Рассказ Ю. П. Казакова «Арктур — гончий пес»
Литература
 
 Главная
 
Ю. П. Казаков.
Фото
 
Иллюстрация
к рассказу Ю. П. Казакова
"Арктур – гончий пес". 1969 г.
Худ. Алексеев М.Ю., Строганова Н.С.
 
 
 
 
 
 
ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ
В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ


6 ЧАСОВ
 
ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ КАЗАКОВ
(1927–1982)

2 ЧАСА

5 класс[1]


Урок 91. Рассказ Ю. П. Казакова «Арктур — гончий пес»

Урок 92. Образ Арктура


УРОК 91
Рассказ Ю. П. Казакова
«Арктур — гончий пес»

Задачи:
познакомить учащихся с биографией Ю. П. Казакова и его рассказом «Арктур — гончий пёс»; формировать навыки выразительного чтения прозаического текста и публичного выступления с рассказом или презентацией.
Основные виды деятельности: рассказ о писателе; чтение рассказа; беседа по вопросам учебника; рассказ о любимом животном; презентация.
Термины: образ рассказчика, образ автора.

Этапы урока

I. Вступительное слово

о теме и основной цели урока — познакомиться с отдельными фактами биографии Ю. П. Казакова и рассказом «Арктур — гончий пес», произведением о животном, чья судьба, как и судьба Королевской аналостанки, вызывает не только сочувствие пятиклассников, но и восхищение.

II. Устные рассказы учащихся
о своих любимых домашних животных
(с привлечением фото- и видеоматериалов).

Для многих пятиклассников такой опыт публичного выступления, которое посвящено близкой им теме, поможет преодолеть возможный психологический барьер. Известно, что некоторые школьники стесняются, например, читать стихотворения наизусть в присутствии одноклассников (ещё сложнее им решиться на развёрнутое устное выступление на литературную тему).

III. Рассказ учителя
о писателе Ю. П. Казакове

на основе материалов учебника и дополнительных источников.

Особое внимание следует обратить на факты биографии писателя, связанные с его интересом к жизни Русского Севера.

Последние годы жизни Казаков провёл на подмосковной даче в Абрамцеве. Будучи тяжело больным, он снова рвался на север: «Хочу поехать на пароходе. Можно бродить ночью по палубе. Говорить с вахтенными матросами, слушать машину. Можно проснуться на рассвете от тишины, — потому что стоишь возле пристани у какой-нибудь деревеньки, — и жадно увидеть и увести с собой какую-нибудь подробность. Чтобы потом вспомнить…»

IV. Чтение рассказа
«Арктур — гончий пёс»

учителем и учащимися (главы 1—3).

На этом и на последующих уроках важно как можно больше времени уделить именно чтению текста рассказа и обмену впечатлениями о прочитанном.

V. Домашнее задание:

прочитать рассказ «Арктур — гончий пёс».

УРОК 92
Образ Арктура

Задачи:
перечитать наиболее запомнившиеся учащимся фрагменты рассказа, помогающие представить образ Арктура; формировать навык выявления способов выражения авторской позиции в произведении.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов рассказа; беседа по вопросам учебника; работа с иллюстрациями; просмотр кинофрагментов.
Термины: образ животного, образ человека, образ автора.

Этапы урока

I. Вступительная беседа

о рассказе «Арктур — гончий пёс», обмен мнениями о прочитанном:

1. Какие эмоции, чувства вызвал рассказ? Что больше всего в нём запомнилось? Свой ответ проиллюстрируйте примерами из текста.
2. Какие фрагменты рассказа вы хотели ещё раз перечитать? Объясните свой выбор.

II. Чтение фрагментов рассказа,
выбранных учащимися,

а также подбор фрагментов, которые нашли отражения в иллюстрациях к рассказу, помещённых в учебнике.

Эту работу можно продолжить, обратившись на следующем этапе урока к более полной подборке иллюстраций к рассказу. Их без особого труда подберут сами пятиклассники, используя поисковые системы в Интернете.

Возможно также обращение к фрагментам кинофильма «Арктур — гончий пёс» (режиссёр Г. Самойлова, 1995).

III. Беседа об образе Арктура
с использованием вопросов 1—7 учебника и дополнительных вопросов к иллюстрациям:

1. Таким ли вы себе представляли Арктура? Найдите описания Арктура в тексте рассказа.
2. Кто из художников-иллюстраторов, на ваш взгляд, лучше всего передал характер героя, которому автор дал такое «звёздное» имя — Арктур?

В ходе беседы важно вновь вернуться к вопросу о том, как автор проявляет своё отношение к главному герою:
1) через выбор имени,
2) используя описания пса («гона Арктура»),
3) прямые оценки повествователя (в том числе и его финальная фраза о том, что «никакая собака не была так достойна громкого имени, имени немеркнущей голубой звезды»).

IV. Подведение итогов урока,
оценка работы учащихся, в том числе результаты проверки техники и выразительности чтения, которую можно провести на последних уроках текущего учебного года.

V. Домашнее задание:

письменно ответить на вопрос 7 учебника.

Индивидуальные задания:

написать рассказ для сборника «Животные-герои».

Следующие уроки: Урок 93. Урок внеклассного чтения по произведениям о животных >>>


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика