаева
«Поэт понимает, как плачут цветы...»,
«На борзом коне воевода скакал...»
с использованием примерно таких вопросов и заданий:


1. Ещё раз внимательно перечитайте стихотворение «Поэт понимает, как плачут цветы...» и отметьте в тексте слова и словосочетания, которые не соответствуют нашим традиционным представлениям о лирическом стихотворении, посвящённом природе.

2. Приведите пример использования в стихотворении «Поэт понимает, как плачут цветы...» каламбурной рифмы.

3. Как вы прокомментируете две последние строки этого стихотворения? Что и почему не принимает Д. Д. Минаев в «чистой поэзии»? Знакомо ли вам словосочетание «чистая поэзия»?

4. Какой жанр пародируется в стихотворении «На борзом коне воевода скакал...»? Какие признаки этого жанра можно отметить в стихотворении?

5. Докажите, что это стихотворение представляет собой пример травестийного[3] варианта пародии.

IV. Чтение и анализ пародий А. Г. Архангельского
«„Крестьянский“ поэт», «Мужичок с ноготок»
(пародия на стихотворение А. А. Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью...»).

При обращении к пародии «Мужичок с ноготок» следует прочитать стихотворение А. А. Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью...» и вспомнить знакомые учащимся строки из стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети», чтобы сделать вывод о том, как создаётся комический эффект.

В пародии «вечная» тема любви, особенно характерная для «чистой поэзии», снижается за счёт включения её в контекст некрасовской поэзии, отличавшейся постановкой острых социальных проблем.

V. Знакомство учащихся
с другими примерами пародий,

в том числе представление их собственных опытов создания литературных пародий.

На уроке могут прозвучать, например, фрагменты популярного сборника «Парнас дыбом», первое издание которого вышло в 1925 году. Этот сборник положил начало традиции создания так называемых «пародийных цепочек».

Так, например, тексты детских стихотворений «Жил-был у бабушки серенький козлик» и «У попа была собака» пересказывались в манере известных поэтов и писателей от Гомера и Данте до Маяковского и Твардовского.

Можно провести этот этап урока
в форме игры.


Восьмиклассники должны определить, чей стиль пародируется. Для чтения стоит выбрать из сборника «Парнас дыбом» переложения стихотворения «Жил-был у бабушки серенький козлик» в стилевой манере
Н. М. Карамзина,
И. А. Крылова,
А. С. Пушкина,
А. А. Ахматовой,
С. А. Есенина,
А. Т. Твардовского.

Полный текст сборника можно найти в Интернете.

VI. Домашнее задание:

прочитать рассказы А. П. Чехова «Летающие острова» и «Репка».

Следующие уроки: Урок 98. Пародии А. П. Чехова >>>


1. Источник: Уроки литературы. 8 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2017. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

3. Травестия – высокий предмет, излагаемый низким стилем.
Если знаменитый текст пародируется другим автором, то это есть выражение иронического отношения к миру прошлого, травестийный комментарий мотивов и образов. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
А. Г. Архангельский. Пародии.
– М.: Никитинские субботники, 1929
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика