Зачетная работа за второе полугодие. Литература-10
Литература
 
 Главная
 
Портрет А. Н. Островского.
1875 г. Гравюра на стали
 
Портрет Ф. М. Достоевского
работы фотографа К. А. Шапиро. 1879
 
 
А. П. Чехов.
Фотография с дарств. надписью
М. Горькому. 1902 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Зачетная работа
за второе полугодие
Итоги года и задание на лето

2 + 3 ЧАСА

10 класс[1]


Уроки 166-167*. Зачетная работа за второе полугодие

Уроки 168-169. Нравственные уроки русской и зарубежной литературы XIX в.

Урок 170. Итоги года и задание на лето


УРОКИ 166-167.*
Зачетная работа за второе полугодие
[2]

В контрольную работу за второе полугодие
должны быть включены вопросы и задания по творчеству
А. Островского, Тургенева, Некрасова, Достоевского, Л. Толстого и Чехова,
так как, согласно Стандарту литературного образования, произведения этих писателей изучаются и контролируются обязательно.

В профильных гуманитарных классах
дополнительно можно включить вопросы и задания по творчеству Лескова и Салтыкова-Щедрина.

Уровень А

1. Каким поэтам принадлежат эти строки? С какими фактами биографии поэтов они связаны? Что общего в этих цитатах?

Здесь Барство дикое, без чувства, без Закона
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь Рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.

...Увы! Пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза.
И в мире нет прочней, прекраснее союза!..

2. Перечислите женские образы пьесы А. Н. Островского «Гроза». Кто из них относится к «хозяевам» «темного царства», а кто к его «жертвам»? Аргументируйте свою позицию.

3. Чей это диалог? Какие жизненные принципы героев он раскрывает?

— И вы полагаете... что, когда общество исправится, уже не будет ни глупых, ни злых людей?
— По крайней мере, при правильном устройстве общества, совершенно будет равно, глуп человек или умен, зол или добр.
— Да, понимаю: у всех будет одна и та же селезенка.
— Именно так-с, сударыня.

4. О каких «принсипах» спорят Базаров и Павел Петрович Кирсанов в X главе романа «Отцы и дети»? Запишите выражения Базарова, которые подтверждают, что он нигилист.

5. Перечислите характерные детали портретов героев романа Достоевского «Преступление и наказание». Чьими глазами рисует автор портреты героев? Какова роль портрета в понимании характеров героев и романа в целом?

6. Объясните, чем сходны и чем различаются понятия «гипербола» и «гротеск».

7. Вспомните слова и выражения из рассказа А. П. Чехова «Ионыч», которые характеризуют семью Туркиных. Каково авторское отношение к ней?

8. Проанализируйте монолог Кулигина из пьесы Островского «Гроза» (действие III, явл. 3). Какие законы жизни города Калинова он отвергает? Докажите, что Кулигин лишь констатирует «жестокие нравы» города, а не является их активным обличителем.

9. Проанализируйте стихотворение Некрасова «О Муза! я у двери гроба...». Как в нем отразилась идейно-эстетическая позиция поэта?

10. Проанализируйте эпизод объяснения в любви Наташи Ростовой и Андрея Болконского (т. 2, часть 3, гл. XXIII). Какими приемами пользуется в этом эпизоде автор, показывая душевное состояние героев?

Уровень Б

1. Каким поэтам принадлежат эти строки? С какими фактами биографии поэтов они связаны? Что общего в этих цитатах? Есть ли разница в настроении лирического героя каждого стихотворения?

Воспоминания дней юности — известных
Под громким именем роскошных и чудесных, —
Наполнив грудь мою и злобой, и хандрой,
Во всей своей красе проходят предо мной...
Вот темный, темный сад... Чей лик в аллее дальней
Мелькает меж ветвей, болезненно печальный?..

И вижу я себя ребенком; и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.

2. Какие законы «темного царства» не принимает Катерина Кабанова? Запишите по памяти реплики героини, доказывающие ее свободолюбие.

3. Назовите имена, отчества и фамилии известных вам глуповских градоначальников. О каком произведении идет речь? Кто его автор?

4. Из какого произведения эти строки? Назовите его автора и особенности художественной формы.
«Едва увидел он массу воды, как в голове его уже утвердилась мысль, что у него будет свое собственное море. И так как за эту мысль никто не угрожал ему шпицрутенами, то он стал развивать ее дальше и дальше.»
Какова главная мысль этого произведения?

5. В каком произведении есть такие слова? Объясните смысл названия произведения. Как называется цикл, в который оно входит? Какова его главная мысль?
«Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли. Но ведь три аршина нужны трупу, а не человеку?»

6. Объясните, чем сходны и чем различаются понятия «деталь» и «символ». Приведите примеры из романа Тургенева «Отцы и дети».

7. Назовите основные черты романтизма и реализма. Приведите примеры романтических и реалистических произведений.

8. Определите проблематику и особенности жанра стихотворения Н. А. Некрасова «Еду ли ночью по улице темной...». Как в нем сочетаются эпос и лирика? Каково авторское отношение к рассказанной истории? Какие особенности формы помогают понять его содержание?

9. Проанализируйте сцену расстрела пленных французами из романа «Война и мир» (т. 4, ч. 1, гл. XI). Как в ней отразились гуманистические мысли автора?

10. Проанализируйте сцену объяснения Катерины и Бориса из пьесы Островского «Гроза» (действие V, явл. 3). Какими способами автор передает психологическое состояние каждого героя? Какова роль авторских ремарок?



УРОКИ 168 - 169
Итоговые уроки. Нравственные уроки
русской и зарубежной литературы XIX в.


Уроки могут быть проведены в форме диспута,
на котором предстоит обсудить нравственный смысл изученных в 10 классе произведений, попытаться вписать их в исторический и общечеловеческий контекст мировой литературы, выявить их современное звучание.

Вопросы и задания для обсуждения

1. Что интересного и полезного вы узнали из курса русской литературы XIX в.?

2. Одинаково или по-разному воспринимали вечные нравственные ценности, отраженные в русской классической литературе, читатели XIX и XXI вв.?

3. В чем общность и разница в восприятии таких понятий, как честь, долг, любовь, благородство, гордость, достоинство, жизнь, смерть и др., нашими современниками и русскими писателями XIX в.?

4. В чем главные особенности русской классической литературы в показе человеческой жизни и человеческих отношений?

5. В чем общечеловеческая значимость проблем, вопросов, тем, поднятых литературой XIX в.?

6. Назовите творческие открытия русских писателей в области методов, жанров, стилевых особенностей литературного творчества.

7. Какие общие проблемы и художественные открытия объединяют русских и зарубежных писателей?

8. Дайте оценку произведениям, не входящим в школьный курс, которые вы прочитали в 10 классе. Что общего вы заметили в прочитанных вами произведениях современной русской и зарубежной литературы и русской классики?

9. Какие спектакли и фильмы, основанные на русской классике, вы видели? Дайте им оценку.

10. Чем знание русской классической литературы может помочь читателю, который не свяжет свою будущую профессию с гуманитарными дисциплинами?

УРОК 170
Итоги года и задание на лето


На уроке учитель подведет итоги учебного года, обобщит свои мысли о положительной динамике в литературном развитии учащихся 10 класса, оценит лучшие исследовательские и другие работы учащихся (доклады, рефераты, сочинения, достижения на олимпиадах и ученических конференциях, успехи во внеклассной деятельности по литературе и др.).

На уроке возможно проведение викторины на знание русской литературы XIX в.,
творческие конкурсы
(сочинительство, импровизации, стилизации, инсценировки, исполнение фрагментов из произведений русской классики и т. п.).

Учащимся следует дать рекомендации по развитию читательского кругозора, охарактеризовать книги, которые школьники к 11 классу должны прочитать обязательно, указать дополнительную литературу для самостоятельного чтения.

Желательно организовать консультации по составлению индивидуальных образовательных траекторий для школьников, желающих изучать литературу на профильном уровне.


РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ
СПИСОК ЧТЕНИЯ
Федеральная рабочая программа
Литература. 11 класс (базовый уровень)
 
А. И. Куприн.
Рассказы и повести (одно произведение по выбору). Например, «Гранатовый браслет», «Олеся» и др.

Л. Н. Андреев.
Рассказы и повести (одно произведение по выбору). Например, «Иуда Искариот», «Большой шлем» и др.

М. Горький.
Рассказы (один по выбору). Например, «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Коновалов» и др.
Пьеса «На дне».

Стихотворения поэтов Серебряного века
(не менее двух стихотворений одного поэта по выбору). Например, cтихотворения К. Д. Бальмонта, М. А. Волошина, Н. С. Гумилёва и др.

И. А. Бунин.
Рассказы (два по выбору). Например, «Антоновские яблоки», «Чистый понедельник», «Господин из СанФранциско» и др.

А. А. Блок.
Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, весна, без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…» и др.
Поэма «Двенадцать»

В. В. Маяковский.
Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Письмо Татьяне Яковлевой» и др.
Поэма «Облако в штанах».

С. А. Есенин.
Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Гой ты, Русь, моя родная...», «Письмо матери», «Собаке Качалова», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Я последний поэт деревни…», «Русь Советская», «Низкий дом с голубыми ставнями...» и др.

О. Э. Мандельштам.
Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Ленинград», «Мы живём, под собою не чуя страны…» и др.

М. И. Цветаева.
Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Моим стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Идёшь, на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплёте», «Бабушке», «Красною кистью…» (из цикла «Стихи о Москве») и др.

А. А. Ахматова.
Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Мужество», «Приморский сонет», «Родная земля» и др.
Поэма «Реквием».

Н.А. Островский.
Роман «Как закалялась сталь» (избранные главы).

М. А. Шолохов.
Роман-эпопея «Тихий Дон» (избранные главы).

М. А. Булгаков.
Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» (один роман по выбору).

А. П. Платонов.
Рассказы и повести (одно произведение по выбору). Например, «В прекрасном и яростном мире», «Котлован», «Возвращение» и др.

А. Т. Твардовский.
Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Вся суть в одном единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента...» и др.

Проза о Великой Отечественной войне
(по одному произведению не менее чем трех писателей по выбору). Например,
В. П. Астафьев «Пастух и пастушка», «Звездопад»;
Ю. В. Бондарев «Горячий снег»;
В. В. Быков «Обелиск», «Сотников», «Альпийская баллада»;
Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была война»;
К. Д. Воробьев «Убиты под Москвой», «Это мы, Господи!»;
В. Л. Кондратьев «Сашка»;
В. П. Некрасов «В окопах Сталинграда»;
Е. И. Носов «Красное вино победы», «Шопен, соната номер два»;
С. С. Смирнов «Брестская крепость» и др.

А. А. Фадеев.
Роман «Молодая гвардия».

В. О. Богомолов.
Роман «В августе сорок четвертого».

Поэзия о Великой Отечественной войне.
Стихотворения (по одному стихотворению не менее чем двух поэтов по выбору). Например,
Ю. В. Друниной,
М. В. Исаковского,
Ю. Д. Левитанского,
С. С. Орлова,
Д. С. Самойлова,
К. М. Симонова,
Б. А. Слуцкого и др.

Драматургия о Великой Отечественной войне.
Пьесы (одно произведение по выбору). Например, В. С. Розов «Вечно живые» и др.

Б. Л. Пастернак.
Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти…», «Снег идёт», «Любить иных — тяжёлый крест...», «Быть знаменитым некрасиво…», «Ночь», «Гамлет», «Зимняя ночь» и др.

А. И. Солженицын.
Произведения «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты книги по выбору, например, глава «Поэзия под плитой, правда под камнем»).

В. М. Шукшин.
Рассказы (не менее двух по выбору). Например, «Срезал», «Обида», «Микроскоп», «Мастер», «Крепкий мужик», «Сапожки» и др.

В. Г. Распутин.
Рассказы и повести (не менее одного произведения по выбору). Например, «Живи и помни», «Прощание с Матёрой» и др.

Н. М. Рубцов.
Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Звезда полей», «Тихая моя родина!..», «В горнице моей светло…», «Привет, Россия…», «Русский огонёк», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...» и др.

И. А. Бродский.
Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «На смерть Жукова», «Осенний крик ястреба», «Пилигримы», «Стансы» («Ни страны, ни погоста…»), «На столетие Анны Ахматовой», «Рождественский романс», «Я входил вместо дикого зверя в клетку…» и др.

Проза второй половины XX – начала XXI века.
Рассказы, повести, романы (по одному произведению не менее чем трёх прозаиков по выбору). Например,
Ф. А. Абрамов («Братья и сёстры» (фрагменты из романа), повесть «Пелагея» и другие);
Ч. Т. Айтматов (повести «Пегий пёс, бегущий краем моря», «Белый пароход» и другие);
В. И. Белов (рассказы «На родине», «За тремя волоками», «Бобришный угор» и другие);
Г. Н. Владимов («Верный Руслан»);
Ф. А. Искандер (роман в рассказах «Сандро из Чегема» (фрагменты), философская сказка «Кролики и удавы» и другие);
Ю. П. Казаков (рассказы «Северный дневник», «Поморка», «Во сне ты горько плакал» и другие);
В. О. Пелевин (роман «Жизнь насекомых» и другие);
Захар Прилепин (рассказ «Белый квадрат» и другие);
А. Н. и Б. Н. Стругацкие (повесть «Пикник на обочине» и другие);
Ю. В. Трифонов (повести «Обмен», «Другая жизнь», «Дом на набережной» и другие);
В. Т. Шаламов («Колымские рассказы», например, «Одиночный замер», «Инжектор», «За письмом» и другие) и другие.

Поэзия второй половины XX – начала XXI века.
Стихотворения (по одному произведению не менее чем двух поэтов по выбору). Например,
Б. А. Ахмадулиной,
А. А. Вознесенского,
В. С. Высоцкого,
Е. А. Евтушенко,
Н. А. Заболоцкого,
Т. Ю. Кибирова,
Ю. П. Кузнецова,
А. С. Кушнера,
Л. Н. Мартынова,
Б. Ш. Окуджавы,
Р. И. Рождественского,
А. А. Тарковского,
О. Г. Чухонцева и др.

Драматургия второй половины ХХ – начала XXI века.
Пьесы (произведение одного из драматургов по выбору). Например,
А. Н. Арбузов «Иркутская история»;
А. В. Вампилов «Старший сын»;
К. В. Драгунская «Рыжая пьеса» и др.

Литература народов России.
Рассказы, повести, стихотворения (не менее одного произведения по выбору). Например,
рассказ Ю. Рытхэу «Хранитель огня»;
повесть Ю. Шесталова «Синий ветер каслания» и др.;
стихотворения Г. Айги,
Р. Гамзатова,
М. Джалиля,
М. Карима,
Д. Кугультинова,
К. Кулиева и др.

Зарубежная проза XX века
(не менее одного произведения по выбору). Например, произведения
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»;
А. Камю «Посторонний»;
Ф. Кафки «Превращение»;
Дж. Оруэлла «1984»;
Э. М. Ремарка «На западном фронте без перемен», «Три товарища»;
Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»;
Г. Уэллса «Машина времени»;
О. Хаксли «О дивный новый мир»;
Э. Хемингуэя «Старик и море» и др.

Зарубежная поэзия XX века
(не менее двух стихотворений одного из поэтов по выбору). Например, стихотворения Г. Аполлинера, Т. С. Элиота и др.

Зарубежная драматургия XX века
(не менее одного произведения по выбору). Например,
пьесы Б. Брехта «Мамаша Кураж и её дети»;
М. Метерлинка «Синяя птица»;
О. Уайльда «Идеальный муж»;
Т. Уильямса «Трамвай „Желание“»;
Б. Шоу «Пигмалион» и др.


1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика