Лирические песни без гражданского отлива. Минаев Д. Д.
Литература
 
 Главная
 
Д. Д. Минаев.
Фото, 1885 г.
 
 
Лирические песни
с гражданским отливом
1. "Ты предо мною сидишь..."
2. "Я – на диване сидел..."
3. "Что это: ночь или день?.."
4. "Тихая звездная ночь..."
5. "На дворе мычит корова..."
 
 
 
 
 
 
 
ДМИТРИЕВИЧ ДМИТРИЕВИЧ МИНАЕВ
(1835 – 1889)
[1]
 
ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ БЕЗ ГРАЖДАНСКОГО ОТЛИВА
Пародии на стихи Фета[2]
 
1

Ты предо мною сидишь;[3]
Весь я горю от любви:
Ум я теряю всегда,
Если сидим vis-a-vis.[4]

Сядь же напротив меня
Или к себе подзови:
Будем мы молча сидеть
Целую ночь vis-a-vis.

2

Я – на диване сидел,
Ты же – к окну подошла;
Месяц в окошко глядел,
Полночь томила и жгла.
Вдруг я с дивана спрыгнул,
Ты – отошла от окна,
Я на луну заглянул –
Спряталась в тучи луна.

3

Что это: ночь или день?[5]
Дай мне, мой ангел, ответ!
Свет, прогоняющий тень,
Тень, застилавшая свет.

Тучки нигде ни следа,
Ярко зарделся восток...
Шепчешь ты мне – середа,
Я ж говорю – четверток.

4

Тихая звёздная ночь.[6]
Друг мой, чего я хочу?
Сладки в сметане грибы
В тихую звёздную ночь.

Друг мой, тебя я люблю,
Чем же мне горю помочь?
Будем играть в «дурачки»
В тихую звёздную ночь.

Друг мой! Умён я всегда,
Днём я – от смысла не прочь.
Лезет в меня ерунда
В тёплую звёздную ночь.

5

На дворе мычит корова,
Ждет на крыше кошку кот.
Небо темно и сурово,
Буря плачет и ревет.

"Что валяешься в прихожей!
Самовар нести пора...
Наказанье с этой рожей:
Дрыхнет с самого утра".

Казачок вскочил. Сурово
Буря рвется в ворота,
Но молчит в хлеве корова,
И на крыше нет кота.

              Юнкер Звонкобрюхов

1863

Источник: Русская стихотворная пародия (XVIII–начало XX в.). Библиотека Поэта. Большая серия. – Л.: Советский писатель, 1960.
 

1. Дмитрий Дмитриевич Минаев (псевдонимы – Обличительный поэт, Тёмный Человек, Д. Свияжский, Михаил Бурбонов, Литературное домино, Общий друг) – русский поэт-сатирик и переводчик, журналист, критик.
В 1859 году под псевдонимом «Обличительный поэт» выпустил сборник литературных пародий «Перепевы. Стихотворения обличительного поэта». Печатался в «Современнике», «Русском слове», «Искре» и других изданиях.
Его называли «королем рифмы». (вернуться)

2. Лирические песни без гражданского отлива – дата создания: 1863, опубл.: 1863, «Русское слово», N 9 без общего заглавия, которое дано впоследствии в сборнике "Думы и песни" (т. 2, 1864).
В статье о двухтомном издании «Сочинений» Фета 1863 г. – «Лирическое худосочие (Письма и размышления российского сочинителя, критика и стихотворца, отставного майора Михаила Бурбонова)», без общего заглавия как стихи некоего юнкера Звонкобрюхова.
В статье описан пародийный персонаж – юнкер Звонкобрюхов, который, находясь в «гошпитале», сочинял стихи в «припадке ипохондрии и временного умопомешательства». Он даже пытался подражать стихотворению Фета «Буря на море вечернем...» и «сделал опыт подобного мычания» (инструментовки на "у" и "м"):

Дума и буря,
Брови нахмуря,
Смел по натуре,
Еду я к дуре.
Слушаю бури.
Сидя на фуре,
И, балагуря,
В каждой фигуре,
Как на лазури,
Вижу я бури...

Прочитав с пафосом эти стихи, юнкер "разбил окно и из третьего этажа выскочил на двор гошпиталя».
"Через неделю,– продолжает Бурбонов,– попалась мне статья Фета, и можете представить мое удивление, когда я нашел у него следующую мысль: «Поэтом может себя назвать только тот, кто вниз головой выпрыгнет из четвертого этажа на улицу»" (имеется в виду статья Фета "О стихотворениях Ф. Тютчева", напечатанная в «Русском слове», 1859, No 2).
Подобные заявления Фета, которыми он декларировал свое понимание поэзии как выражения иррационального чувства, случайного и индивидуального в эмоциональной жизни человека, осмеивались в фельетоне.
Печ. по «Думам и песням» 1864 г., где включены в цикл.
«Муза г. Фета, – писал Минаев в «Русском слово», — задалась грациозной работой подбирать звучные, мелодические слова, которые, будучи подобраны вместе, производят эффект своей музыкальностью. Весь процесс ее творчества состоит в том, что она ловит картинные выражения и из них лепит одну общую мозаику, вовсе не беспокоясь о том, будет ли смысл в целом произведении». Общим заданием цикла и является развенчание этих «звучных, мелодических слов». (вернуться)

3. «Ты предо мною сидишь…» – пародия на стих. Фета «Не отходи от меня…». (вернуться)

4. vis-a-vis – Лицом к лицу (франц.). (вернуться)

5. «Что это: ночь или день?..» – пародия на стих. Фета «Ты говоришь мне: прости! Я говорю: до свиданья!..». (вернуться)

6. «Тихая звёздная ночь…» – пародия на стих. Фета «Тихая, звёздная ночь…». (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика