Сюжет как метафора жизни
Литература
 
 Главная
 
 
ПРАКТИКУМЫ
в 7 классе:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СЮЖЕТ КАК МЕТАФОРА ЖИЗНИ
 
Урок 1

1 ЧАС

7 класс[1]



УРОК 1
Сюжет как метафора жизни

Задачи:
познакомить семиклассников с учебником; обобщить имеющиеся у учащихся представления о сюжете и особенностях его построения в литературном произведении.
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; ответы на вопросы учебника; работа с иллюстрацией.
Термины: сюжет, фабула, конфликт, образ события, завязка, кульминация, развязка.

Этапы урока

I. Вступительное слово

о сюжете в литературе, сюжете как метафоре жизни и об основных задачах курса литературы в 7 классе:
читать литературные произведения, иметь представление о сюжете, тематике и проблематике, героях и авторской позиции, давать устную и письменную характеристику сюжета и конфликта, отдельных эпизодов и событий, изображённых в произведении.

II. Знакомство с учебником.
Представление обложки, форзацев, оглавления учебника. Следует обратить внимание на справочный аппарат учебника
(комментарии, сноски, рубрика «Мир в слове», «Краткий словарь литературоведческих терминов»).

Помещённый на обложке фрагмент картины Б. М. Кустодиева «Встреча» (декорации к комедии А. Н. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын»; см. репродукцию ниже) может стать началом разговора о сюжете литературного произведения.

Вопросы для беседы:

1. Какое событие изображено на картине? Обратите внимание на её название. Какие события в нашей жизни связаны со встречами? Как встречи могут существенным образом повлиять на дальнейший ход событий? Приведите примеры из жизни и литературы.

2. Опишите место и время встречи. Кто является участником и свидетелем этого события? Выскажите свои предположения по поводу возможной темы беседы двух женщин. Обратите внимание на то, что на картине изображён и, казалось бы, совершенно отдельно существующий от них человек. Какому событию может быть посвящено произведение, иллюстрацию к которому вы рассматриваете?

В ходе беседы учитель сопоставит основное событие в литературном произведении и цепь событий, из которых оно складывается (это важная задача последующих уроков).

Кроме того, можно представить учащимся вариант краткого изложения и характеристики сюжета на примере комедии А. Н. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (это ещё одна специальная задача уроков литературы в 7 классе).

В основу сюжета пьесы положена история неожиданного обретения крупной суммы денег. Чиновник в отставке, скопивший большое состояние, но при этом отказывавший себе и своим близким во всём, потерял свёрток с деньгами в саду. В результате деньги оказались у тех, кто в них нуждался, в том числе у бедной племянницы чиновника.

Этому основному событию предшествовали многочисленные встречи действующих лиц комедии. Одна из таких встреч и представлена на картине Б. М. Кустодиева. Тема разговора здесь вполне традиционна для пьес драматурга: поиски выгодного жениха для бедной невесты и, наоборот, богатой невесты для бедного жениха.

III. Чтение вступительной статьи учебника
«Сюжет как метафора жизни».

Особенно важно объяснить смысл её названия, используя известные строки из романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»:

И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Ещё не ясно различал.

С этой же целью можно обратиться к заданию 2 учебника и соотнести значения слов «изображение», «воображение», «преображение».

Семиклассники отмечают, что это однокоренные слова и что они непосредственно связаны с характеристикой искусства как творческой художественной деятельности.

Выполнение задания может быть завершено выводами:

1. Всякое искусство связано с изображением, представлением художественных картин, образов.

2. Художественные картины, образы создаются при помощи активной работы воображения, фантазии.

3. В процессе создания художественных картин, образов (благодаря работе воображения, творческой фантазии) осуществляется преображение, изменение реальной жизни, действительности.

Во вступительной статье учебника используются преимущественно знакомые семиклассникам литературоведческие термины.

Понятия «сюжет» и «фабула», по-разному трактуемые в литературоведении, на данном этапе важно развести, указав при этом, что они могут употребляться и как близкие по значению.

IV. Беседа по вопросам учебника.

Для закрепления материала вступительной статьи можно использовать вопросы и задания 3, 4 учебника.

При выполнении задания 4 следует обратиться к полному тексту небольшого по объёму рассказа И. А. Бунина «Книга», который станет поводом для обсуждения вопроса о том, в каком смысле можно говорить о литературе как «учебнике жизни».

V. Подведение итогов урока,
объяснение домашнего задания.


Урок завершается возвращением к его теме и выводам об особой значимости сюжета в литературном произведении.

Выполнению домашнего задания может предшествовать небольшая беседа о том, какую роль играет сюжет в произведениях других видов искусства (живописи, скульптуре, музыке, театре, кинематографе):

1. Какие события, известные сюжеты (мифологические, фольклорные, литературные) положены в основу этих произведений изобразительного искусства?

«Последний день Помпеи» К. П. Брюллова, «Богатыри» В. М. Васнецова, «Царевна-Лебедь» М. А. Врубеля, «Прометей» Ф. Г. Гордеева, «Христос в пустыне» И. Н. Крамского, «Взятие снежного городка» В. И. Сурикова и др.

2. Можно ли говорить о сюжете применительно к следующим произведениям живописи и скульптуры?

«Вечер на Украине» А. И. Куинджи, «Весна. Большая вода» И. И. Левитана, «Семейный портрет» И. Ф. Хруцкого, «Рожь» И. И. Шишкина и др.

Здесь важно отметить, что сюжет в произведениях изобразительного искусства обычно присутствует на картинах, связанных с исторической или бытовой тематикой.

Многие живописные полотна, скульптуры созданы на основе мифологических, фольклорных, литературных сюжетов. То же самое можно сказать и о произведениях музыкального искусства (известная семиклассникам музыка Г. А. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель», балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» и др.).

VI. Домашнее задание:

прочитать в учебнике статью о Владимире Мономахе и ответить устно на вопросы 1, 2, помещённые после статьи.

Индивидуальные задания: выполнить устно индивидуальные задания 1, 3 после вступительной статьи учебника «Сюжет как метафора жизни».

Следующие уроки: Урок 2. «Поучение» Владимира Мономаха >>>


 
Кустодиев Б. М. Встреча. 1917
Эскиз декорации к пьесе А. Н. Островского "Не было ни гроша, да вдруг алтын"
(вернуться к уроку)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика