Иллюстрации В. А. Фаворского к трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»
Литература
 
 Главная
 
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г. ГТГ
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЛЛЮСТРАЦИИ
К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ
 
Фаворский Владимир Андреевич
(1886—1964)

Иллюстрации
к трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»
[1]
 
 
Самая ответственная иллюстрация для меня была — Борис и Юродивый, кульминационный момент всей трагедии. Поэтому я выбрал разворот — одну из самых больших иллюстраций. Здесь Юродивый обвиняет Бориса при всем народе в преступлении, и Борис не оправдывается, а смиряется с обвинением.
(Фаворский В. А. "О том, как я оформлял «Бориса Годунова» Пушкина")
 
 
 
 
 
 
 

1. Владимир Андреевич Фаворский получил художественное образование сначала в школе-студии К.Ф. Юона (1903–1905), затем в частной академии Ш. Холлоши в Мюнхене (1906–1907).
С 1905 г. он занимался искусствоведением в Мюнхенском, а с 1907 г. – в Московском университете, где в 1913 г. защитил дипломную работу «Джотто и его предшественники». В.А. Фаворский был членом объединения «Четыре искусства».
В 1907 г. Фаворский открыл для себя ксилографию и вскоре стал виртуозом торцовой гравюры.
Пушкина художник иллюстрировал всю жизнь. Фаворский считал, что первой его книгой, которую он делал сам, полностью, как вещь, был изданный в 1929 году «Домик в Коломне» А.С. Пушкина. Узловые моменты художник отразил в занимающих целые страницы композиционных иллюстрациях. На полях расположил довольно броские виньеточные гравюры, напоминающие пушкинские рисунки на краях рукописей.
В это время уже начинает обрисовываться подход В.А. Фаворского к оформлению книги, развитый им впоследствии. Он говорит: «Я не иллюстрирую произведения, а создаю книгу».
Это касается и искусства шрифта, и пропорций разворота, композиционной роли и места иллюстраций, орнамента и заставок. Важно отметить то значение, которое имеет в общем строе книги, как единой композиционной структуры, ксилография. Пластические качества гравюры, её соответствие содержанию и материалу издания В.А. Фаворский всегда использовал с максимальной выразительностью и с большим тактом.
Особое место в его творчестве занимает работа над трагедией «Борис Годунов». Первым обращением к этому произведению стала гравюра 1940 года «Пимен и Григорий» для фронтисписа неосуществленного издания.
В 1954 году он приступает к оформлению издания трагедии, уже имея удачный опыт работы над историческими произведениями. В 1954–1955 гг. Фаворский работает над оформлением трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Фаворский оформляет всю книгу целиком: фронтиспис с портретом А.С. Пушкина, титул с изображением Гаврилы Пушкина — одного из персонажей трагедии и предка автора. Большие развороты заняты сценами «Воцарение Бориса» и «Борис и юродивый», малые развороты — «Корчма» и сцена у Лобного места. Постраничные иллюстрации: «Пимен и Григорий», «Монолог Бориса», «Борис у детей», «Сцена у фонтана», «Смерть Бориса», концовка «Народ безмолвствует».
Все иллюстрации выполнены в технике ксилографии. В этом виде гравюры В.А. Фаворский был непревзойдённым мастером, создавшим свою школу. Коллекции графических произведений народного художника СССР Владимира Андреевича Фаворского являются одними из самых ценных в составе музейных собраний. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика