1. "Столяр Кушаков" – из цикла
"Случаи".
Хармс стал родоначальником литературы абсурда, которая представляет собой не тотальное отсутствие смысла, а наоборот — иной, не укладывающийся
в обыденную логику смысл, разрушающий, как правило, устоявшиеся логические связи.
В апреле 1933 года Хармс начал создавать произведения принципиально нового для себя жанра. Сначала это были просто миниатюры, которые записывались
им отдельно. В течение нескольких лет был создан материал для одного из самых знаменитых произведений Хармса —
цикла «Случаи».
Миниатюры представляют собой, с одной стороны, как бы выхваченное из реальности действие, без всяких предисловий или объяснений — словно небольшой фрагмент,
вырезанный из середины фильма. С другой стороны, отсутствие всякой мотивации — почему «вырезан» именно этот фрагмент, а не тот, — актуализирует
значение случайного выбора. Это подчеркивает и стилистика: перед нами, как правило, — чистое действие, почти без описаний, без комментариев.
Хармс изображает проблему фиктивности личности в рассказе «Столяр Кушаков».
Сюжет рассказа строится вокруг попыток героя преодолеть пространственное препятствие в виде гололеда на улице. Столяр Кушаков, упав, приходит в аптеку
за пластырем, чтобы заклеить ушибленное место на лице, но выйдя из аптеки на улицу, он снова раз за разом падает, в результате чего ему каждый раз
приходится возвращаться в аптеку за пластырем. Пространственная преграда оказывается непреодолимой — до тех пор, пока столяр Кушаков не заклеивает
пластырем себе всё лицо. Только после этого он добирается до дома, но его лицо (слово, недаром имеющее общий корень со словом «личность») оказывается
полностью закрытым, а значит, его даже внешняя индивидуальность больше не воспринимается.
Стирание внешних различий в мире «Случаев» равносильно полному уничтожению человеческого «я», вот почему идентифицировать личность столяра
оказывается невозможным.
Если рассказ начинается с выхода героя на улицу, то и заканчивается он его выходом на ту же улицу. Это очень часто встречающийся у Хармса прием
— когда композиция текста приобретает кольцевой характер, фактически возвращаясь к своему началу. Исследователи неоднократно указывали, что
такая композиция является частным случаем реализации мифологемы «вечного возвращения», которая была введена Ницше и которая основывается на
бесконечном повторении одних и тех же ситуаций, обусловленных вечным течением времени.
14 ноября 1937 года в записной книжке Хармса появляется такая табличка:
|
«Вот мои любимые писатели: |
Человечеству: |
Моему сердцу: |
1) Гоголь |
69 |
69 |
2) Прутков |
42 |
69 |
3) Мейринк |
42 |
69 |
4) Гамсун |
55 |
62 |
|
42 |
59 |
6) Льюис Кэрролл |
45 |
59 |
|
|
Сейчас моему сердцу особенно мил Густав Мейринк». |
(
вернуться)
2. Эдвард Лир – английский художник и поэт-абсурдист, автор лимериков. (
вернуться)