Рецензия на театральную постановку одной из пьес А. Н. Островского
Литература
 
 Главная
 
Портрет А. Н. Островского.
1875 г. Гравюра на стали
 
Рерих Н. К. Снегурочка. 1912.
Эскиз костюма к пьесе А. Н. Островского "Снегурочка"
 
 
 
 
 
 
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ
(1823 – 1886)


«СНЕГУРОЧКА»
4 ЧАСА

8 класс[1]


Урок 51. Пьеса А. Н. Островского «Снегурочка».

* Урок 52. Мир берендеев.[2]

Урок 53. Образ Снегурочки.

* Урок 54. Рецензия на театральную постановку одной из пьес А. Н. Островского.


УРОК 54*
Рецензия на театральную постановку
одной из пьес А. Н. Островского

Задачи:
познакомить со сценической историей пьесы А. Н. Островского «Снегурочка»; научить школьников анализировать тексты рецензий на современную постановку пьесы; подготовить учащихся к самостоятельному написанию рецензии.
Основные виды деятельности: отчёт о выполнении индивидуального задания; чтение и анализ рецензий; беседа.
Термины: рецензия, аргументация, тезис, интерпретация.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о значении драматургии А. Н. Островского.

Писатель называл театр «школой нравов». Он считал, что театр призван показывать, что «есть хорошего, доброго в русском человеке, что он должен в себе беречь и воспитывать и что есть в нём дикого и грубого, с чем он должен бороться».

Драматург ратовал за «родственную связь талантов»: между актёрами — художниками, исполнителями и авторами — художниками, творцами; в едином устремлении они «поднимают» зрителя, вызывая у него «радость и восторг», что и «есть художественное наслаждение».

Точно определил место и роль А. Н. Островского в развитии русского театра и литературы И. А. Гончаров: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: „У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться „Театр Островского“».

Не уходят из репертуара русского театра XXI века такие пьесы, как «Снегурочка», «Лес», «Без вины виноватые», «Гроза», «Бешеные деньги», «Правда хорошо — а счастье лучше», «Волки и овцы», «На всякого мудреца довольно простоты», «Бедность не порок» и др. При этом режиссёрами предлагаются различные варианты их сценических прочтений.

При оценке современных театральных постановок нужно учитывать авторское понимание воспитательно-преобразующей функции театра: «Учить людей, изображая нравы». Верность критериям и позиции самого драматурга сохраняют современные постановки Малого театра (Дома Островского, художественный руководитель Ю. М. Соломин) и МХАТ им. М. Горького (художественный руководитель Т. В. Доронина).

В начале XXI века некоторые столичные и провинциальные театры обратились к постановке пьесы «Снегурочка», имеющей не вполне удачную сценическую историю.

II. Отчёты о выполнении задания
«Сценическая история пьесы А. Н. Островского „Снегурочка“»

в виде электронной презентации настроит учащихся на аналитическую работу над рецензиями по по воду современных театральных постановок «Снегурочки».

III. Знакомство с рецензиями
на спектакль «Страна любви»,

«драму-игру с музыкой, песнями и танцами по пьесе А. Н. Островского „Снегурочка“» (режиссёр К. Райкин, московский театр «Сатирикон»)
и спектакль «Весенняя сказка»
(режиссёр Е. Еланская, московский театр «Сфера»).

Зачитываются рецензии
на эти театральные постановки пьесы А. Н. Островского «Снегурочка»:

1. Рецензия на спектакль «Страна любви»
(режиссёр К. Райкин, театр «Сатирикон»).


«Поэтическая сказка Островского „Снегурочка“ на драматической сцене никогда ни у кого не получалась. Даже у Станиславского. К примеру, чтобы почувствовать, ощутить „На дне“ Максима Горького, создатели Художественного театра на Хитров рынок ездили, а чтобы Берендеево царство воспроизвести, куда ехать прикажете? Гипотетически можно, конечно, предположить, что в каком-нибудь городе X режиссёр Y поставил неплохой спектакль, но привередливая история об этих успехах умалчивает.

Странная пьеса, как будто заколдованная. Вроде бы сказка, а значит, предназначена для детей, но при этом поэтический строй и язык сложны сверх меры, а мораль сумрачна и необъяснима. Доисторическое время, языческая страна берендеев, текст возвышенно-архаичный — всё это вместе легко может усыпить современного театрала, который, как известно, „и жить торопится, и чувствовать спешит“. Словом, ставят „Снегурочку“ нечасто, потому что для победы над этим выбивающимся из ряда сочинением драматурга Островского необходимо найти адекватные сценические средства.

<...> Никому не давалась пьеса, а Райкину далась. И чем он её взял, как открыл — не сразу угадаешь. Ничего такого поражающего воображение в его спектакле нет. Всё предельно просто: пустая, неуютная сцена, ряд кресел на колесиках, штанкеты, софиты, провода, полотнище белой ткани, ленты полиэтилена (сценография Бориса Валуева). Только парящая в облаках фантазия способна увидеть за всем этим лес, реку, небо и солнце. Толпа молодых ребят — в кроссовках, майках и джинсах, темпераментных, симпатичных, отлично танцующих и поющих. Спрашивается, ну что тут такого особенного? <...> В спектакле Райкина решили дело какая-то буйная, изо всех щелей вырывающаяся талантливость, молодое победительное обаяние и — любовь.

У нас сейчас принято переименовывать классические пьесы, вот и Райкин назвал свой спектакль „Страна любви“, но, похоже, сделал это не просто для того, чтобы не отпугнуть сказочным названием взрослого зрителя. <...> И происходит нечто странное, почти необъяснимое — под этим неуёмным молодёжным напором как-то само собой, без всяких, казалось бы, усилий возникает на сцене то самое, сочинённое Островским, доисторическое время и сказочное царство берендеев, оживает устаревший язык, начинает доходить непростой и жестокий смысл рассказанной истории.

Неспешную, завораживающую поэтику Островского Райкин не стал выражать впрямую, пошёл от противного, рискованно ввёл современные ритмы, современную атрибутику, юмор и — выиграл. Здесь Лель (Сергей Сотников), пастушок в белом костюме, душка-тенор, любимец коров и юных девушек, поёт красиво и сладко... И Снегурочка (Алёна Разживина) с хвостиками на голове, в полосатых гольфах и с рюкзачком за спиной больше похожа на Пеппи Длинныйчулок, чем на неведомую красавицу. <...> Но вот, казалось бы, на автора темпераментно навалились весёлой компанией, протанцевали, пропели, прокричали в ритме рэпа его трогательно наивные стихотворные тексты, а он не просто устоял-выстоял, но и заиграл по-новому, отмытый от штампов, нескладной традиции и скучного правдоподобия. Меж тем главное достоинство молоденьких учеников Константина Райкина в их подлинности. Тут играют, не щадя живота своего, на всю катушку, без притворства. Мы ведь как привыкли: „сказка — ложь, да в ней намёк“, и театр всё больше теперь ложь, и актёры всё чаще только намекают на чувства. Они притворяются, что так и надо, мы притворяемся, что нам это нравится. А в „Стране любви“ — выходит Мизгирь (Артём Осипов), на колени падает, о страсти, его поразившей, кричит или красавица Купава (Марина Дровосекова), Мизгирем оскорблённая, защиты просит, а в финале Снегурочка, любовь узнавшая, изнемогает-тает, и что говорят они в тот момент, то и чувствуют. Без обмана. В этом спектакле существуют на равных и эти моменты чистого драматизма, и захватывающий дух всеобщий задор, и упоение сценой, и темпераментные танцы (их всё же явный избыток, увлекающийся Райкин не смог, как это часто случается, вовремя остановиться и щедрой рукой добавлял, добавлял), и голосистое пение. Ну а кроме всего прочего, на ребят этих приятно смотреть, у них хорошие, светлые лица. Они вышли на сцену большой компанией, но запомнились поодиночке. И будем надеяться, не пропадут. Их учитель, совершенно очевидно, влюблён в своих учеников... Спектакль, на взаимной любви созданный, способен как-то вдруг прыгнуть выше головы и парить потом над подмостками без каких-либо видимых подпорок» (Зайонц М. Островский в ритме рэпа // Итоги. — 2004. — 12 октября // www.smotr.ru/2004/2004_satiricon_strana.htm).

2. Рецензия на спектакль «Весенняя сказка»
(режиссёр-постановщик Е. Еланская, театр «Сфера»).


«В последние сезоны театр „Сфера“ успешно ищет пути к современному синтетическому (то есть включающему многочисленные виды художественного воздействия) спектаклю. С появлением на сцене „весенней сказки“ Островского „Снегурочка“ эти поиски приобретают определённую законченность. Насыщенная эмоциональность диалогов, энергично сменяющаяся череда музыкальных, танцевальных, эстрадных и драматических эпизодов, продуманное переплетение национально-исторического колорита и современных деталей, часто имеющих игровой, шуточный смысл, наконец, пристальное внимание к внутреннему миру героев — вот далеко не все слагаемые режиссёрского метода.

В этом спектакле языческие песни и танцы берендеев и берендеек уступают место почти пародийному танго „Сиреневый туман“ или эффектному эстрадному выступлению Прекрасной Елены (Елена Елова) или Леля (Дмитрий Новиков). Такая же эклектика — в костюмах. Тёмный, безукоризненный костюм с галстуком молодого, необычайно обаятельного царя Берендея (Дмитрий Ячевский), скорее современного президента, чем языческого вождя; потёртое кожаное пальто и мятая шляпа выпивохи Бобыля (Сергей Вольхин); чёрная майка пастуха Леля с электрогитарой в руках, этакого солиста рок-группы; короткий, отороченный голубым мехом наряд Снегурочки (Екатерина Ишимцева), появляющейся на сцене как „мисс вселенная“; красная блузка страдалицы Купавы (Татьяна Шитова); светлая „тройка“ богача Мизгиря (Степан Коршунов) — вся эта игра расцветок не случайна, а связана с игрой характеров в разворачивающейся любовной драме.

Почему же нет ощущения поверхностного осовременивания Островского? Почему зрители охотно принимают телевизионную пресс конференцию царя Берендея, во время которой, по тайному знаку царя, телевизионщики прикрывают камеру, когда речь заходит об убийствах и воровстве в слободке? Потому что всё включено в игровую, театральную стихию, оборачивающуюся к зрителю то своим „доисторическим“, „берендеевским“, то современным, шуточным ликом.

В свою очередь, эта стихия поглощена полифонией чувств — борений, страданий, предательств, ревности и любовного отчаяния героев, — а они, эти чувства, и сегодня и «тогда» неизменны. Венчает эту полифонию волнующая сцена гибели Снегурочки, для которой любовь равнозначна смерти: „Люблю и таю!..“

Созданная Островским 130 лет назад сказка привлекала таких могучих гениев, как Чайковский и Римский-Корсаков, бесчисленны её постановки на драматической сцене. Сегодня московские зрители имеют возможность увидеть ещё один незаурядный спектакль по этому несравненному шедевру русской классики». (Театр «Сфера»: «Весенняя сказка», А. Н. Островский //www.teatr.ru/docs/tpl/doc.asp?id=558&).

IV. Анализ прочитанных рецензий с опорой на изученный в 7 классе материал об особенностях рецензии как жанра (алгоритм изложения мыслей: тезис — развитие тезиса, пример — объяснение примера — обобщение-вывод) проходит в
форме беседы с учащимися по таким,
например, вопросам:


1. Принимаете ли вы такое современное прочтение пьесы А. Н. Островского «Снегурочка»?

2. Соответствуют ли вашему представлению о пьесе её оригинальные интерпретации, предложенные современными режиссёрами?

3. Возникло ли у вас желание посмотреть эти спектакли?

4. Ясна ли позиция авторов рецензии по поводу театральной постановки? В чём она выражается?

5. Какова логика размышлений авторов рецензий?

6. В полной ли мере, с вашей точки зрения, представлен анализ игры актёров, оформления спектакля, его музыкального сопровождения?

7. Соответствуют ли представленные варианты рецензий требованиям, предъявляемым к жанру рецензии?

V. Домашнее задание:

написать рецензию на одну из театральных или кинематографических версий пьесы А. Н. Островского «Снегурочка» (выбрать один из предложенных ниже вариантов домашнего задания).

1-й вариант
Посмотреть фильм «Снегурочка», снятый режиссёром П. Кадочниковым (1968), и написать рецензию на этот фильм. Для подготовки к выполнению задания рекомендуются вопросы:
1. Какие приобретения и потери отличают экранизацию от пьесы?
2. Насколько образы, созданные актёрами, отвечают вашему представлению о персонажах «весенней сказки»?
3. Какие вы заметили режиссёрские и операторские находки в фильме?
4. Как показана в фильме обстановка, в которой живут и действуют герои? Соответствует ли это замыслу писателя?
5. Помогает ли музыка более глубокому восприятию фильма и сюжета произведения?
6. Что нового для понимания произведения дала вам эта экранизация пьесы?

2-й вариант
Прочитать одну из пьес А. Н. Островского, посетить спектакль по этой пьесе (или посмотреть запись спектакля) и написать рецензию на театральную постановку. Для подготовки к посещению театра (просмотру видеозаписи) рекомендуются вопросы:
1. Как показана обстановка, в которой живут и действуют герои?
2. Насколько образы, созданные актёрами, соответствуют авторскому замыслу и вашему представлению о персонажах произведения?
3. Воплощение какого образа вы считаете наиболее удачным в спектакле?
4. Помогает ли музыка более глубокому восприятию произведения?
5. Что нового для понимания произведения дала вам эта театральная постановка пьесы?

Следующие уроки: Урок 55. Л. Н. Толстой и его рассказ «После бала» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 8 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2017. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
Страна любви (драма-игра с музыкой, песнями и танцами по пьесе «Снегурочка»)
Театр "Сатирикон". Постановка: Константин Райкин. Сценография: Борис Валуев.
Премьера состоялась 1 октября 2004 года. Последний спектакль состоялся 13 июня 2008 года.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика