Рассказ Э. Сетона-Томпсона «Королевская аналостанка»
Литература
 
 Главная
 
Э. Сетон-Томпсон.
Студия HJ Whitlock & Sons, 1894. Национальная портретная галерея, Смитсоновский институт. США
 
Э. Сетон-Томпсон.
Фотограф Александр В. Дрейфус, 1916. Национальная портретная галерея, Смитсоновский институт. США
 
 
Иллюстрация
к рассказу Э. Сетон-Томпсона «Королевская аналостанка».
Худ. Владимир Стахеев
 
 
 
 
 
 
 
ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ
В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ


6 ЧАСОВ
 
ЭРНЕСТ СЕТОН-ТОМПСОН
(1860 – 1946)

2 ЧАСА

5 класс[1]


Урок 89. Рассказ Э. Сетона-Томпсона «Королевская аналостанка»

Урок 90. Образы животных и образы людей в рассказе


УРОК 89
Рассказ Э. Сетона-Томпсона «Королевская аналостанка»

Задачи:
расширить круг чтения учащихся за счёт произведений писателей-анималистов; познакомить пятиклассников с отдельными фактами биографии и творчества Э. Сетона-Томпсона.
Основные виды деятельности: рассказ о писателе; чтение фрагментов рассказа; работа с иллюстрациями; беседа по вопросам учебника.
Термины: писатель-анималист.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о художественной литературе, посвящённой животным,
писателях-анималистах и образах животных в литературных произведениях (на основе материалов вступительной статьи учебника).

Учащимся можно представить примерный план изучения темы «Образы животных в произведениях мировой литературы» и уже на первом уроке начать подготовку к уроку внеклассного чтения по этой теме, на котором пятиклассники могут поделиться впечатлениями от самостоятельно прочитанных книг, рассказать о своих любимых литературных произведениях, посвящённых животным.

II. Рассказ учителя о биографии
и творчестве Э. Сетона-Томпсона

с представлением фотографий и рисунков писателя.

В учебнике дана лишь краткая информация о Сетоне-Томпсоне (это не монографическая тема, а часть обзора), однако её можно дополнить такими, например, фактами:

Он был необычайно одарённым человеком. Учителя хвалили его и называли самым способным учеником. Уже в шестилетнем возрасте мальчик всерьёз стал интересоваться природой и рисованием, начал вырезать из дерева фигурки зверей. Позднее появился дневник наблюдений. К концу жизни скопилось пятьдесят толстых томов в кожаных переплётах.

Уже в детстве Сетон-Томпсон демонстрировал не только способности, но и упорство в достижении целей. Однажды он увидел в магазине дорогую книгу «Птицы Канады» и решил купить её во что бы то ни стало. Мальчик, чтобы собрать деньги, продал своих кроликов, помог перенести дрова соседям, собрал насекомых для коллекции одной англичанке и занимался рубкой дров, зарабатывая деньги. Он купил книгу. «Я был на седьмом небе от счастья», — написал позднее Сетон-Томпсон в своей автобиографии.

Желание сына стать естествоиспытателем не разделял отец, однако юноша настойчиво стремился к своей цели: «…я пошёл своей собственной тропой, не зная и не спрашивая никого, была ли это лучшая дорога. Я знал только одно: это была моя дорога».

III. Чтение рассказа
«Королевская аналостанка»

учителем и учащимися (часть «Жизнь первая»).

IV. Знакомство с комментариями к рассказу
и краткая беседа,

выявляющая особенности восприятия и понимания произведения учащимися:

1. Знакомы ли вы были до этого с произведениями Сетона-Томпсона? Какие рассказы писателя вы читали?
2. Каковы ваши первые впечатления от рассказа «Королевская аналостанка»?
3. Догадываетесь ли вы о том, что ждёт главную героиню рассказа в последующем?
4. Где происходит действие в рассказе? Найдите ответ на вопрос в комментариях к произведению.

V. Домашнее задание:

1) прочитать рассказ «Королевская аналостанка»;

2) выполнить задание 3 учебника.

Индивидуальные задания:

выполнить задания 4, 5, 7 учебника (по выбору учащихся)



УРОК 90
Образы животных и образы людей в рассказе
Э. Сетона-Томпсона «Королевская аналостанка»

Задачи:
закрепить представления учащихся об образах животных и образах людей в литературе; формировать навык краткого ответа на вопрос о собственных впечатлениях от прочитанного произведения.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов рассказа; устные пересказы; беседа по вопросам учебника.
Термины: образ человека, образ животного.

Этапы урока

I. Проверка домашнего задания

(задание 3 после текста рассказа Э. Сетона-Томпсона «Королевская аналостанка»),
обсуждение названий частей рассказа, подобранных учащимися,
и краткие пересказы (последовательно пересказываются части «Жизнь первая», «Жизнь вторая», «Жизнь третья», «Жизнь четвертая»).

II. Выразительное чтение
фрагментов рассказа

и отчёты о выполнении индивидуальных заданий (вопросы 4, 5, 7 после текста рассказа).

Учащиеся читают два фрагмента «Диалог чёрного и рыжего котов» и «Поездка Королевской аналостанки в загородный дом», а также выбранные ими примеры необычного использования эпитетов, сравнений в тексте рассказа с целью передать необычное восприятие мира кошкой (например, описание приближающегося поезда).

III. Беседа об образах животных
и образах людей в рассказе,

основанная на вопросах 1, 2, 6, 8 после текста рассказа.

IV. Заключительная беседа
о мире животных в рассказах Э. Сетона-Томпсона:


1. Заинтересовали ли вас рассказы Э. Сетона-Томпсона?
2. Захотелось ли вам прочитать другие рассказы писателя?
3. Как вы думаете, почему рассказ «The Slum Cat», т. е. в дословном переводе «Трущобная кошка», в русском переводе назван «Королевская аналостанка»?
4. Какие названия рассказов писателя вас особенно заинтересовали?

Вслушайтесь в эти названия:
«Бинго», «Чинк», «Снап», «Мустанг-иноходец», «Арно», «Серебряное пятнышко», «Домино».
Как вы думаете, каким животным посвящены эти рассказы?

V. Домашнее задание:

прочитать один из рассказов Э. Сетона-Томпсона и написать отзыв о нём (задание к уроку внеклассного чтения).

Индивидуальные задания:

подготовить устный рассказ о животном (например, о своей собаке, кошке), проиллюстрировать его собственными фото- или видеосъёмками.

Следующие уроки: Урок 91. Рассказ Ю. П. Казакова «Арктур — гончий пес» >>>


 
Э. Сетон-Томпсон.
Портрет работы Луиса Джона Рида, 1902 г.

Библиотека Конгресса (The Library of Congress), США
 
Э. Сетон-Томпсон. Койоты атакуют буйвола. 1945
Музей Гилкриза (Институт американской истории и искусства Томаса Гилкриза). Талса, США
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика