Рассказ В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?»
Литература
 
 Главная
 
В. П. Астафьев.
Фото
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
 
ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ
(1924 – 2001)

3 ЧАСА

Уроки литературы в 5 классе[1]


Урок 86. Рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро»

Урок 77. Человек и природа в рассказе

* Урок 88. Урок внеклассного чтения по рассказу В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?»[2]


УРОК 88*
Урок внеклассного чтения
по рассказу В. П. Астафьева
«Зачем я убил коростеля?»

Задачи:
формировать устойчивый интерес к художественной литературе; развивать навыки постижения идейного содержания художественных произведений, заложенных в них нравственных уроков.
Основные виды деятельности: чтение рассказа; ответы на вопросы; представление читательского дневника; сопоставление произведений на сходную тему.
Термины: рассказ, повествователь, авторская позиция.

Этапы урока

I. Вступительное слово об уроке

внеклассного чтения и его основных задачах.

При подготовке к занятию важно создать особую атмосферу ожидания и интересоваться, как идёт подготовка к уроку внеклассного чтения.

Можно накануне провести краткий анонс предстоящего урока, подготовить учащихся к ситуации разговора о самостоятельно прочитанном ими рассказе В. П. Астафьева, организовать оформление дневника чтения (Красочно оформленный альбом, содержащий подготовленные учащимися иллюстрации к прочитанным рассказам, краткие аннотации, наиболее яркий отрывок из произведения, литературные игры по произведению (кроссворды, викторины), письма, отзывы).

II. Представление темы и целей урока.

Рассказ В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?» входит в сборник писатели «Затеси», в комментариях к которому автор писал: «В любом возрасте у человека, тем более у творческого, есть желание запомнить и рассказать доверительно, в узком кругу, увиденное, поразившее воображение, интересные факты из жизни, истории или явлений природы, дорожные впечатления, мимолетные разговоры, просто поделиться интересной мыслью, мелькнувшей или застрявшей в голове, быть может, и интересной-то лишь одному автору, надеясь при этом, что если тебя не поймут, то хотя бы внимательно выслушают».

Небольшие по форме, ёмкие и глубокие по содержанию рассказы писателя представляют собой доверительный разговор с читателем о наболевшем, волнующем. Об одном из таких рассказов и пойдёт речь.

III. Обмен впечатлениями о прочитанном,
чтение фрагментов из читательских дневников.

IV. Выразительное чтение и анализ рассказа
«Зачем я убил коростеля?»
по вопросам:


1. О каком эпизоде в своей жизни не может забыть герой?
2. Какие чувства испытывает рассказчик, решивший догнать коростеля?
3. Почему герою становится жалко птицу? Прочитайте детали описания коростеля, передающие беспомощность и беззащитность дергача.
4. Используя дополнительные материалы и текст рассказа, объясните, чем трудна жизнь коростеля, других (перелётных) птиц.
5. Какую роль эпизод с коростелем сыграл в жизни героя?
6. Прочитайте финал рассказа. Подумайте, почему герой не может забыть давний случай.

V. Выразительное чтение учителем
эссе журналиста В. Пескова:


«Осенью лес молчит. Такая тишина! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкли птицы. Ни звука. В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.

Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали. На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. Я спрятался за куст, любуясь работой. Дятел косился вниз, но продолжал работать.

В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая.

Из кустов орешника грянул выстрел — дробью сорвало источённую червями кору, и вместе с ней на жёлтую траву упала птица. Дятел не успел проглотить личинку — она так и осталась белеть в окровавленном клюве.

Из синего дыма на проталину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. В довершение всего он не знал, что делать с птицей.

— Зачем?

— А просто так... — Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.

Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюблённых в рогатки, в самодельные пистолеты, в старые бердянки и новые двустволки? Кто должен научить их беречь и любить природу? Кто должен объяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилёту журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?»

VI. Сопоставительный анализ
идейного содержания рассказа
В. П. Астафьева и эссе В. Пескова.


Учащимся предлагается подумать над тем, что сближает и что различает данные произведения.

Сопоставительный анализ предполагает сравнение произведений по сходству и различию.

Важно обратить внимание на несколько разные позиции рассказчиков. В рассказе Астафьева герой-рассказчик вспоминает о случае сорокалетней давности, забыть который ему не позволяют совесть и та вина, которую герой ощущает перед погибшей птицей и самим собой. Он не призывает в открытую что-то менять в себе, но его история-исповедь, образ погибшей птицы и нас делают соучастниками той давней истории героя.

В эссе В. Пескова рассказчик призывает людей и общество задуматься о происходящих с нашим поколением явлениях потери милосердия, ставших нормой жизни равнодушии, жестокости и чёрствости, нехватке ответственности и сочувствия в нашей жизни.

VII. Обобщение и выводы.

Учащимся предлагается задуматься над такими вопросами:

1. Какую роль играет природа в жизни человека и общества?
2. В чём причина грубого вмешательства человека в жизнь природы? Каковы возможные последствия этого вмешательства?

VIII. Домашнее задание:

письменно ответить на вопрос, используя жизненный и читательский опыт: «Как взаимосвязаны жизнь человека и природы?»

Следующие уроки: Урок 89. Рассказ Э. Сетона-Томпсона «Королевская аналостанка» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 5 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
Иллюстрация Н. Устинова
к рассказу В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика