Урок 85. Рассказ Дж. Лондона «Сказание о Кише»
Урок 86. Человек и природа в рассказе
Урок 87.* Урок внеклассного чтения по рассказам Дж. Лондона[2]
УРОК 85
Рассказ Дж. Лондона «Сказание о Кише»
Задачи: познакомить шестиклассников с фактами биографии и творчества Джека Лондона; обобщить имеющиеся у учащихся
представления об образе человека в литературе, о герое литературного произведения, жанре сказания.
Основные виды деятельности: чтение статьи о писателе; викторина; ответы на вопросы учебника; чтение фрагментов рассказа; краткий пересказ.
Термины: герой, рассказ, сказание.
Этапы урока:
I. Вступительное слово о Джеке Лондоне, человеке и писателе.
II. Чтение статьи о писателе и ответы на вопросы
1—3 учебника помогут заинтересовать учащихся, подготовить их к восприятию и анализу
III. Викторина,
построенная на основе прочитанной в классе статьи учебника, поможет активизировать материал о писателе.
Примерные вопросы и задания:
1. Настоящее имя Джека Лондона.
2. Где родился писатель?
3. Как Джек Лондон оказался у берегов Японии?
4. За какой очерк писатель получил премию газеты в Сан-Франциско?
5. Какие художественные фильмы были сняты по сюжетам Джека Лондона?
6. Где писатель по-настоящему узнал цену человеческой
жизни, получил огромный багаж впечатлений, во многом определивших сюжеты его произведений?
7. Назовите сборники рассказов и романы Джека Лондона.
IV. Чтение и анализ фрагментов
рассказа «Сказание о Кише».
Важно остановиться на жанре, композиции произведения, художественных особенностях сказания Джека Лондона и его герое Кише.
Примерные вопросы:
1. Каким вы представляете себе Киша?
2. Почему история о Кише сохранилась в народной памяти?
3. Чем интересен нам этот герой?
Для чтения и анализа избирается вступление и фрагмент «Киш на совете».
V. Беседа по вопросам учебника
поможет выявить идейное и эмоциональное содержание рассказа, рассмотреть особенности создания образа героя.
Дополнительные вопросы и задания:
1. Какие композиционные части можно выделить в рассказе?
2. Что становится известно о жизни Киша из экспозиции? Какова роль экспозиции в рассказе?
3. Что стало причиной выступления Киша на совете? Почему Киш считал, что имеет право высказать своё мнение?
4. Как проявляет себя Киш, выступая на совете? Перечислите доводы, которые приводит герой, чтобы обосновать свою позицию.
5. Опишите быт, нравы, уклад жизни племени, взаимоотношения людей.
6. Почему Киш требует уважения к себе? Каким путём в племени можно было заслужить уважение, авторитет?
VI. Работа над устной характеристикой героя
может строиться как самостоятельная подготовка тезисов и подбор цитат из рассказа, посвящённых наиболее значимым чертам характера героя.
VII. Чтение и анализ фрагмента «Возвращение Киша».
Примерные вопросы и задания:
1. Докажите, что после охоты Киш ведёт себя как настоящий мужчина.
2. Как раскрывается психология мужчин и женщин племени в рассказе? Сопоставьте их отношение к герою.
3. Какие особенности северной охоты описаны в рассказе?
4. В чём люди видели сходство Киша с его отцом?
VIII. Чтение по ролям диалога Уг-Глука и Киша.
Важно до чтения обсудить интонации и позицию каждого из героев.
IX. Краткий пересказ эпизода охоты Киша
и ответы на вопросы:
1. Что придумал Киш, чтобы обеспечить племя мясом?
2. Какие качества и черты характера помогли герою найти выход?
X. Обобщение,
рассмотрение вопроса о жанровом своеобразии рассказа (индивидуальное задание 3).
XI. Домашнее задание:
1) составить кроссворд по рассказу Дж. Лондона «Сказание о Кише»;
2) ответить устно на вопросы 1, 2, 3 учебника.
УРОК 86
Человек и природа в рассказе
«Сказание о Кише»
Задачи: рассмотреть образы человека и природы в рассказе; определить черты национального характера в образе Киша;
подготовить учащихся к составлению киносценария по фрагменту рассказа.
Основные виды деятельности: устное словесное рисование; выделение кадров для киносценария; ответы на вопросы учебника; характеристика
одного из персонажей рассказа; работа с таблицей.
Термины: образ человека, образ природы.
Этапы урока:
I. Вступительное слово о целях и теме урока.
Для обобщения и систематизации представлений учащихся о герое рассказа Дж. Лондона «Сказание о Кише», его отношении к людям можно использовать вопросы 1—3 учебника
(проверка домашнего задания).
II. Устное словесное рисование образа Киша
будет способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Важно выделить значимые детали в создании образа, обратить внимание на портрет героя, его поступки, отношение к окружающим, речевую характеристику героя.
III. Составление таблицы «Человек и природа в рассказе Дж. Лондона».
|
Следует обратить внимание на средства создания образа, подойти к вопросу характеристики отдельного персонажа (как раскрывается образ), системы персонажей в
художественном произведении и отношений между ними.
Далее можно обратиться к выполнению индивидуального задания 1.
Работу по вопросам 4—6 учебника завершит разговор о чертах национального характера в образе главного героя
рассказа.
IV. Подготовку к созданию киносценария по рассказу
необходимо начать с объяснения жанра киносценария, выделения кадров и сцен, приведения примера возможного
кадра, обсуждения вариантов и моделей предполагаемых кадров.
Внимание учащихся обращается на разработку интерьера кадра, портреты героев, описание их одежды,
движений, речи. Попутно вводятся понятия «на переднем плане», «на заднем плане» и др.
V. Презентация учителем книг Дж. Лондона,
рекомендуемых для внеклассного чтения.
VI. Домашнее задание:
1) создать несколько кадров киносценария (индивидуальное задание 2 учебника, письменно);
2) подготовить рассказ об одном из героев книг писателя (по выбору учащихся).
Следующие уроки: Урок 87. Урок внеклассного чтения
по рассказам Дж. Лондона >>>
|