Рассказы А. П. Чехова «Смерть чиновника» и «Маска». Литература-7
Литература
 
 Главная
 
 
А. П. Чехов.
Фотография с дарств. надписью
М. Горькому. 1902 г.
 
 
 
Иллюстрация к рассказу
"Маска".
Худ. Б. М. Калаушин. 1954
 
Иллюстрация к рассказу
А.П. Чехова «Хирургия»
Худ. Апсит А. П.
 
 
Иллюстрация к рассказу
А.П. Чехова «Дочь Альбиона»
Худ. Кукрыниксы
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ
(1860 – 1904)

3 ЧАСА

7 класс[1]


Урок 55. Рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника»

Урок 56. Рассказ А. П. Чехова «Маска»

Урок 57. Урок внеклассного чтения по рассказам А. П. Чехова


УРОК 55
Рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника»

Задачи:
познакомить учащихся с отдельными фактами жизни и творчества А. П. Чехова; прочитать и прокомментировать рассказ «Смерть чиновника»; дать начальные представления о комическом в литературе.
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи учебника; устные сообщения учащихся; ответы на вопросы учебника; чтение и анализ рассказа; анализ художественных деталей.
Термины: комическая ситуация, юмористическое произведение, речевая характеристика, художественная деталь, антитеза.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя
о жизни и творчестве А. П. Чехова

(на материале статьи учебника и с учётом того, что семиклассники уже знакомы с отдельными фактами биографии и ранними юмористическими произведениями писателя).

II. Самостоятельное чтение
статьи учебника о писателе

и определение её основных положений, связанных с характеристикой творчества А. П. Чехова, его художественных принципов.

В тетрадях учащихся могут быть записаны и другие высказывания писателя, характеризующие его художественные принципы и преимущественно относящиеся к раннему периоду его творчества (некоторые из этих высказываний уже знакомы семиклассникам):

«Краткость — сестра таланта... Сюжет должен быть нов, а фабула может отсутствовать» (из письма брату Александру от 11 апреля 1889 г.).

«Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам» (из письма А. С. Суворину от 1 апреля 1890 г.).

«Чем объективнее, тем сильнее выходит впечатление» (из письма Л. А. Авиловой от 29 апреля 1892 г.).

III. Чтение и анализ
рассказа «Смерть чиновника».


Рассказ может быть прочитан учителем или заранее подготовленным учеником. В процессе анализа произведения используются вопросы и задания 1—5 учебника.

Знакомясь с комментариями к рассказу, семиклассники должны вспомнить записанную в прошлом году (при изучении рассказа «Толстый и тонкий») информацию о «Табели о рангах», принятой Петром Первым и существовавшей в чеховские времена в несколько изменённом виде.

В рассказе «Смерть чиновника» представлена ещё одна вариация истории с участием «толстого» и «тонкого».

IV. Закрепление навыка выявления в тексте
признаков комической ситуации

с использованием текста рассказа «Смерть чиновника» и других произведений А. П. Чехова.

План работы:

1. Признаки комической ситуации: наличие явного несоответствия (например, внешнего облика человека и его поведения), двусмысленности или абсурдности положения или высказывания (например, неожиданно или преднамеренно сделанной оговорки).

2. Примеры комических ситуаций в нашей повседневной жизни и в произведениях художественной литературы.

V. Подведение итогов урока,
выводы о соотношении грустного и смешного в ранних юмористических рассказах А. П. Чехова.

VI. Домашнее задание:

прочитать рассказ А. П. Чехова «Маска».



УРОК 56
Рассказ А. П. Чехова «Маска»

Задачи:
обогатить представления учащихся о комическом и средствах его создания; развивать навыки сопоставительного анализа литературных произведений и персонажей.
Основные виды деятельности: чтение рассказа; беседа по вопросам учебника; работа с иллюстрацией; письменный ответ на вопрос.
Термины: комическая ситуация, диалог, художественная деталь.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о теме и задачах урока, на котором предполагается расширить представления семиклассников о юмористических рассказах А. П. Чехова, закрепить навыки сопоставительного анализа литературных произведений и персонажей.

II. Чтение и анализ рассказа «Маска»
(по вопросам 1—5 учебника).

Рассказ читают учащиеся, уже познакомившиеся с его содержанием.

На данном этапе проводится словарная работа, уточняются значения неизвестных семиклассникам слов и выражений.

III. Выполнение письменной работы,
письменный ответ на вопрос о смысле финала рассказа А. П. Чехова «Маска».

Варианты письменной работы:

1. Что было более неожиданным в сюжете рассказа А. П. Чехова «Маска» — его развязка или финальная сцена?

2. В чём смысл финальной сцены рассказа А. П. Чехова «Маска»?

3. Как в финальной сцене рассказа А. П. Чехова «Маска» проявилась авторская позиция?

IV. Подведение итогов урока,
обсуждение вопроса о том, почему рассказ А. П. Чехова «Маска» не теряет своей актуальности и в наше время.

V. Домашнее задание:

прочитать рассказы А. П. Чехова «Дочь Альбиона», «Хирургия», «Унтер Пришибеев».

Индивидуальные задания: подготовить чтение по ролям фрагмента одного из рассказов А. П. Чехова.



УРОК 57
Урок внеклассного чтения
по рассказам А. П. Чехова

Задачи:
обогатить представления учащихся о юморе и юмористических рассказах А. П. Чехова; развивать интерес к творчеству писателя.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов рассказов; краткие пересказы; чтение по ролям; работа с иллюстрациями; просмотр кинофрагментов.
Термины: заглавный образ, художественная деталь.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о неослабевающем интересе к творчеству А. П. Чехова в России и во всём мире, о ранних рассказах-сценках писателя, в которых были заложены основы чеховской драматургии.

II. Чтение по ролям
фрагментов рассказов А. П. Чехова

«Дочь Альбиона», «Хирургия», «Унтер Пришибеев».

III. Обсуждение вопроса о соотношении
смешного и грустного в рассказах А. П. Чехова.

Примерные вопросы:


1. Какой из прочитанных вами рассказов А. П. Чехова показался самым смешным, а какой — самым грустным?

2. Что в содержании этих рассказов побуждает к размышлениям о жизни, об отношениях между людьми? Какие серьёзные проблемы подняты в юмористических произведениях писателя?

3. Как описывает происходящие события рассказчик? Что можно сказать об авторской позиции? Сочувствует ли автор кому-нибудь из персонажей?

IV. Просмотр фрагментов кинофильмов,
созданных по ранним юмористическим рассказам А. П. Чехова,
с участием известных актёров театра и кино, например: короткометражный телефильм «Драма» (постановка Г. Ливанова, 1960, исполнители главных ролей Ф. Раневская, Б. Тенин), фильм-спектакль «Пёстрые рассказы» (постановка М. Руфа, 1961).

V. Краткие рекомендации для самостоятельного чтения
других произведений А. П. Чехова.

VI. Домашнее задание: подготовить устное сообщение о биографии и творчестве И. А. Бунина (до эмиграции), прочитать рассказ «Подснежник».

Следующие уроки: Урок 58. Рассказ И. А. Бунина «Подснежник» >>>


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика