Стихотворение Н. А. Некрасова «В полном разгаре страда деревенская...»
Литература
 
 Главная
 
Портрет Н. А. Некрасова
работы И. Н. Крамского, 1877.
Третьяковская галерея
 
 
 
В полном разгаре страда деревенская…
Н. А. Некрасов в иллюстрациях
Д. Шмаринова: комплект открыток
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ
(1821 – 1878)

3 ЧАСА

7 класс[1]


Урок 49. Стихотворения Н. А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…», «Несжатая полоса», «В полном разгаре страда деревенская…»

Урок 50. Поэма Н. А. Некрасова «Русские женщины»

Урок 51. Тема судьбы русской женщины в поэзии Н. А. Некрасова


УРОК 49
Стихотворения Н. А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…»,
«Несжатая полоса», «В полном разгаре страда деревенская…»

Задачи:
познакомить учащихся с отдельными фактами жизни и творчества Н. А. Некрасова; прочитать и прокомментировать стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом…», «Несжатая полоса», «В полном разгаре страда деревенская…», отметить их связь с фольклорной традицией.
Основные виды деятельности: работа в тетрадях, запись тезисов лекции учителя; ответы на вопросы учебника; выразительное чтение стихотворения; викторина.
Термины: лирическое произведение, фольклор, песня.

Этапы урока

I. Лекция учителя о жизненном
и творческом пути Н. А. Некрасова.


В тетрадях отмечаются наиболее важные моменты лекции:

Особое место в поэзии Н. А. Некрасова заняли темы Родины, народа и судьбы русской женщины.

Н. А. Некрасов использовал темы и образы русского фольклора, продолжил традиции А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя.

Особенности поэзии Н. А. Некрасова связаны с её демократичностью (изображение повседневных, непоэтических явлений жизни, использование разговорной лексики, традиций народной песни), гражданственностью, особым интересом к социальной проблематике.

В ходе лекции могут быть использованы фрагменты статьи учебника о поэте.

II. Викторина,
направленная на закрепление и расширение представлений учащихся о жизни и творчестве поэта:

1. Будущий поэт родился в семье отставного майора Алексея Сергеевича Некрасова, помещика, в местечке .................... (Немирово) на Украине.

2. На берегу Волги в селе ................... (Грешнево) близ Ярославля прошли детские годы поэта.

3. Отец Некрасова был убеждённым крепостником, главным интересом в жизни которого была .................... (псовая охота).

4. Елена Андреевна, мать поэта, в доме мужа терпела обиды и унижения. Она пробудила в мальчике уважение и любовь к слабым, передала ему свои чуткость и доброту. Ей поэт преподнёс своё первое стихотворение в возрасте .................... (семи) лет.

5. Некрасов учился в Ярославской гимназии, мечтал о литературной деятельности, но отец избрал для него ..................... (военную) карьеру, отправил в .................... (Петербург).

6. Огромная заслуга в формировании и признании Некрасовапоэта принадлежит критику ..................... (В. Г. Белинскому).

7. За год до знакомства с известным критиком 19-летний юноша опубликовал свой первый сборник ..................... («Мечты и звуки»).

III. Чтение и анализ стихотворений
«Вчерашний день, часу в шестом…» и «Несжатая полоса»

с использованием вопросов и заданий учебника.

В первом стихотворении особенно важно подчеркнуть сравнение «крестьянки молодой» с музой, подготовить семиклассников к обобщениям об образе русской крестьянки в поэзии Некрасова. Разговор об этой теме будет продолжен на другом уровне в 10 классе.

IV. Чтение и анализ стихотворения
«В полном разгаре страда деревенская...»

с использованием вопросов и заданий учебника.

Дополнительные вопросы и задания:

1. Что означает время деревенской страды?

2. О каких трудностях женской доли размышляет автор?

3. Какими чувствами и настроениями проникнуто стихотворение?

4. Какие иллюстрации вы бы подобрали к этому стихотворению?

5. Опишите образ русской крестьянки, используя цитаты из стихотворения.

6. Какие описания крестьянки свидетельствуют о вполне определённой авторской позиции, сочувствии поэта?

V. Анализ изобразительно-выразительных средств языка
в стихотворениях Н. А. Некрасова

«Вчерашний день, часу в шестом…», «Несжатая полоса», «В полном разгаре страда деревенская...»
может быть проведён как небольшая самостоятельная работа, результаты которой обсуждаются в конце урока.

Примерные задания для учащихся:

1. Вспомните, что такое инверсия. Приведите примеры использования инверсии в стихотворении.

2. Какие особенности лексики и синтаксиса, ритмики и строфики стихотворения свидетельствуют о влиянии произведений фольклора?

3. Обратите внимание на постановку знаков препинания в стихотворении. Сделайте вывод на основе своих наблюдений.

V. Подведение итогов самостоятельной работы,
выводы о своеобразном сочетании в стихотворении «В полном разгаре страда деревенская...» высокой лексики, поэтизмов и просторечной лексики, стиля народной песни.

VI. Домашнее задание:

прочитать из поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины» помещённую в учебнике часть «Княгиня Трубецкая»

Следующие уроки: Урок 50. Поэма Н. А. Некрасова «Русские женщины» >>>


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика