Образ родины в русской поэзии XIX века
Литература
 
 Главная
 
Портрет И. С. Никитина
 
А. К. Толстой.
Офорт М. Рундальцова
с рис. Т. Кирхгофа (?). 1911 г.
Источник: Захарова В. Д. Вслед за А. К. Толстым. В поисках истины. – Брянск, 2013.
 
 
 
 
 
 
 
 
ОБРАЗ РОДИНЫ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ
 
3 ЧАСА

5 класс[1]


Урок 49. Образ родины в русской поэзии XIX века («Русь» И. С. Никитина, «Край ты мой, родимый край…» А. К. Толстого)

Урок 50. Образ родины в русской поэзии XX века («Запевка» И. Северянина, «Родная деревня» Н. М. Рубцова)

* Урок 51. Урок внеклассного чтения по произведениям русской поэзии[2]


УРОК 49
Образ родины в русской поэзии XIX века
(«Русь» И. С. Никитина,
«Край ты мой, родимый край…» А. К. Толстого)

Задачи:
подготовить выразительное чтение стихотворений И. С. Никитина и А. К. Толстого; формировать навык выявления в литературном произведении художественных образов, помогающих поэту создать образ родины.
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; краткие сообщения о поэтах; выразительное чтение стихотворений; беседа по вопросам учебника; работа с иллюстрациями.
Термины: художественный образ, образ родины, образ прошлого.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о теме нескольких ближайших уроков,
посвящённых образу родины в русской поэзии.

Учащимся предлагается объяснить значение слова «родина», используя родственные (однокоренные) слова, которые они укажут сами («род», «родиться», «родители», «родственники», «народ» и др.), и привести его синонимы, вспомнив, например, текст Гимна Российской Федерации.

II. Чтение статьи,
открывающей раздел
«Образ родины в русской поэзии»,

поможет ещё раз представить слагаемые образа родины, подготовит к чтению и анализу стихотворений И. С. Никитина и А. К. Толстого.

III. Краткое слово о поэтах
И. С. Никитине и А. К. Толстом,

в котором важно подчеркнуть то, что они принадлежали одной исторической эпохе, что их объединял интерес к прошлому России.

Пятиклассники могут вспомнить, что с именем А. К. Толстого они уже встречались, когда знакомились с историей создания сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители».

Краткие биографические справки о поэтах учащиеся прочитают самостоятельно.

IV. Чтение и анализ
стихотворения И. С. Никитина «Русь».


Особое внимание при чтении необходимо уделить комментариям к стихотворению, помещённым в учебнике. Для работы с текстом можно использовать вопросы 1—4 учебника.

Чтобы ярче представить картину исторического прошлого России,
учащимся предлагается рассмотреть репродукции картин
М. В. Нестерова «На Руси. Душа народа»,
И. И. Левитана «Тихая обитель»,
А. М. Смолина «Пересвет, начавший первым Куликовскую битву»,
А. А. Мясоедова «Косцы»,
К. Ф. Юона «Зима. Ростов Великий».

Примерные вопросы для обсуждения
художественных полотен, представляющих образ России:


1. Какие строки стихотворения И. С. Никитина больше всего соответствуют представленным на этих картинах образам?
2. Какое место в картине русской жизни, нарисованной поэтом и художниками, отводится русской природе? Какие природные образы помогают создать образ Руси?
3. Какое место в этих художественных произведениях отведено русскому человеку? Какие свойства русского человека отмечены в стихотворении И. С. Никитина и на картинах художников?

V. Чтение и анализ стихотворения
А. К. Толстого «Край ты мой, родимый край…»
.


Это небольшое стихотворение не нуждается в специальных комментариях. Картина, нарисованная поэтом, напоминает о знакомых ребятам образах русского фольклора и литературы.

В процессе самостоятельного чтения стихотворения учащиеся попытаются найти эти образы и вспомнить, в каких произведениях они встречались им.

Можно предложить сопоставить образы двух прочитанных на уроке стихотворений, отметив, что в стихотворении И. С. Никитина даны развёрнутые картины, шире представлены эпитеты, в том числе постоянные:
Cопоставление образов двух стихотворений
«Край ты мой, родимый край…»
А. К. Толстого
«Русь»
И. С. Никитина
«на воле»
«воля смелая»
«в поле»
«поля чистого», «поля цветут»
«в небе»
«голубых небес»
«степь»
«даль степей», «в глухих степях»
«тучи»
«выше тёмных туч»


VI. Подведение итогов урока,
обобщение ранее изученного, в том числе фрагментов «Повести временных лет», стихотворений А. С. Пушкина «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро», М. Ю. Лермонтова «Бородино», «Два великана», в которых представлены образы, имеющие непосредственное отношение к теме родины (русская зима, деревня, няня, героическое прошлое России).

VII. Домашнее задание:

подготовить пересказ статьи об И. С. Никитине (или А. К. Толстом).

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальное задание 6 учебника (рубрика «Вместе с товарищами»).

Следующие уроки: Урок 50. Образ родины в русской поэзии XX века («Запевка» И. Северянина, «Родная деревня» Н. М. Рубцова) >>>


1. Источник: Уроки литературы. 5 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
Нестеров М. В. На Руси (Душа народа). 1914–1916 г.
Холст, масло. 204.5 х 481. Третьяковская галерея, Зал 39
 
Левитан И. И. Тихая обитель. 1890 г.
Холст, масло. 87,5 × 108 см. Третьяковская галерея
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика