«Поучение» Владимира Мономаха
Литература
 
 Главная
 
 
 
 
 
 
 
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
«Поучение» Владимира Мономаха

2 ЧАСА

7 класс[1]


Урок 2. «Поучение» Владимира Мономаха.
Урок 3. Поучительный характер произведений древнерусской литературы


УРОК 2
«Поучение» Владимира Мономаха

Задачи:
закрепить представления учащихся о специфике древнерусской литературы; познакомить с фрагментами «Поучения» Владимира Мономаха и особенностями жанра поучения; дать начальное представление об образе события в литературном произведении.
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; выразительное чтение фрагментов «Поучения»; отчёт о выполнении индивидуального задания; работа с комментариями; беседа по вопросам учебника; работа с иллюстрациями.
Термины: художественный образ, сюжет, композиция, поучение, исповедь, проповедь, автобиография.

Этапы урока

I. Отчёты учащихся о выполнении домашнего задания

можно разделить на три части:

1. Закрепление материала вступительной статьи «Сюжет как метафора жизни»
(обращение к понятиям «протосюжет», «протособытие» и «прототип»).

2. Анализ сюжета в произведениях изобразительного искусства,
репродукции которых помещены в учебнике, готовящий к последующему разговору на уроках литературы в 7 классе о сюжетности и бессюжетности произведений художественной литературы (в зависимости от того, что в них преобладает: повествование, действие или описание).

3. Рассказы учащихся о Владимире Мономахе и его эпохе,
которые дополнит вступительное слово учителя к уроку, посвящённому чтению и анализу фрагментов «Поучения» Владимира Мономаха.

II. Вступительное слово учителя
о временах Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.


Это может быть заочная экскурсия, которую помогут провести учащиеся, заранее подготовившие материалы из Интернета, а также из иллюстрированных изданий о Древней Руси, например:

1. Перевезенцев С. В. Древняя Русь / С. В. Перевезенцев. — М., 2008.
2. Путилов Б. Н. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди / Б. Н. Путилов. — М., 2008.

Рассказ учителя должен подготовить учащихся к пониманию особой значимости «Поучения» Владимира Мономаха как прямого обращения князя к своим близким с призывом жить не только праведно, но и дружно. Последнее было особенно важно в условиях постоянных набегов на русские земли кочевых племён.

Здесь можно привести слова В. А. Жуковского, так написавшего о Владимире Мономахе в «Русской славе»:

Была пора: губительный раздор
Везде летал с хоругвию кровавой,
За ним вослед бежали глад и мор;
Разбор, грабёж и мщенье были славой;
От русских русских кровь текла;
Лежали грады кучей праха;
И Русь бедою поросла...
Губил половчанин без страха;
Но Русь в беде крепка была
Душой великой Мономаха.

Представления о Мономахе могут быть дополнены при чтении фрагментов исторических трудов, например:

Карамзин Н. М. История государства Российского (том 2, глава 7 «Владимир Мономах, названный в крещении Василием. Г. 1113—1125»).

Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей (глава 4 «Князь Владимир Мономах»).

Ключевский В. О. Курс русской истории (лекция XXVI «Сказание о Владимире Мономахе»).

На уроке демонстрируется фотография шапки Мономаха как символа самодержавной власти, объясняется значение данного словосочетания, а также выражения «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!» (слова Бориса Годунова из одноимённой трагедии А. С. Пушкина).

В качестве дополнительного материала используется
репродукция картины В. М. Васнецова «Отдых великого князя Владимира Мономаха после охоты» (см. репродукцию ниже).

Попутно повторяются сведения о древнерусских жанрах и каноне (законах, правилах). Последующее сопоставление особенностей летописного канона и жанра поучения будет способствовать обобщению знаний учащихся о своеобразии древнерусской литературы.

III. Чтение и анализ фрагментов
«Поучения» Владимира Мономаха

(первой и второй частей) с использованием комментариев учебника.

Сначала читается текст «Поучения» и проводится работа по вопросам 1—4 учебника, а также словарная работа, объяснение устаревших слов, встречающихся в памятнике.

Затем читается «Рассказ Мономаха о своей жизни», анализ которого направят во про сы 5—6 учебника.

Дополнительные вопросы:

1. Сколько частей выделялось в составе древнерусского поучения? Найдите их в тексте. Как и почему именно так характеризует себя автор во вступлении?

2. С чего начинается основная часть? О чём в ней рассказывается? Какие обстоятельства побуждают Владимира Мономаха задуматься над смыслом человеческого бытия и собственной жизни?
С какой целью, как вы думаете, князь прибегает к цитированию?

3. Как продолжает Владимир Мономах своё «Поучение»? Черты какого жанра угадываются в его рассказе о воинских походах и охотах? Сопоставьте стиль повествования в первой и второй частях «Поучения».

4. Прочтите заключение. Какова его цель? О чём говорит в нём автор? В чём его сходство со вступлением?

IV. Рассказы учащихся об образе Владимира Мономаха
(на материале «Поучения» и иллюстративного материала к нему).

Возможно проведение подготовительной работы в группах, направленной на воссоздание образа Владимира Мономаха:

а) как правителя, обеспокоенного судьбой Русской земли,
и б) как человека.

Эта работа может быть завершена дома.

Вопросы для работы в группах:

1. Каким видится вам Владимир Мономах как правитель на основе прочитанного текста? Объясните, почему Владимир Мономах не соглашается со своими братьями, которые предложили ему выгнать Ростиславичей с их земли, заняв её. Какие проблемы российской государственности поставлены в «Поучении»? Приведите примеры.

2. Какой образ жизни предлагает вести Владимир Мономах своим детям? Почему Владимир Мономах призывает не давать «отрокам причинять вред ни своим, ни чужим»? Какие нравственные проблемы поставлены в «Поучении»? Приведите примеры.

Работу в группах, посвящённую закреплению материала об образе Владимира Мономаха, можно завершить:

1) составлением таблицы «Образ Владимира Мономаха»
(черты правителя и человеческие качества Владимира Мономаха);

2) написанием сочинения-миниатюры о Владимире Мономахе как правителе и как человеке.

V. Чтение и анализ фрагментов письма
Владимира Мономаха Олегу Святославичу

(индивидуальное задание 2 учебника) можно провести и на уроке.

Дополнительные вопросы:

1. С каким событием в жизни автора связано письмо?

2. Определите главную мысль этого письма.

3. Правильно ли поступает Владимир Мономах? Как данный поступок его характеризует?

VI. Подведение итогов.
Заключительное слово учителя

о жанре поучения и о «Поучении» Владимира Мономаха как памятнике древнерусской литературы.

На завершающем этапе урока можно предложить семиклассникам ещё раз рассмотреть иллюстрации к «Поучению» Владимира Мономаха и ответить на вопросы:

1. Какое событие изображено на иллюстрации? Кто принимает участие в этом событии?

2. Какие эпизоды нашей жизни обычно связаны с событием рассказывания? Чьи рассказы мы чаще всего слушаем? Какие уроки (и всегда ли) мы извлекаем из этих рассказов?

VII. Домашнее задание:

подготовить сообщение на одну из предложенных тем:
«Владимир Мономах как правитель»,
«Владимир Мономах как человек»,
«Здоровый образ жизни по Владимиру Мономаху».

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 4 (устно), 5 (письменно).

Следующие уроки: Урок 3. Поучительный характер произведений древнерусской литературы >>>


 
Отдых великого князя Владимира Мономаха после охоты. Худ. В.М. Васнецов. 1895
Художник написал эту акварель для книги «Великокняжеская и царская охота на Руси».
Иллюстрация находится в Т. 1: Великокняжеская и царская охота на Руси с X по XVI век. – 1896. – XVI, 212 с.
(вернуться к уроку)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика