«Борис Годунов» А. С. Пушкина как историческая трагедия. Литература-10
Литература
 
 Главная
 
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г. ГТГ
 
Борис с сыном.
Иллюстрация В. И. Сурикова
к трагедии А. С. Пушкина
"Борис Годунов". 1898 г.
Всероссийский музей А. С. Пушкина
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)

16 ЧАСОВ

Уроки литературы в 10 классе[1]

Творчество А. С. Пушкина


УРОКИ 23-24*[2]
«...Я твердо уверен, что нашему театру приличны народные законы драмы Шекспировой...»[3]

«Борис Годунов» А. С. Пушкина как историческая трагедия.
Взгляды на историю Пушкина и Карамзина.
Основной конфликт трагедии.


Замысел трагедии «Борис Годунов» возник у Пушкина в связи с чтением «Истории государства Российского» Карамзина, которому и посвящена пьеса.

Можно предложить в качестве индивидуального задания ученику, интересующемуся историей, подготовить сообщение на тему: «Оценка правления Бориса Годунова в „Истории государства Российского“ Карамзина», — которое прозвучит в начале урока.

Цель — показать историческую основу пушкинской трагедии, найти в ней черты художественного вымысла и соотнести трактовки этой эпохи Карамзиным и Пушкиным.

Пушкин придавал большое значение созданной им трагедии и связывал с ней надежды не просто на литературный, а на театральный успех. В письме Вяземскому от 13 июля 1825 г. он сообщал другу ее полное заглавие: «Комедия о настоящей беде Московскому государству, о царе Борисе и Гришке Отрепьеве писал раб божий Александр сын Сергеев Пушкин в лето 7333, на городище Ворониче». А в «Набросках предисловия к „Борису Годунову“» поэт замечает: «Неуспех драмы моей огорчил бы меня, ибо я твердо уверен, что нашему театру приличны народные законы драмы Шекспировой, а не придворный обычай трагедий Расина и что всякий неудачный опыт может замедлить преобразования в нашей стране».

Эти слова подтверждают грандиозность пушкинского замысла и указывают на то, что пьеса писалась для театра по законам объективного изображения жизни. Сам Пушкин многократно читал ее вслух, входя в роль автора, режиссера и актеров одновременно.

Трактовать трагедию на уроках нужно по законам анализа драматического произведения и использовать такие формы учебной деятельности, как выразительное произнесение текста вслух (как в театре), беседу, практическую работу по анализу отдельных эпизодов, индивидуальные сообщения учащихся, сопоставление текста трагедии с другими видами искусства.

Начать урок возможно с чтения начала трагедии,
диалога князей Шуйского и Воротынского в кремлевских палатах.

Логичным продолжением чтения станет
обсуждение сцены по вопросам:

1. Как диалог Шуйского и Воротынского, датированный в пьесе «1598 года, 20 февраля», связан с эпохой Пушкина?

2. Как символически отразились в этой сцене мотивы убийства ради восшествия на престол?

3. Какие доводы и опасения высказываются в диалоге бояр относительно их права наследования государственной власти? Подтвердите свои мысли цитатами из текста. На какую силу намереваются опереться бояре в конфликте с Борисом Годуновым? («Давай народ искусно волновать...»)

4. Можно ли на основании первой сцены предположить, какие национально-исторические проблемы поднимает Пушкин в трагедии и какие социальные силы противостоят в пьесе?

Выводы.
Пушкин косвенно связывал крах Московского царства и Смуту с убийством Павла I и воцарением Александра I. Обеднение боярских родов Рюриковичей он также соотносил с современной ему аристократической оппозицией, пророча выступления дворян против неограниченной монархической власти.

Далее школьникам следует напомнить смысл сцены в Чудовом монастыре, фрагменты которой они читали и обсуждали в 7 классе, и выяснить смысл последней реплики Григория со слов «Борис! Борис, все пред тобой трепещет...» и до конца этой сцены.

В центре урока основной формой учебной деятельности
станет групповая работа.

Объединение учеников в группы можно связать с системой образов трагедии Пушкина:
царь Борис; бояре во главе с Шуйским; дворяне и поляки, поддерживающие самозванца; народ.

Группа 1. Царь Борис.

1. Проанализируйте монолог Бориса «Достиг я высшей власти...». Как в монологе выражен конфликт между народом и властью? Как психологическое состояние Годунова после разговора с Шуйским выражено в его монологе «Ух, тяжело!.. Дай дух переведу...»?

2. Какие советы Борис дает сыну в сцене передачи власти Феодору? Проанализируйте последний монолог Бориса со слов «Подите все — оставьте одного».

3. Как автор подчеркивает трагедию одиночества Бориса Годунова и изображает нравственные мучения царя?

Вывод.
Несмотря на многогранный облик царя Бориса, которому присущи и положительные, и отрицательные черты, его главная цель — ограничить права своих подданных и не потерять власти своего рода. Борис гибнет не по воле людей, окружающих его. По мысли Пушкина, он жертва Рока, бессознательным исполнителем воли которого выступает народ.

Группа 2. Бояре.

1. Прочитайте выразительно фрагмент разговора боярина Шуйского и Афанасия Пушкина со слов «Племянник мой, Гаврила Пушкин, мне / из Кракова гонца прислал сегодня...» до слов «Мы помолчим до времени».

2. Каково отношение боярства к вести о Самозванце? Какие пороки государственной власти осуждает в своем монологе Афанасий Пушкин?

3. Проанализируйте разговор царя Бориса с Шуйским об убиенном царевиче Димитрии со слов царя «Постой. Не правда ль, эта весть затейлива?..» до слов «Довольно, удались». Почему Шуйский лукавит в разговоре с царем?

Вывод.
Боярство хочет разделить управление страной с царем и добиться для себя привилегий даже путем обмана. Шуйский лжет царю о причинах смерти царевича, а сам возмущает народ, чтобы свергнуть царя.

Группа 3. Дворяне и поляки,
поддерживающие Самозванца.


1. Проанализируйте сцену в доме Вишневецкого в Кракове. Как в ней выражается стремление опального дворянства вернуть свои позиции в русском государстве? Какие надежды оно возлагает на Самозванца?

2. Проанализируйте фрагмент диалога Самозванца с Мариной Мнишек со слов Самозванца «Тень Грозного меня усыновила...» до конца сцены. Как в этом разговоре выражаются амбициозные позиции и Самозванца, и Марины? Какую нравственную оценку можно дать этой сцене?

3. Проанализируйте разговор Бориса и присягнувшего ему Басманова со слов царя «Ты побежден, какая польза в том?..» до слов Басманова «У царского престола стану первый... И может быть...». Как в нем выражается позиция изменника Басманова и подчеркивается сущность отношений власти с народом?

Вывод.
Дворяне и поляки поддерживают Самозванца, так как с его помощью надеются получить власть наравне с боярами. В облике Самозванца проступает слепая вера народа в чудесное воскрешение царевича, поэтому Борис вынужден сражаться не только с реальным противником Лжедмитрием, но и «тенью Дмитрия», в которую верит народ.

Группа 4. Народ.

1. Проанализируйте сцену на Девичьем поле. Как показан в ней образ народа? Как народ относится к царской власти? Как выражается «мнение народное» в сцене с юродивым?

2. Прочитайте монолог боярина Пушкина в сцене разговора с Басмановым в ставке. В чем смысл слов Пушкина о том, что они сильны «мнением народным»?

3. Дайте нравственную оценку диалогу боярина Пушкина с народом на Лобном месте со слов «Царевич нам боярина послал...» и до конца сцены. Почему в финале «народ безмолвствует»? Как автор понимает роль народа в истории?

Вывод.
Народ представляет собой самостоятельную силу, которая, однако, не оказывает власти реального сопротивления, но является моральным судом для всех трех противоборствующих социальных групп: Бориса и его приближенных, бояр во главе с Шуйским, Самозванца и поддерживающих его дворян и поляков. Однако в народных оценках крайне слаб сознательный элемент, мнение народа изменчиво, народу присуща историческая беспомощность и рабская психология. Поэтому трагедия власти становится трагедией народной. Однако интуитивно народ видит правду и выносит свой суд тем, кто виновен. В этом смысл финальной ремарки трагедии «народ безмолвствует».

Для народа выход из тупика автор видел в просвещении, в гражданском и общественном воспитании и считал, что государственная власть будет сильна до тех пор, пока ей не будет противостоять реальная и дееспособная оппозиция. Такой силой Пушкин считал древнюю родовую аристократию, равную Романовым, к которой принадлежал и он сам.

Эмоциональный фон урока может быть поддержан
с помощью прослушивания арии царя Бориса из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов»
в исполнении Ф. Шаляпина, просмотра фрагментов фильма «Борис Годунов» с С. Бондарчуком в главной роли,
а также рассматривания и оценки иллюстраций художников В. Фаворского и П. Соколова-Скаля к трагедии Пушкина «Борис Годунов».

В заключение урока
может быть проведена фронтальная беседа по следующим вопросам

(также могут быть использованы вопросы и задания учебника):

1. В чем своеобразие композиции трагедии «Борис Годунов»?

2. Какие законы драматических произведений классицизма нарушает Пушкин в своей трагедии?

3. В чем своеобразие пушкинских взглядов на историю?

4. Каковы особенности ритмической и стиховой структуры трагедии?

Они также могут стать для учащихся темами индивидуальных сообщений, подготовленных самостоятельно.

Итог уроков.

Работа над трагедией «Борис Годунов» привела Пушкина к нравственному прозрению. Размышления над событиями Смутного времени укрепляют гуманизм его поэзии. Его нравственные оценки способны формировать общественное мнение, постоянно напоминая читателям, что в жизни вечно, а что преходяще.

В трагедии Пушкин обновляет свою концепцию истории и явственно показывает черты нового художественного метода — реализма.

Следующие уроки: * Уроки 25—26. Вечные вопросы бытия в драматическом цикле Пушкина «Маленькие трагедии» >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне. (вернуться)

3. Пушкин А. С. Наброски предисловия к «Борису Годунову» // А. С. Пушкин. Сочинения. — М., 1948. — С. 746. (вернуться)

 
Мясоедов Г. Г. Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе
(сцена из «Бориса Годунова» А.С. Пушкина). 1862.

Всероссийский музей А.С. Пушкина, г. Пушкин
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика