Л. Н. Толстой и его рассказ «Кавказский пленник»
Литература
 
 Главная
 
Портрет Л. Н. Толстого
работы И. Н. Крамского. 1873.
Третьяковская галерея
 
 
Дагеротипный портрет Л. Толстого
(фрагмент парного портрета).
Москва, 1851 г.
Перед отъездом на Кавказ
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828 – 1910)

4 ЧАСА

5 класс[1]


Урок 45. Рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

Урок 46. Образы горцев

Урок 47. Образы Жилина и Костылина

* Урок 48. Итоговый урок. Анализ письменных работ учащихся[2]


УРОК 45
Рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

Задачи:
продолжить знакомство учащихся с произведениями Л. Н. Толстого; рассмотреть историческую основу и сюжет рассказа «Кавказский пленник»; начать подготовку к осмыслению проблематики рассказа и авторской позиции.
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; ответы на вопросы учебника; устное словесное рисование; сочинение-миниатюра; чтение фрагментов рассказа.
Термины: рассказ-быль, портрет, характеристика героя, внутренняя речь героя, пейзаж.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о Л. Н. Толстом, рассказ о Ясной Поляне, малой родине писателя, представление слайдов с видами Ясной Поляны.

II. Чтение и обсуждение
вступительной статьи о писателе.


Сначала читается первая часть статьи
(до слов «Юность писателя прошла в Казани»).

Пятиклассники вспоминают изученные в начальной школе басни, сказки, рассказы Л. Н. Толстого («Филиппок», «Акула», «Прыжок», «Косточка», «Лев и собачка» и др.).

Вопросы для беседы:

1. О каких новых для себя произведениях писателя вы узнали из статьи?
2. Где прошли детство и большая часть жизни писателя?
3. Воссоздайте картину яснополянской усадьбы (нарисуйте словесный образ усадьбы).

Можно предложить пятиклассникам написать небольшое сочинение-миниатюру на тему, сформулированную в виде цитаты: «Счастливая, счастливая пора детства!» (Л. Н. Толстой).

Далее продолжается чтение статьи учебника.

Затем проводится краткая беседа о видах и сферах деятельности, которые определили жизнь Л. Н. Толстого.

III. Чтение и комментирование рассказа.

После чтения первой главы следует провести небольшую беседу, выявляющую уровень восприятия и понимания текста, касающуюся преимущественно вопросов о времени и месте действия, изображённых в рассказе событиях.

Кроме того, важно заинтересовать пятиклассников (в особенности тех, кто ещё не прочитал рассказ до конца).

После беседы необходимо обратиться к комментариям, помещённым после текста рассказа.

Дополнительная информация:

«При Петре I по Тереку (реке на Кавказе) создавалась оборонительная линия от нападений горцев. Здесь стояли станицы, кордоны, крепости. Во второй половине XIX века на Кавказе шла война. В апреле 1851 года 22-летним молодым человеком Толстой уезжает вместе со старшим братом служить артиллерийским офицером на Кавказ. Здесь писатель увидел войну и людей на войне, был потрясён разным отношением людей к себе, окружающим, происходящему с ними, поражён красотой природы, необычностью горцев, их образа жизни, быта, привычек, песен».

IV. Беседа по вопросам учебника
об исторической основе рассказа, его сюжете и героях, основных эпизодах:

1. Где разворачивается действие рассказа?
2. О чём повествует Толстой?
3. Какие события составляют основу сюжета рассказа? Назовите основные эпизоды.

Внимание пятиклассников обращается на заголовочный комплекс и авторское указание на то, что перед нами быль.

V. Чтение описаний кавказской природы
в рассказе «Кавказский пленник»,
представление иллюстраций к рассказу.


Возможно обращение к рисункам М. Ю. Лермонтова «Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби», «Военно-грузинская дорога близ Мцхета».

Учащимся предлагается нарисовать свои иллюстрации к рассказу, подобрать к ним названия.

VI. Домашнее задание:

дочитать рассказ «Кавказский пленник» и составить его цитатный план.

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 1, 2, 4 учебника (по выбору учащихся).



УРОК 46
Образы горцев

Задачи:
рассмотреть средства раскрытия образов горцев в рассказе; раскрыть смысл представления читателю подробных описаний быта и традиций горцев.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов рассказа; ответы на вопросы учебника; представление иллюстраций к рассказу.
Термины: собирательный образ, пейзаж.

Этапы урока

I. Проверка домашнего задания

(цитатный план рассказа, словесный портрет Жилина, Костылина и Дины) подготовит учащихся к устным рассказам о главных персонажах.

II. Чтение и анализ
фрагмента «В ауле»

(со слов «Приехали в аул…») и других описаний быта и жизни татар.

Дополнительные вопросы для беседы:

1. Подумайте, почему не спалось Жилину. Почему Жилин постоянно наблюдает за жизнью татар?
2. Что необычного видит Жилин в жизни, быте татар?
3. В чём различие русской и татарской культур? Как это различие показано в рассказе?
4. Как относятся татары к Жилину и Костылину? Как проявляют себя герои в ситуации с выкупом? Подумайте, как и почему меняется отношение татар к Жилину.

III. Анализ образов горцев
следует предварить пояснением значения слова «горцы» («горец», «горянка») — жители гор.

Подбор материала по темам
«Жизнь татарского аула», «Быт и традиции татар», «Национальная одежда горцев», «Дина» поможет начать обсуждение вопроса 6 учебника — об образе татарского аула, вопросов 9—10 — об образе Дины, вопроса 11 — об образе старика-татарина.

IV. Краткая самостоятельная характеристика
(устная или письменная) учащимися одного из горцев,


например, Абдул-Мурата (работящий, гостеприимный, экономный, заботящийся о благополучии своей семьи, способен понять и оценить хорошего человека),
старика-татарина, потерявшего своих детей (сильный характер, волевой человек, многое перенёс, его уважают окружающие, готов принять смерть детей и найти силы для жизни, непримиримость к врагу, любовь к своей земле),
Дина (добрая, заботливая, отзывается на доброе отношение, открыта к любви и к участию в судьбе русского пленного, непосредственная, способна на самопожертвование, стремится помочь Жилину, спасти его).

V. Проверка домашнего задания
(индивидуальное задание 2 учебника).

Здесь же возможно сопоставление двух описаний, родного пейзажа и кавказской природы, в эпизоде «Жилин на горе» (задание 12 учебника).

Герой наблюдает волшебную красоту Кавказа, но тоскует по близким его сердцу картинам русской природы.

VI. Чтение и анализ эпизодов,
посвящённых Жилину и Дине, обсуждение вопросов 9, 10 учебника.

Дополнительные вопросы:

1. Почему Дина помогает Жилину? Чем Жилин вызывает расположение к себе дочери хозяина?
2. Почему Дина привязалась именно к Жилину, а не к его товарищу по несчастью?
3. Чем рискует Дина? Вспомните историю одного из сыновей старика.
4. Какие чувства вызывает у вас Дина?
5. Как изменилось после побега отношение татар к пленникам? Обратите внимание на чередование мотивов вражды и согласия в рассказе (сцена битвы, прощание татар с погибшим — ужас войны; помощь Жилина горцам, изготовление кукол — мотив согласия).
6. В чём причина того, что Дина не меняет своего отношения к Жилину, а, наоборот, ещё больше переживает за него?
7. Найдите фрагмент, в котором Дина пытается сбить колодку пленника. Что она в этот момент чувствовала?
8. Почему Дина рассказывает Жилину о давлении стариков на её отца?

Обратите внимание, что в момент этого разговора с Жилиным Дина отказывается от игрушек, сделанных для неё. Для чего Толстой пишет об этом?

Куклы героя — символ мира, очага, уюта, семьи. Учащиеся подводятся к мысли о том, что мир ребёнка чужд национальным розням и далёк от вражды, наживы, войны. Между татарами и Жилиным оказывается возможным согласие, между Жилиным и Диной возникает взаимная симпатия, дружба.

После обсуждения вопроса 15 учебника следует остановиться на проблеме милосердия и жестокости в условиях военных действий.

Судьба старика-татарина, потерявшего сыновей, во многом поможет объяснить жестокость татар по отношению к пленникам. Однако в условиях войны это вполне объяснимая жестокость.

VII. Обобщение и подведение итогов урока.

Два русских офицера оказываются во враждебной им среде. Однако татарский аул не военный лагерь, а очаг мирной жизни. Татары соблюдают обычаи, любят своих детей, жён.

Трогательный образ Дины, решившейся на отчаянный поступок во имя спасения хорошего человека, воплощает в себе идею примирения, согласия, братства. Писатель подчёркивает противоестественность войны.

VIII. Домашнее задание:

1) перечитать последнюю главу рассказа «Кавказский пленник»;

2) подготовить пересказ эпизода рассказа от лица одного из персонажей (Жилина, Костылина, Дины).

Индивидуальное задание: составить киносценарий «Жилин и Дина», выделить основные эпизоды, представить один из них (фон, портрет, диалог), при рассказе об этом фрагменте использовать слова «на переднем плане», «на заднем плане», «в центре», «крупным планом» (данное творческое задание может выполняться в группе).



УРОК 47
Образы Жилина и Костылина

Задачи:
сформировать первоначальные навыки сопоставительной характеристики литературных героев; показать на примере анализа образов Жилина и Костылина два разных отношения к жизни; подвести учащихся к осмыслению нравственной проблематики рассказа, его идеи.
Основные виды деятельности учащихся: пересказ от лица одного из персонажей; сопоставительная характеристика образов; литературная игра, ответы на вопросы учебника.
Термины: художественный образ, характеристика героя.

Этапы урока

I. Проверка домашнего задания:


1) творческий пересказ эпизода рассказа от лица одного из персонажей (Жилина, Костылина, Дины);
2) представление киносценария «Жилин и Дина» (индивидуальное задание).

II. Сопоставительная характеристика
Жилина и Костылина

по следующему примерному плану, который может быть записан в тетради:

1. Портрет героя.
2. Особенности характера.
3. Отношение к близким, окружающим, миру.
4. Отношение к нему окружающих.
5. Поведение в плену.
6. Отношение автора к герою. «Говорящая» фамилия.

Вопросы 13—15 учебника помогут остановиться на проблеме разных судеб героев, подойти к рассмотрению нравственной проблематики рассказа.

Возможны дополнительные вопросы:

1. Почему герои оказались в плену?
2. Как Жилин относится к Костылину?
3. Как ведёт себя Костылин по отношению к Жилину?
4. В чём причина подобного поведения Костылина?
5. Почему Жилин уговаривает Костылина бежать вместе?
6. Докажите, что Жилин, даже проявив малодушие («Так я же один уйду, — прощай…»; «И чёрт меня дёрнул колоду эту с собой брать. Один я бы давно ушёл…»), раскаивается и находит в себе силы, чтобы не бросить товарища.
7. Какие чувства вызывает у вас Жилин, Костылин, Дина?
8. Как на месте Жилина вы бы отнеслись к человеку, подобному Костылину?
9. В чём схожесть позиций Дины и Жилина в рассказе?
10. Какие чувства испытывают Жилин и Дина в момент расставания? Как данный эпизод раскрывает образы героев? Какую роль играет сцена расставания героев в понимании замысла писателя, идеи произведения?

III. Литературная игра по карточкам
активизирует работу пятиклассников с текстом, поможет в создании устной (или письменной) характеристики персонажа.

Учителем готовятся карточки, в которых обозначены некоторые черты характеров Жилина и Костылина. Карточки перемешиваются.

Учащимся необходимо прокомментировать то, что отмечено в доставшихся им карточках, используя для аргументации примеры (цитаты) из текста. Оценивается полнота и правильное построение ответа, удачный выбор примеров из текста для аргументации и вывода.

Жилин:
Карточка 1. Добрый. Карточка 2. Любит мать. Карточка 3. Работящий. Карточка 4. Верит в свои силы. Карточка 5. Обладает сильным характером. Карточка 6. Решительный. Карточка 7. Надёжный. Карточка 8. Отважный.

Костылин:
Карточка 1. Думает только о себе. Карточка 2. Эгоистичен. Карточка 3. Равнодушен к другим. Карточка 4. Слаб духом и физически. Карточка 5. Пасует перед жизненными трудностями. Карточка 6. Изнеженный. Карточка 7. Трусливый. Карточка 8. Несамостоятельный.

В заключение работы необходимо сделать вывод о том, что два главных героя явно противопоставлены друг другу. При их характеристике часто используются слова-антонимы, которые в художественном произведении обычно подтверждают наличие приёма антитезы (на данном этапе работы возможно и введение термина «антитеза», объяснение его происхождения).

IV. Обсуждение смысла названия рассказа,
которое могут направить следующие вопросы:

1. Пленник — человек, находящийся в плену. Какой образ и какие ассоциации возникают у вас при произнесении названия рассказа Л. Н. Толстого?
2. Кто из героев больше похож на кавказского пленника и почему?
3. Обратите внимание на употребление писателем слова «пленник» в единственном числе. Как это можно объяснить?
4. Почему Костылин не в состоянии бежать из плена? Как это характеризует его жизненную позицию?
5. В чём поучительный смысл рассказа? Как в названии рассказа проявилось отношение автора к героям?
6. Что можно посоветовать человеку, похожему на Костылина, чтобы научиться не сдаваться, преодолевать себя?
7. Какими качествами характера Жилина вы хотели бы обладать?

V. Домашнее задание:

подготовить цитатный план характеристики одного из героев рассказа Л. Н. Толстого.



УРОК 48*
Итоговый урок.
Анализ письменных работ учащихся

Задачи:
закрепить навыки устной и письменной характеристики заглавного образа литературного произведения; подвести итоги работы во второй четверти.
Основные виды деятельности: устные рассказа о литературном персонаже; анализ письменных работ.
Термины: вступление, заключение, тезис, цитата.

Этапы урока

I. Представление темы урока
и его основных целей.


Следует ещё раз остановиться на требованиях к устному и письменному ответу на вопрос и на этапах подготовки к письменной работе.

II. Коллективная работа
над письменным ответом на вопрос
с использованием цитирования.

Примерные вопросы:


1. Почему Жилин предлагает Костылину бежать вместе?
2. Какие качества Костылина отличают его от Жилина?
3. Почему возможно взаимодействие и согласие между Жилиным и татарами?

Важно обратить внимание учащихся на вопросительное слово в задании;
предложить им устно (или письменно) дать свой вариант ответа на вопрос;
попросить записать основную мысль (вывод);
напомнить о необходимости к каждому тезису основной части ответа подобрать, по возможности, цитату.

Попутно закрепляются правила оформления цитаты в тексте работы, говорится о необходимости комментирования цитаты — её пояснения, напоминается об обязательности вывода.

Вместе с учителем составляется вступление
(представление героя и произведения, описание ситуации или проблемы, о которой пойдёт речь).

Заключение готовится учащимися самостоятельно,
после чего обсуждаются его возможные варианты, выбираются наиболее удачные из них.

Самые интересные письменные работы можно зачитать, выделив среди них наиболее оригинальные по содержанию и сделанным в них выводам.

III. Подведение итогов работы
за вторую четверть.


Следующие уроки: Урок 49. Образ родины в русской поэзии XIX века >>>


1. Источник: Уроки литературы. 5 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика