Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея»
Литература
 
 Главная
 
Бюст Гомера
в Музее классической скульптуры.
Мюнхен
 
Марк Шагал.
Иллюстрация к «Одиссее» Гомера.
Афина отправляет Телемаха в море,
1974-1975
 
 
 
 
 
 
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
ГОМЕР
(IX век до н. э. – VIII век до н. э.)

3 ЧАСА

6 класс[1]


Урок 4. Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея»

Урок 5. Образ Одиссея

Урок 6. Герои мифов разных народов в литературе


УРОК 4
Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея».
Образы Ахилла и Гектора

Задачи:
дать начальное представление об античной литературе; познакомить учащихся с биографией Гомера и героями его поэмы «Илиада»; закрепить навык работы со сносками и комментариями, справочной литературой и энциклопедическими словарями.
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; комментированное чтение и анализ поэтического текста; наблюдение над особенностями языка поэтического фрагмента.
Термины: античная литература, миф, эпическая поэма, гекзаметр, цезура, сложный эпитет.

Этапы урока:

I. Вступительное слово учителя

об античной литературе и её основных периодах, о связи античной литературы с древнегреческой мифологией.

II. Чтение статьи о Гомере и беседа по вопросам учебника,
в ходе которой продолжается подготовка учащихся к восприятию сложных для них поэтических текстов
(отрывков из поэм «Илиада» и «Одиссея»).

III. Чтение и анализ отрывка
«Поединок Ахилла и Гектора»

(из песни двадцать второй «Илиады»).

Работу с отрывком целесообразно начать со знакомства с комментариями, а затем перейти к беседе по вопросам 1—5, помещённым после отрывка.

Внимание шестиклассников обращается на особенности описания героического характера в поэме Гомера и судьбы главных героев поэмы
(попутно учащиеся вспоминают происхождение выражения «ахиллесова пята»).

Работу с текстом поэмы можно дополнить выполнением индивидуального задания 2, предполагающего объяснение значения необычных сложных эпитетов: «орёл небопарный», «щит велелепный», «сребролитная кратера», «людоед зверонравный», «злоковарный разбойник».

IV. Комментированное чтение отрывка
«Одиссей у циклопа»

(из песни девятой «Одиссеи»), подготовка к анализу образа Одиссея.

Учитель читает начало отрывка и, используя комментарии к нему, а также сноски, поясняет значение непонятных учащимся слов и оборотов, предупреждает возможные трудности, которые могут возникнуть у шестиклассников при самостоятельном чтении и восприятии этого весьма сложного поэтического текста с необычным ритмом.

V. Домашнее задание:

1) дочитать отрывок «Одиссей у циклопа»;

2) ответить на вопросы 2, 3 учебника.

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 4, 6 учебника (по выбору).

УРОК 5
Образ Одиссея

Задачи:
закрепить представления учащихся об эпических поэмах Гомера и особенностях изображения героического характера в античной литературе; развивать навык устного рассказа о литературном герое с использованием цитирования.
Основные виды деятельности: комментированное чтение и анализ поэтического текста; работа над выразительностью чтения; ответы на вопросы учебника; составление плана рассказа о герое с использованием цитат.

Термины: миф, мифология, эпическая поэма, герой, гипербола, сравнение, цитата.

Этапы урока:

I. Проверка домашнего задания

включает несколько видов работы, поэтому может быть распределена по всему уроку:

1) рассказы учащихся о Полифеме;
2) пересказ эпизода освобождения из плена;
3) пересказы других эпизодов из «Одиссеи»,
демонстрирующих лучшие качества «хитроумного» Одиссея (индивидуальное задание);
4) представление произведений изобразительного искусства, иллюстрирующих отдельные эпизоды «Илиады» и «Одиссеи» (повторение сюжета поэм).

II. Комментированное чтение и анализ отрывка
«Одиссей у циклопа»
по вопросам 1, 4—6 учебника.

Особое внимание при этом обращается на приёмы изображения Полифема (гипербола) и Одиссея (эпитеты), способы выражения авторского отношения к главному герою, а также на связь поэм Гомера с произведениями фольклора (например, приём повтора).

III. Анализ особенностей языка и ритма поэм Гомера
(работа над выразительностью чтения).

Дополнительные вопросы и задания:

1. Какие образы преобладают в произведениях античной литературы? Какие боги древних греков упоминаются в поэмах Гомера? Какое участие они принимают в развитии событий?

2. Назовите незнакомые вам имена собственные, встретившиеся в тексте. В каких печатных и электронных справочниках можно найти информацию об этих именах?

3. Какие средства создания художественного образа используются в поэмах Гомера? Приведите наиболее запомнившиеся вам примеры.

4. В чём своеобразие ритма гекзаметра? Что такое цезура?
Попытайтесь воспроизвести ритм гекзаметра при чтении отрывка из поэмы Гомера «Одиссея».

IV. Составление плана рассказа об Одиссее
с использованием цитат из поэмы (работа в тетрадях).

Уже знакомый шестиклассникам вид деятельности осложняется подбором цитат (преимущественно неполных) из сложного по содержанию и структуре поэтического текста.

Примерный вариант плана:

1. Происхождение Одиссея, его родители Лаэрт и Антиклея.
Другие имена героя (Лаэртид, сын Лаэрта; в римской мифологии — Улисс).

2. Связь с древнегреческими богами «богоравного» Одиссея
(отец Антиклеи, Автолик, был сыном бога Гермеса, открывшего Одиссею тайну волшебной травы, чтобы спастись от колдовства Кирки; покровительницей Одиссея была богиня Афина Паллада).

3. Основные события в жизни героя:
а) отказ от участия в Троянской войне после женитьбы на Пенелопе и рождения Телемаха;
б) участие в мирных переговорах с Троей;
в) Одиссей во время осады Трои, «разрушитель городов» (похищение статуи Афины Паллады, находящейся в Трое, и мысль о постройке деревянного коня);
г) десятилетнее возвращение Одиссея и его спутников на родину после падения Трои (сражение на земле киконов, пленник Полифема, гость на острове бога ветров Эола, пленник волшебницы Кирки, проход между Сциллой и Харибдой, семилетний плен на острове нимфы Калипсо, присутствие на пиру феакийского царя Алкиноя, возвращение на родную Итаку).

4. Версии о судьбе героя:
а) мирно скончался в Этолии;
б) был убит Телегоном, сыном Одиссея и Кирки, который смертельно ранил не узнанного им отца, а затем увёз его тело на остров к Кирке.

5. Образ Одиссея и средства его создания:
а) отсутствие подробных портретных характеристик;
б) описание действий героя, характеризующих его как человека умного, хитрого, дальновидного, смелого, практичного, ловкого, изобретательного, любящего свою родину и свой дом, обладающего чувством товарищества, умением обходиться с людьми, даром красноречия.

6. Авторское отношение к Одиссею
(эпитеты «богоравный», «хитромудрый», «многострадальный»).

7. Одиссей как «вечный» образ воина, мудреца, защитника своей родины и своего дома, вечного странника.
Использование слова «одиссея» в нашем повседневном общении и названиях художественных произведений (цикл научно-фантастических романов А. Кларка «Космическая одиссея», приключенческий роман Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада» и др.).

Работа над планом может быть дополнена вопросами, связанными с образом Одиссея в произведениях изобразительного искусства и кинематографа.

V. Заключительное слово учителя
о героях эпических поэм Гомера и поучительном характере произведений античной литературы.

VI. Домашнее задание:

подготовить устный рассказ об одном из героев поэм Гомера.

Индивидуальные задания:
1) подготовить краткое сообщение на тему «Эней» (по книге Н. А. Куна «Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима» и фрагментам поэмы Вергилия «Энеида»);
2) подобрать иллюстративный материал по теме «Герои мифов разных народов в искусстве» (отрывки из литературных произведений, репродукции картин, фотографии скульптурных композиций, фрагменты из кинофильмов).

УРОК 6*[2]
Герои мифов разных народов в литературе

Задачи:
обобщить знания шестиклассников о героях древнегреческих и древнеримских мифов и об особенностях их изображения в античной литературе; расширить представления учащихся о мифологической тематике в произведениях художественной литературы.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов художественных произведений; рассказы учащихся о героях поэм Гомера и Вергилия; устные сообщения о героях мифов в художественной литературе; работа с иллюстрациями и кинофрагментами.
Термины: миф, мифология, герой.

Этапы урока:

I. Проверка домашнего задания
,
рассказы шестиклассников о героях поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» (по примерному плану, предложенному на предыдущем уроке).

II. Отчёты учащихся о выполнении индивидуальных заданий,
рассказы об Энее
(на основе «Легенд и сказаний Древней Греции и Древнего Рима» Н. А. Куна и фрагментов поэмы Вергилия «Энеида»)
и представление иллюстративного материала по теме «Герои мифов разных народов в искусстве».

III. Просмотр кинофрагментов
(например, эпизодов из фильма А. Кончаловского и Ф. Ф. Копполы «Одиссей») и обсуждение вопроса о том, насколько соответствуют герои фильма сформировавшимся при знакомстве с мифами и отрывками из поэмы Гомера представлениям об Одиссее и его спутниках.

IV. Заключительное слово учителя
об особенностях изображения героического характера в произведениях античной литературы, древних эпических поэмах[3], подводящее к следующей теме «Героический эпос народов мира».

Здесь же целесообразно вспомнить о тех источниках, в которых можно найти информацию о мифологических персонажах и к которым учащиеся уже обращались, например:

Мифы народов мира. В 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — М., 1987—1988.

Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М., 2001.

Славянская мифология: энциклопедический словарь. — 2-е изд. — М., 2002.

Славянская мифология: словарь-справочник. — М., 2004.

V. Домашнее задание:

подготовить краткие сообщения о героях средневекового эпоса Беовульфе, Зигфриде (Сигурде), используя справочную литературу и источники в Интернете (по выбору).

Следующие уроки: Урок 7. Героический эпос. Образ Роланда >>>


1. Источник: Уроки литературы. 6 класс; под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2021. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

3. Громадное значение для мифологии имеет искусство. Оно облекало в дивные образы богов Греции. Величайший художник Греции, Фидий воплотил Зевса в виде дышащего божественной мудростью и красотой бога. Он изобразил и Афину, прекрасную девственную богиню. Вся сияет она необычайным величием, мудростью горят очи богини. Исполнены величавого покоя и сознанием своего могущества боги Фидия, благостью дышат они. Это не люди, а боги, имеющие только внешность людей. Эти боги не могли совершать позорящих поступков. А боги Праксителя уже больше люди, чем боги Фидия, но и они исполнены величия, хотя в них его меньше, чем совершенной красоты, красоты человека. Таков Гермес Праксителя, держащий на руках маленького Диониса, таков Аполлон, такова Афродита, богиня любви– идеал женской красоты. Но как бы ни изображали художники богов Греции – в более возвышенных образах или в образах совершенных людей, как это делали художники более позднего времени, они дали богам образы, они наделили их особым благородством, силой, величием и необычайной, небесной красотой. Для современного же исследователя мифов искусство греков неоценимо не только тем, что говорит, какими представляли себе греки богов, но часто дает ему и новый материал. Часто мы знаем миф только потому, что сцены его изображены на греческих вазах, а еще чаще вазовая живопись дает ряд интересных вариантов мифа, не встречающихся в дошедшей до нас литературе греков.

Итак, мы видим, что поэты Греции, мыслители и художники внесли новые мотивы в мифы. Мифы в значительной степени утратили свою грубость и наивность, они были облагорожены, стали возвышеннее. Иначе и быть не могло; этого требовала все растущая культура Греции. Грек V века не мог быть удовлетворен мифом, сохранившим свои первобытные формы, его не могли удовлетворить и боги Гомера, его запросы стали глубже, понятие о нравственности совершеннее. Все меньше и меньше говорила сердцу грека религия Зевса, Аполлона, Афины и других богов. Человек стремится не только к формальному исполнению обрядов, не только обращаться к богу хочет он, не только просить его и словословить, – нет, он ищет мистического единения с божеством, он хочет, чтобы божество исполнило его особым священным вдохновением. Возникает представление о греховности человека, которая должна быть наказана там – в загробной жизни; очиститься от греха должен человек. Эту потребность удовлетворяют в Греции мистерии, прежде всего Элевсинские мистерии богини Деметры, существовавшие в Греции еще в VII веке до н. э. Посвященный в мистерии чувствовал, что вступает в особую таинственную, тесную связь с божеством, он очищался от греха, его ждала новая жизнь, более нравственная, более возвышенная. Ужасы царства душ умерших делались ему не страшными, так как не равна участь в мрачном царствии Гадеса того, кто посвящен в мистерии и кто в них не посвящен. Даже величайший из героев Греции, Геракл, принял посвящение в Элевсинские мистерии прежде чем сойти в царство Гадеса. Именно в мистериях поднялась греческая религия до такой высоты, которая выделяет ее среди религий Древнего мира. Конечно, мистерии не могли не повлиять на мифологию греков, не могли не оставить в ней следа. (Н. А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима) (вернуться)

 
Одиссей, получающий наставления Тиресия.
Краснофигурная роспись на кратере. IV век до н. э.
 
Якоб Йорданс. Одиссей в пещере Полифема. Около 1635.
Холст,масло. 61 х 97 см.
ГМИИ имени Пушкина. Москва. Зал 9. Искусство Фландрии XVII века.
Сюжет заимствован из «Одиссеи» Гомера. Одиссей, ослепив одноглазого киклопа, великана Полифема, хитростью покидает его жилище, спрятав своих спутников под брюхом выходящих из пещеры баранов.
Картина входит в группу работ, созданных на темы «Одиссеи», использованных позднее для создания шпалер. Эскиз понравился Рубенсу, и он приобрел его для своей коллекции.
 
Пир Дидоны и Энея. Франсуа де Труа. 1704
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика