Автобиографическая основа рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро»
Литература
 
 Главная
 
В. П. Астафьев.
Фото
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
 
ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ
(1924 – 2001)

3 ЧАСА

Уроки литературы в 5 классе[1]


Урок 86. Рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро»

Урок 87. Человек и природа в рассказе «Васюткино озеро»

* Урок 88. Урок внеклассного чтения по рассказу В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?»[2]


УРОК 86
Рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро»

Задачи:
расширить представления учащихся о произведениях с автобиографической основой на примере истории создания рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро»; закрепить навык анализа образа персонажа; развивать навыки выразительного чтения, пересказа и составления плана.
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; ответы на вопросы учебника; составление развёрнутого (сложного) плана рассказа; пересказ; выразительное чтение фрагментов рассказа; составление характеристики героя.
Термины: автобиографическое произведение.

Этапы урока

I. Слово о В. П. Астафьеве,

новом для учащихся авторе, можно начать с разговора о малой родине писателя.

Сообщения учащихся по биографии писателя (вопрос 1 учебника) будут обобщены при последующем чтении вступительной статьи.

Обсуждение вопроса 2 учебника поможет увидеть, насколько осмысленно воспринято пятиклассниками слово о писателе.

В тетрадях могут быть записаны названия рассказов В. П. Астафьева для детей:
«Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет», «Монах в новых штанах», «Васюткино озеро», «Удар сокола», «Зачем я убил коростеля?» и др.

II. Знакомство с историей создания
рассказа «Васюткино озеро».


Здесь важно продумать переход от разговора о личности писателя к понятию «автобиографическое произведение».

Комментарий к рассказу может прозвучать на уроке в исполнении учителя, чтобы учащиеся могли лучше представить себе ситуацию, ощутить волнение будущего писателя, его реакцию на высокую оценку его школьного сочинения.

III. Чтение и анализ рассказа.

Работа с текстом строится на перечитывании и обсуждении эпизодов рассказа:
«Озеро на карте», «Бригада Григория Афанасьевича Шадрина», «Скучное житье Васютки», «Диалог Васютки и матери», «Встреча с кедровкой», «Глухарь», «Васютка заблудился», «Ужин у костра», «Таёжная ночь», «Озеро в лесу», «Бот „Игарец“», «Дома», «Васюткино озеро».

С учащимися рассматриваются вопросы 2—7 учебника.

Дополнительно пятиклассникам задаются вопросы к эпизодам. Цель данных вопросов — обратить внимание учащихся на жизнь людей в Заполярье, суровые законы таёжного леса, становление характера героя рассказа, картины сибирской природы.

Рассказ Астафьева позволяет увидеть человека и природу во взаимодействии и показывает ту ответственность, которую несёт человек перед природой.

При анализе эпизодов рассказа важно выделить образ не только Васютки, но и образ Васюткиного дедушки («О чём сетует дедушка Афанасий?»), образы рыбаков («Почему приуныли рыбаки?»), образы матери и отца Васютки («В чём проявляется переживание близких людей за Васютку?»), образ дяденьки Коляды.

Анализ чувств Васютки и других героев рассказа поможет лучше понять замысел автора, изображаемые им характеры, отношения между героями, их мысли и переживания.

Далее следует обращение к индивидуальному заданию 1, посвящённому авторской позиции и образу рассказчика.

IV. Составление плана к пересказу
фрагмента рассказа «Васютка в лесу».


При этом отрабатывается умение отбирать материал, формулировать содержание высказывания, с учащимися ведётся подготовительная работа к монологическому высказыванию.

V. Работа в группах по индивидуальному заданию 3:
словесное рисование избы, в которой живёт Васютка.


Учащиеся обсуждают в микрогруппах свои представления о крестьянской избе (учитывая время и место действия), рисуют образ дома героя. От группы выступает один из её участников.

Для организации работы можно предложить следующие вопросы:

1. Где жили Васютка и его родители?
2. Какие детали дома Васютки говорят о
а) его местоположении;
б) близости тайги;
в) близости Енисея;
г) суровом климате?
3. Какие предметы обихода раскрывают уклад жизни в Васюткиной семье? Найдите и перечитайте описание дома Васютки.

VI. Домашнее задание:

ответить устно на вопросы 8, 9 учебника. 239

Следующие уроки: Урок 87. Человек и природа в рассказе >>>



УРОК 87
Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева
«Васюткино озеро»

Задачи:
показать особенности изображения человека и природы в рассказе; дать начальное представление о пейзаже в литературном произведении.
Основные виды деятельности: чтение и анализ фрагментов рассказа; проверка понимания содержания рассказа; ответы на вопросы; литературная игра по вариантам.
Термины: идейное содержание, пейзаж.

Этапы урока

I. Сообщение темы урока

и основных направлений предстоящей на нём деятельности поможет настроить учащихся на продолжение работы, которую можно начать с обращения к краткому содержанию сюжета и обобщения основных проблем, поставленных в рассказе.

Для этого учащимся предлагаются вопросы активизирующего характера:

1. Зачем Васютка пошёл в лес?
2. О каких таёжных законах напоминает Васютке мать?
3. Когда и как герой понимает, что заблудился?
4. Как повёл себя Васютка, осознав, что потерял дорогу домой?
5. Какая ночь была самой тяжёлой для героя в лесу и почему?
6. Что помогло Васютке выйти на берег Енисея?

II. Проверка домашнего задания (вопрос 8 учебника),
пересказ одного из эпизодов рассказа, в котором показано, как мальчик преодолевал в себе страх и отчаяние.

На данном этапе урока будет продолжена работа по тексту
над образом Васютки:

1. Литературное соревнование:
записать по вариантам

а) 1 вариант — знания;
б) 2 вариант — умения, которые помогли герою в лесу.

При проверке результатов следует обратить внимание учащихся
на вопросы:

1) Откуда человек получает знания?
(Из поколения в поколение передаются от старших к младшим знания, умения, опыт.)
2) В процессе чего человек овладевает умениями?
(Только в процессе практической деятельности, используя полученные знания на практике.)

2. Обсуждение вопроса о том,
какими качествами характера и личностными особенностями необходимо обладать человеку, чтобы, подобно герою, не потерять самообладания, спастись в сложной ситуации.
(Вера в свои силы, решительность, умение осмыслять и анализировать происходящее, знания, способность совладать с волнением, размышлять и др.)

Важно обсудить также уменьшительную форму имени героя: отметить не просто желание, а необходимость вести себя как взрослому, в лесу; обратить внимание ребят на то, что в финале рассказа дедушка Афанасий назовёт внука уже не Васютка, а Васюха.

3. О ком и почему вспоминает Васютка, оказавшись один в тайге?
(О семье, учительнице, других близких ему людях. Человеку, находящемуся вдали от дома, необходима поддержка близких и значимых для него людей, связь с домом, вера в то, что его любят и ждут.)

III. Работа с текстом рассказа
будет продолжена по вариантам.


Учащимся предлагается найти, прочитать и прокомментировать
эпизоды, связанные с взаимодействием Васютки с другими людьми:
отцом, членами отцовской бригады, матерью, дедушкой, дяденькой Колядой, пассажирами на
(пятиклассникам предлагается подумать о том, какие мысли, чувства, отношения раскрываются в данных эпизодах);

с взаимодействием героя с тайгой
(Васютка в лесу ведёт себя как настоящий охотник; потерявшись, он старается не потерять надежды, не поддаться панике, действовать; герой разговаривает с обитателями тайги; он наблюдателен, хорошо знаком с флорой и фауной своей местности, знает о том, как должен человек вести себя на природе);

с изображением природы в рассказе
(анализ пейзажных зарисовок «Короткая августовская ночь в Заполярье», «Тайга…тайга…»).

Учащимся предлагается подумать над следующими вопросами:

1. Какую роль в рассказе играет пейзаж?
2. Какие изобразительно-выразительные средства используются для создания пейзажа?

В тетрадях записывается определение понятия:
«Пейзаж (от французского слова paysage — страна, местность) — изображение картин природы, а в более широком смысле — окружающей обстановки, в которой разворачивается действие».

Учащиеся подводятся к выводу о роли пейзажа в художественном произведении
(изображение места действия; передача чувств, состояния героя, раскрытие происходящих с ним событий).

IV. Заключительная беседа
об идейном содержании рассказа.


На завершающем этапе урока важно дать возможность учащимся высказать свои суждения по поводу прочитанного.

Пятиклассникам предлагаются вопросы:

1. Чему учит рассказ В. П. Астафьева?
2. Что понимаешь, когда читаешь рассказ писателя?

В классе с углублённым изучением литературы необходимо обратиться также

к рассмотрению особенностей авторского повествования, выполнению индивидуального задания 1
(внутренняя речь героя, обращение героя к флоре и фауне, образ рассказчика-повествователя, описания, сравнения, использование глаголов, местные выражения, областная и профессиональная лексика);

композиционному построению рассказа
(описание озера, названного в честь Васютки, окаймляет повествование).

V. Домашнее задание:

прочитать рассказ В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?».

Индивидуальные задания:

1) выполнить индивидуальные задания 2, 4 учебника;
2) записать и оформить на основе рассказа В. П. Астафьева и жизненного опыта перечень таёжных правил (по выбору учащихся).

Следующие уроки: * Урок 88. Урок внеклассного чтения по рассказу В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 5 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
Вид на Енисей.
Вверх по течению Дивногорск (недалеко от с. Овсянки), Красноярский край
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика