А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов начала 1880-х годов. Литература-10
Литература
 
 Главная
 
А. П. Чехов.
Фотография с дарств. надписью
М. Горькому. 1902 г.
 
 
Чехов Н. П. Ванька Жуков. Иллюстрация к рассказу А. П. Чехова "Ванька"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ
 
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ
(1860 – 1904)

11 ЧАСОВ

10 класс[1]


Урок 155. А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов начала 1880-х годов

Урок 156. Проблемы прозы Чехова 1890-х гг. Анализ рассказов «Палата № 6», «Студент»

Урок 157. Проблемы рассказов А. П. Чехова 1890-х гг. Анализ рассказов «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья», «Душечка»

Урок 158. Многообразие философско-психологической проблематики в прозе зрелого Чехова. «Скучная история», «Случай из практики», «Черный монах»

Урок 159. А. П. Чехов. Проблематика и поэтика цикла рассказов «Маленькая трилогия»: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

Урок 160. Душевная деградация человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

Урок 161. Особенности драматургии А. П. Чехова

Уроки 162-163. А. П. Чехов. «Вишневый сад»: история создания, жанр, герои

Урок 164. Символ сада в комедии «Вишневый сад». Подготовка к домашнему сочинению

Урок 165. Своеобразие чеховского стиля


УРОК 155
«Большой, умный, ко всему внимательный человек»
[2]

А. П. Чехов. Жизнь и творчество.
Особенности рассказов начала 1880-х годов

Задачи урока
— знакомясь с жизнью и творчеством А. Чехова, найти истоки его своеобразного творчества; определить, в чем своеобразие рассказов 1880-х гг.

Ключом к пониманию творчества Чехова могут стать слова Горького:
«Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошел большой, умный, ко всему внимательный человек, посмотрел он на этих скучных жителей своей родины и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрека, с безнадежной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал: „Скверно вы живете, господа!“»

Антон Павлович Чехов — необычный писатель, очень откровенный, прямой. Он и человеком был необыкновенным, главными чертами которого являлись интеллигентность, деликатность, умение сильно чувствовать, любить. Не случайно все его работы полемичны, споры о его творчестве начались еще среди современников.

«...Тупоумны, холодны и пошлы», — это слова современника о чеховских рассказах. Говорили, что Чехов — поэт будней, серых людей.

С такой точкой зрения спорили и К. С. Станиславский, и И. Бунин, и М. Горький. «Слишком своеобразный, сложный был он человек», — писал о Чехове И. Бунин. Мягкость, интеллигентность и внутренняя сила; поэтичность и сатира — все это было в нем.

Урок, посвященный жизненному и творческому пути писателя, можно провести, работая в творческих группах по отдельным фрагментам биографии и творчества.

Группа 1. «У меня в детстве не было детства».
Детство и юность писателя.


Отец — торговец в лавке, но большой любитель музыки, рисования, регент церковного хора.

Когда семья уезжает в Москву, Антон остается один в Таганроге.

Об этих годах А. П. Чехов писал Суворину: «Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченый, ходивший по урокам без галош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший Богу и людям без всякой надобности — только из сознания своего ничтожества, напишите-ка, как этот молодой человек выдавливает по капле из себя раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая, человеческая».

Но было что-то еще, помогающее сохранить в себе человека:

— порыв к добру и красоте, выразившийся в увлечении театром;
— жажда творчества;
— победа над жестокостью, над собой.

Группа 2. Изучение рассказов Чехова,
в которых отразился внутренний мир ребенка
в сложных жизненных ситуациях: «Степь», «Ванька».


Поиск автобиографических фактов.

Группа 3. Изучение жизни Чехова в Москве,
учебы на медицинском факультете университета,
первых литературных опытов.


Он начинает «по капле выдавливать из себя раба», увлекается литературой, пишет первые рассказы, печатается в журналах «Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Сверчок», «Осколки».

Справка
о псевдонимах Чехова


Чехов был изобретательным в придумывании псевдонимов. Пожалуй, ни у кого из писателей не было столько «вторых имен». Вот история некоторых из них.

— Антоша Ч., Ан. Ч., А. Чехонте — так называл Чехова законоучитель таганрогской гимназии отец Покровский, любитель переиначивать фамилии.
— Сокращение фамилии: Нте, -нте, Анче.
— Шуточное письмо в редакцию «Осколков» подписано «полковник Кочкарев» («гибрид» полковника Кошкарева из «Мертвых душ» и Кочкарева из «Женитьбы»).
— Чехов подписывался Лаэрт, Улисс.
— Юмористические подписи и псевдонимы: Врач без пациентов, Гайка № 6, Акакий Тарантулов, Кисляев, Балдастов, Шампанский, Ч. Б. С. (Человек без селезенки), Брат моего брата, Некто, Шиллер Шекспирович Гете.

Чехов писал литератору Билибину: «Фамилию я отдал медицине, с которою не расстанусь до гробовой доски. С литературой же мне рано или поздно придется расстаться. Во-вторых, медицина, которая мнит себя быть серьезной, и игра в литературу должны иметь разные клички»[3].

Таким образом, сочетание в одном человеке качеств врача и писателя привело к высокому гуманизму его творчества.

Группа 4. Чехов-врач
и отражение этой темы в творчестве писателя.


Чехов писал: «Занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность». Он не раскаялся в выборе профессии, но за время учебы в университете опубликовал более двухсот различных материалов.

Создавая свои смешные рассказы, задумывая монументальные труды по медицине, например «История полового авторитета» (о взаимодействии полов на всех ступенях развития) и «Врачебное дело в России», Чехов выбирает профессию врача и... писателя. Он так и остался в русской культуре — врач-писатель и писатель-врач. Он без колебаний спешил к больному дифтерией ребенку, «ловил на хвост холеру», принимал мужиков, часто не беря ничего за свои труды. И писал свои рассказы, принесшие славу настоящего писателя. И это все несмотря на свою тяжелую болезнь. Чехов предан медицине, поэтому врач «выглядывает» из многих его рассказов.

Группа 5. Сообщения о некоторых рассказах,
в которых есть «намек на медицину»:
«Скучная история», «В овраге», «Враги»,
«Палата № 6», «Хирургия», «Дуэль»,
«Неприятность», «Зеркало» и др.


В них созданы образы врачей-подвижников и врачей-стяжателей.

Медицина и литература — две страсти Чехова, он не отказался от медицины ради литературы, он взял ее в литературу.

Группа 6. Сообщения о произведениях Чехова,
посвященных искусству.


Много разговоров о литературе в рассказах «Попрыгунья», «Дом с мезонином», в пьесе «Чайка», связанной с раздумьями Чехова о сущности таланта. Тригорин мучительно ощущает тяжесть таланта, не вдохновляемого большой целью.

В образе Тригорина много самого Чехова: «Я никогда не нравился себе. Я не люблю себя как писателя... Я люблю вот эту воду, деревья, небо и чувствую природу, она возбуждает во мне страсть, непреодолимое желание писать. Но ведь я не пейзажист только, я чувствую, что если я писатель, то я обязан говорить о народе, об его страданиях, об его будущем, говорить о науке, о правах человека и проч. и проч.». Это чеховские взгляды на роль художника.

Группа 7. Влияние каторги на человека
и рассказы о поездке Чехова на Сахалин.


В 1890 г. писатель уезжает на Сахалин, чтобы изучить каторгу — «одну из самых ужасных нелепостей, до которой мог додуматься человек». Поездка — подвиг.

Более четырех тысяч верст на лошадях по Сибири, где холод, пронзительный ветер, разливы рек, а Чехов серьезно болен и, как врач, знает, чем ему грозит этот путь. Впечатления от поездки стали материалом для книги очерков «Остров Сахалин» и причиной написания ряда рассказов (например, «Палата № 6»).

Группа 8. Любовь в жизни Чехова.
Обсуждение рассказов о любви:
«Цветы запоздалые», «Дом с мезонином»,
«Дама с собачкой», «О любви».


Чехов писал о любви грустно и возвышенно: «Я слышу ее шаги... Я без нее жить не могу... Даже звук ее шагов прекрасен... Я счастлив безумно! Волшебница, мечта моя...» («Чайка»). Много любви в «Чайке» потому, что любовь готова была войти в жизнь Чехова, любовь, имя которой Лика Мизинова.

Правда, Инна Гофф считает, что тема «Чайки» и многих других рассказов подсказана Лидией Авиловой. Может быть проведена интересная работа по перекличке Чехова и Авиловой.

«Я добросовестно искренна», — говорит Авилова. «Я никогда не лгу», — пишет Чехов. Их отношения намеками проявляются в его «Чайке», «Даме с собачкой», «О любви», в ее «Забытых именах». «Две натянутых, напряженных струны», — скажет она спустя годы. «Мое сердце так болезненно сжалось», — скажет он устами Тригорина. В их любви было много тайного, скрытого от посторонних и от них самих. В своей любви они не знали счастья. «Я был несчастлив», — Чехов в рассказе «О любви». «Одна боль...» — Авилова в дневнике.

Итогом разговора о судьбе А. П. Чехова
может стать стихотворение Ю. Левитанского:

Шампанским наполнен бокал.
Июльская ночь на ущербе.
Прощай, Баденвейлер, ich sterbe!
И допит последний глоток.
Немецкий уснул городок.
Подумай, какая досада!
Лишь ветки вишневого сада
Белеют в июльской ночи.
Колеблется пламя свечи.
Актриса известная плачет.
Не знаю, зачем она прячет
Последние слезы свои.
К чему здесь сейчас соловьи!
Последние слезы горючи.
Шиповника стебли колючи.
Крыжовника иглы остры.
И будут рыдать три сестры
И многие сестры иные,
Немногие братья родные
И множество братьев иных.
...Немецкий уснул городок.
Но он уже скоро проснется.
Его это тоже коснется,
Но только потом и не там.
Зачем эти розы цветут?
Как все в этом мире похоже.
И на Новодевичьем тоже
Такие же розы, как тут.
Я тоже уеду туда,
К тем розам, к березам и к вербе.
Ich sterbe,
Ich sterbe,
Ich sterbe —
И это уже навсегда.

Разговор о творчестве Чехова 1880-х гг. может быть организован на материале рассказов «Не в духе» и «Цветы запоздалые».

В 1888 г. он напишет: «Мой мозг машет крыльями, а куда лететь, не знаю». 1880-е гг. для молодого писателя — это учеба в университете, это первые публикации в журналах, это несерьезное отношение к литературе. В письме Чехова к А. Н. Плещееву читаем: «Кроме романов, стихов и доносов, я все перепробовал, писал и повести, и рассказы, и водевили, и передовые, и юмористику, и всякую ерунду». А в 1883 г.: «Я газетчик... но это временно... Оным не умру». Это мысль о том, что пора чувствовать ответственность за свое творчество, пора отходить от подобной работы.

1880-е гг. в общественной жизни России — это эпоха реакции, насилие над мыслью. Чехов признается, что «хотел бы быть свободным художником». Черты эпохи нашли отражение в рассказах Чехова «Смерть чиновника» и «Толстый и тонкий» (1883—1884), «Тоска» и «Переполох» (1886), «Враги» (1887), в которых запечатлелись символы отдельных людей. Символом реакционной эпохи в целом становится герой рассказа «Унтер Пришибеев» (1884—1885).

Годы реакции обострили трагическое восприятие мира у людей чеховского круга: гибнет Гаршин, близок к самоубийству Левитан, психически больны Успенский и Врубель.

Для творчества Чехова характерны два начала: изображение картин пошлой жизни и стремление изобразить прекрасное, возвышенное, отвечающее высоким нормам нравственности. Эти два аспекта влияют друг на друга. На уроке это можно показать при обсуждении рассказов «Не в духе» и «Цветы запоздалые», иллюстрирующих обе тенденции творчества.

Картины пошлой жизни мы видим при анализе рассказа «Не в духе».

В работе с текстом следует
актуализировать такие аспекты:


1. Как автор изображает состояние Семена Ильича Прачкина? Как в подтексте выражается авторское отношение к изображаемому?
(«Неприятное чувство», «бес жадности и корыстолюбия», «и Лизка не развеселила», «растеребил сердечную рану», «заиграла желчь, подкатило под душу», «чувствительнее становилась потеря», «вперил свой печальный взор в снежные сугробы» (возвышенная лексика) — и «так жалко было восьми рублей» (бытовой факт) — комический эффект несоответствия.)

2. Какова причина такого состояния? Как утешает себя герой?
(«Проиграл восемь рублей — экая важность... Люди и больше проигрывают», «деньги — дело наживное», «не восемь тысяч, всегда и отыграться можно», «и зачем я с маленькой пошел: пойди я с туза треф», «и все десятка в сущности наделала», «было бы мне после ужина не садиться», «он не вынес».)
Какой смысл приобретает здесь прием внутреннего монолога?

3. Как герой воспринимает стихи Пушкина? Что автор подчеркивает своеобразием его реакции на поэзию?
(Крестьянин — «лучше бы подати исправно платил», лошадка — «кляча — кляча и есть», бразды — «скажут же этакую штуку», дворовый мальчик — «лучше бы дрова колол или Священное Писание читал», жучка — «и собак тоже развели», мать — «лень во двор выйти да наказать», Пушкин — «чудак какой-нибудь».)

4. К какому результату привело отрицательное эмоциональное состояние отца?
(«Я тебя высеку за то, что ты вчера стекло разбил».) Почему проигрыш отца обернулся поркой сына? Какой смысл выявляет название рассказа?

Стремление к миру прекрасных и возвышенных чувств, тоска по ним — в центре рассказа «Цветы запоздалые».

Вопросы и задания
для обсуждения рассказа


1. Как показана семья Приклонских? Кто виноват в их бедах?
2. Как показан доктор Топорков? Каково его прошлое?
3. Сопоставьте внешнее и внутреннее состояние Приклонских. О чем говорит их безоглядная вера Егорушке?
4. Зачем автор сразу сравнивает Приклонских и Топоркова? Как ведет себя Топорков на осмотре Егорушки? Почему?
5. О чем говорит портрет Маруси? А портрет Топоркова? Какие чувства вызывает Топорков у Маруси? Что заставило Марусю полюбить доктора?
6. Сравните начало I, II и III частей. Как показана природа? Почему так? Как она соответствует настроению героев?
7. Как меняется Топорков, принимая деньги? Как чувствуют себя Маруся и Егорушка, глядя на эту сцену?
8. Зачем Чехов сравнивает доктора с манекеном? Как доктор ведет себя во время чая? Какие слова и выражения показывают авторское и Марусино отношение к нему?
9. Что поразило Марусю в докторе? Как меняется отношение к нему после сватовства? Почему она не верит словам о 60 тысячах приданого?
10. Что помогает Марусе жить в пошлой обстановке, окружающей ее?
11. Как воспринимает доктор признание Маруси? Что сделала с ним любовь? Почему доктору страшно глядеть на женщин?
12. Почему рассказ называется «Цветы запоздалые»?

Итог урока.

Рассказ «Не в духе» — это мир пошлости и пустоты. Этот же мир и в рассказе «Цветы запоздалые».

Но Прачкин давно потерял в себе человека, его жизнь пуста и бессмысленна. Он не способен к высоким чувствам и состраданию. Герои рассказа «Цветы запоздалые» тоже потеряли свою душу: и Егорушка, прошедший путь от богатства к бедности, и Топорков, проделавший обратный путь. Только любовь оказалась способна пробудить доктора: «Деньги, которые он вчера так усердно копил, в огромнейших дозах рассыпалась теперь на пути. Он все отдал бы теперь, если бы хоть в одном легком этой девушки не слышались проклятые хрипы! Ему и ей так хотелось жить! Для них взошло солнце, и они ожидали дня... Но не спасло солнце от мрака и... не цвести цветам поздней осенью!» Это обращение Чехова к читателям — не теряйте в себе человека.

Следующие уроки: Урок 156. Проблемы прозы Чехова 1890-х гг. Анализ рассказов «Палата № 6», «Студент» >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Горький М. Собр. соч.: В 30 т. — М., 1950. — Т. 5. — С. 429. (вернуться)

3. См.: Дмитриев В. Г. Скрывшие свое имя. — М., 1980.(вернуться)

 
Редакционный день «Будильника». 1885.
Рисунок сотрудника журнала художника М. М. Чемоданова. Слева второй стоит А. П. Чехов.
Источник: Будильник. 1885. № 12.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика