Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Литература-10
Литература
 
 Главная
 
Портрет Ф.М.Достоевского
работы фотографа К. А. Шапиро. 1879
 
 
 
 
 
Лестница дома Раскольникова.
Рис. М. Добужинского
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ
(1821 – 1881)

13 ЧАСОВ

10 класс[1]


Урок 128. Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути

Урок 129. Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского.

Уроки 130–131. История создания романа «Преступление и наказание». «Маленький человек» в романе

Уроки 132–133. Теория Раскольникова. Истоки его бунта

Урок 134. «Двойники» Раскольникова

Урок 135. Значение образа Сони Мармеладовой в романе

Урок 136. Композиционная роль эпилога в романе

Уроки 137–138. Полифонизм романа «Преступление и наказание»

Уроки 139–140. Обзор романа Ф. М. Достоевского «Идиот»


УРОК 128
«Человек, который весь борьба»
[2]
Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба.
Этапы творческого пути.
Идейные и эстетические взгляды.


На этом уроке целесообразно остановиться на особенностях творческой манеры писателя, определить главное направление его творчества, основные произведения и дать краткую биографическую информацию.

Урок можно начать словами М. Горького:
«Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности талант равен, может быть, только Шекспиру».

В центре урока — разговор о творческой манере художника, который считается одним из самых сложных в передаче внутреннего состояния героев. Для этого уместно прочитать на выбор несколько ярких отрывков из прозы Достоевского, например:

— мучения Раскольникова перед «пробой», его внутренние рассуждения;

— поведение Раскольникова после убийства;

— поведение князя Мышкина и Рогожина после убийства Настасьи Филипповны;

— встреча Раскольникова с Мармеладовым.

В этих эпизодах очень напряженное повествование, они показывают человека изнутри, помогают ощутить почти болезненное состояние героев. Читатель сам подчиняется такому состоянию и глубже понимает поступки, кажущиеся на первый взгляд нелогичными и противоречивыми.

Вопрос для обсуждения

— Что можно сказать о Достоевском-художнике и Достоевском-человеке по этим отрывкам?

Вывод.
Повествование Достоевского отличается напряженностью, нервностью, почти болезненностью. Автор чувствует малейшие психологические нюансы состояния своих героев. Герои изображаются в очень сложных ситуациях, крайних, предельных по психологическому накалу. Основной прием раскрытия характера героя — внутренний монолог. Все это говорит о глубине таланта Достоевского, тонко чувствующего душевные движения, и показывает, что главное в писателе — это боль за оскорбленного и униженного человека, умение чувствовать чужую боль и сострадать, ощущать чужое несчастье острее, чем свое.

С этих позиций обсуждается первый роман Достоевского «Бедные люди» (1845—1846).

Форма работы — чтение и комментирование нескольких писем. Разумно остановиться на письмах от 1 июля и 8 июля, где Макар Девушкин оценивает «Станционного смотрителя» А. Пушкина и «Шинель» Н. Гоголя. Эти повести близки позиции Достоевского по отношению к «маленькому человеку».

Вопросы для обсуждения

— Как в повестях проявляется истинный гуманизм и тонкий психологизм авторов?

— Почему Макару Девушкину нравится «Станционный смотритель» и не нравится «Шинель»?

— К кому ближе герой Достоевского: к Самсону Вырину или Акакию Башмачкину?

Вывод.
Продолжая традиции Пушкина и Гоголя, писатель развивает тему унижения и бесправия «маленького человека», показывает его большую душу и способность сочувствовать, сопереживать и сострадать.

Необходим краткий рассказ учителя или сообщение ученика о жизни писателя и его деятельности в обществе петрашевцев (руководитель — Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский).

Вопросы для обсуждения

— Почему приход Достоевского в общество петрашевцев был закономерен?

— Как участие в обществе связано с мировоззрением писателя?

— Почему роман «Бедные люди» можно считать первым шагом борьбы?

Возможно сообщение учащегося об аресте петрашевцев.
В 1849 г. 21 человек (в том числе и Достоевский) приговорен к смертной казни. «Десять ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти». Десять минут, изменивших его жизнь. Смерть заменена каторгой, только в 1859 г. Достоевский смог возвратиться в Петербург.

Следует, однако, отметить, что в 2006 г. вышла в свет книга И. Свеченовской «Достоевский. Поединок со страстью» из серии «Тайны великих», где судьба Достоевского, в том числе и его отношение с петрашевцами, и каторга, рассматриваются совсем по-другому.

Иллюстрацией к периоду каторги писателя может стать чтение отрывка из романа «Преступление и наказание» — о Раскольникове на каторге или из повести «Записки из мертвого дома».

Вопрос для обсуждения

— Что можно сказать по этому отрывку о пребывании Достоевского на каторге?

«Мертвым домом» назовет писатель каторгу, но сможет увидеть в каторжниках людей, вызывающих сострадание: «И сколько в этих стенах было погребено напрасно молодости, сколько великих сил погибло здесь даром! Ведь надо уж все сказать: ведь этот народ необыкновенный был народ. Но погибли даром могучие силы, погибли ненормально, незаконно, безвозвратно. А кто виноват?»

Ответом на этот вопрос станет роман «Преступление и наказание» — виновато общество, которое нужно изменить.

В финале урока возможно чтение заключительной страницы из романа «Преступление и наказание» или из «Братьев Карамазовых».

Вопросы и задания для итоговой беседы

— Какой путь изменения предлагает Достоевский?

— Как в его сознании связываются религиозность и возрождение человека? (Каторга изменила взгляды Достоевского, повернув их к религиозному смирению. Каторга обострила гуманизм писателя, его сострадание «униженным и оскорбленным». Достоевский провозглашает новый взгляд на человека. Кто бы он ни был — он Человек.)

— Проанализируйте названия произведений Достоевского и определите основное направление его творчества. Как оно меняется в 1870—1880-е гг.?

«Бедные люди» — 1845—1846 гг.

«Белые ночи» — 1848 г.

«Записки из мертвого дома» — 1861—1862 гг.

«Униженные и оскорбленные» — 1861 г.

«Преступление и наказание» — 1866 г.

«Идиот» — 1868 г.

«Бесы» — 1870 г.

(Обращая внимание на названия произведений писателя, можно сделать вывод, что под влиянием происходящего меняется и сам художественный мир Достоевского, приобретая черты болезненности и фантастичности.)

Итог урока.
Достоевский является писателем, которого сформировало сложное и отчасти безумное время 1840—1870-х гг., когда думающий и сопереживающий человек не мог оставаться в стороне от проблем, волнующих общество. Своими произведениями писатель пытается влиять на происходящее. В них попытка ответить на вопрос времени: «Что же делать?» Время сформировало и стиль Достоевского — психологически напряженный, погружающий читателя во внутренний мир героев. Основное направление творчества Достоевского — это гуманизм, защита «униженных и оскорбленных».



УРОК 129
«В глубине „Преступления и наказания“ живет художническая память о „Медном всаднике“ Пушкина»
[3]
Образ Петербурга в русской литературе.
Петербург Ф. М. Достоевского

Цель урока
— показать специфику Петербурга Достоевского, сопоставляя изображение города в романе «Преступление и наказание» с произведениями других писателей и художников.

Петербург давно перестал быть просто городом, а стал символом не только у Достоевского, но и у Пушкина, Гоголя, Некрасова и в изображении многих художников.

Проблемные вопросы урока

— Кто является героями романа «Преступление и наказание»?
(Бедняки и Петербург, вмещающий в себя все враждебное бедным. Отсюда проблема — защитить «маленького человека» от этого мира, т. е. от Петербурга.)

— Каким и как показан Петербург, символизирующий мир равнодушия, враждебности, безысходности, у разных художников и писателей?

Работа проводится в группах.

Группа 1.
Образ Петербурга в «Медном всаднике» Пушкина
и в иллюстрациях художника А. Бенуа.

Петербург Пушкина противоречив: поэт любит этот город — источник творчества, но развенчивает «державный град» — символ власти, приносящей беды людям. У Пушкина три Петербурга:

— Петербург Петра — «окно в Европу», т. е. город царственный, символ власти, поэтому-то Петр видит «пустынные волны», не замечая «бедный челн» и «приют убогого чухонца»;

— Петербург Пушкина — город творчества, который поэт любит;

— Петербург Евгения — город простого человеческого счастья, разрушенного наводнением.

Интересно, что от стихии не страдает город Петра и город Пушкина, они остаются символами и власти, и творчества, а страдает только Евгений, маленький человек, мечтающий о счастье.

А. Бенуа показывает гнетущий, мертвенный город, почти полностью закрытый фигурой Медного всадника, тоже являющегося символом. Петербург у Бенуа — это город, несущий смерть.

Фигура Всадника нависает над Евгением. Зритель чувствует: если вздыбленный конь опустится, то прямо на маленькую бегущую фигурку, распростертую в виде креста.

Группа 2.
Образ Петербурга
в «Невском проспекте» Гоголя.


Гоголь продолжает трагическую тему Петербурга, но здесь слились воедино реальность и бред, явь и кошмар. «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект». Это город фантастических контрастов, вырастающий до некоего нереального символа города-призрака.

Можно вспомнить, что во время строительства Петербурга его называли дьявольским созданием, а Петра — антихристом, построившим город на болоте, изменившим жизнь русских людей и даже отсчет времени, так как с времен царствования Петра новый год стал начинаться с 1 января, а не с 1 сентября, как раньше.

У Гоголя нет державного града, нет царя-строителя, нет дворцов, у него город представлен глазами героев, глазами «маленького человека».

Группа 3.
Образ Петербурга Достоевского
глазами художника Ильи Глазунова.
Работа с иллюстрациями.


Глазунов замыкает пространство города, его улицы не имеют выхода. Художник увидел город-тупик. Все улицы пересекаются, даже открытая дверь ведет в закрытый двор, из которого нельзя выйти.

Группа 4.
Образ Петербурга в романе
«Преступление и наказание»

(ч. 1, гл. 1, 2 — начало;
ч. 1, гл. 4 — опозоренная девочка;
ч. 1, гл. 6 — мечта о счастливом городе;
ч. 2, гл. 2 — удар кнута;
ч. 2, гл. 7 — смерть Мармеладова;
ч. 5, гл. 5 — смерть Катерины Ивановны и др.).

Сопоставление фрагмента об утопленнице (ч. 2, гл. 6) и картины В. Перова «Утопленница».

У Достоевского Петербург — это город контрастов: город «униженных и оскорбленных» и «сильных мира сего»; это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности; это и город-убийца, и город-призрак, и город-тупик.

Но у Достоевского есть и мечта о счастливом городе, о нем думает Раскольников. Но это мечта, а город — это ужас и безумие. Безумный город порождает безумные идеи, город-убийца порождает людей-убийц.

Итог урока.
В изображении Петербурга Достоевский продолжает традиции Пушкина и Гоголя, показывая враждебность города «маленьким людям». Но у Достоевского город — действующее лицо, герой событий, часто действие разворачивается прямо на улицах, причем различным событиям соответствуют различные состояния города, который даже способствует тем или иным поступкам. Например, духота, пыль, жара «подталкивают» Раскольникова к убийству старухи-процентщицы, а грязные мостовые и сточные канавы играют не последнюю роль в самоубийстве Свидригайлова.

Следующие уроки: Уроки 130—131. История создания романа «Преступление и наказание». «Маленький человек» в романе >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Письма Л. Н. Толстого 1848—1910. Собр. и ред. П. А. Сергеенко. — М., 1910. — Т. 1. — С. 146. (вернуться)

3. См.: Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. — М., 1970. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика