Главная |
|
|
Пир Энея и Дидоны. Миниатюра из рукописи Vergilius Romanus. V век н. э. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Часть третья
ЛЕГЕНДЫ И СКАЗАНИЯ ДРЕВНЕГО РИМА[ 1] |
|
БОГИ. ДРЕВНИЕ ИТАЛИЙСКИЕ БОЖЕСТВА |
|
Римские боги не имели ни своего Олимпа, ни генеалогии, и изображались в виде символов: Маны (боги загробного мира) – под видом змей, Юпитер – под видом
камня, Марс – под видом копья, Веста – под видом огня.
МИНЕРВА
Богиней, покровительствовавшей городам и мирным занятиям их жителей, была дочь Юпитера Минерва. Ее особым
расположением пользовались ремесленники, художники и скульпторы, поэты и музыканты, врачи, учителя и искусные рукодельницы.
Празднества в честь прекрасной и мудрой богини проводились во второй половине марта, назывались квинкватрии и продолжались пять дней. Учащиеся в первый день
квинкватрии освобождались от занятий и приносили своим учителям плату за ученье. На этот день прерывались военные действия, если они имели место, и происходило
общее бескровное жертвоприношение лепешками, медом и маслом. Затем устраивались гладиаторские игры, а в последний день приносились жертвы Минерве, в специальном
помещении сапожников, и происходило торжественное освящение труб, состоявших под особым покровительством богини, поскольку сословие трубачей играло большую роль
в городской жизни, участвуя в торжественных церемониях, похоронах и различных обрядах. Флейтисты же считали своими главными праздниками малые квинкватрии в
честь Минервы, праздновавшиеся с 13 июня и продолжавшиеся в течение трех дней.
Минерва входила в божественную троицу, куда, кроме нее, включали Юпитера и
Юнону.[2] В их честь был воздвигнут великолепный храм на Капитолийском холме, начатый постройкой еще при царе
Тарквинии Гордом. Этот храм, воздвигнутый на высоком постаменте, имел три святилища – Юпитера, Юноны и Минервы. В храме находилась статуя Юпитера, изваянная
знаменитым этрусским скульптором Вулкой из обожженной глины и покрытая киноварью[3]. Верховный бог был изображен
сидящим на троне, в венце со скипетром и молнией в руках.
Храм сгорел, подожженный злоумышленником. После его восстановления на центральном тимпане было помещено рельефное изображение Рима, расположившегося на щитах,
а перед ним – волчицы, вскармливающей Ромула и Рема. На двускатной крыше, покрытой позолоченной медью, в центре была помещена
квадрига[4] с Юпитером, вооруженным молниями и скипетром, слева от него – статуя Минервы, а справа – Юноны. На краях кровли – два сидящих орла.
Между четырьмя средними колоннами висело три диска на цепях (всего по фасаду было шесть колонн).
Возле Капитолийского холма находилось святилище бога Термина, покровителя межи, пограничных камней между земельными участками и границ города и государства.
Священные церемонии по установлению границ и межевых камней были введены царем Нумой Помпилием. В яме, вырытой для межевого камня, разводили огонь; над ним
закалывали жертвенное животное так, чтобы его кровь, стекая в яму, не тушила огня. Туда же лили мед, благовония и вино, бросали плоды и, наконец, ставили камень,
украшенный венком. В день праздника Терминалий владельцы смежных полей собирались у своих межевых камней, украшая их цветами, и приносили в жертву богу Термину
лепешку, мед и вино. Затем начинался веселый и дружный пир. Самым главным воплощением бога Термина был священный камень, находившийся у Капитолийского храма.
ДИАНА
Богиней-покровительницей животных, цветущих полей, зеленых рощ и лесов, где она иногда охотилась, была Диана. Ее особенно почитали сельские жители, которым
она облегчала тяжелые труды и помогала при врачевании болезней людей и животных.
Царь Сервий Туллий воздвиг первый храм Дианы на Авентинском холме в Риме, и поскольку этот холм был заселен людьми среднего достатка или просто бедняками,
то она стала покровительницей низших классов (плебеев и рабов). Одновременно ее почитали как богиню Луны и подательницу света и жизни.
Возле храма Дианы в Ариции, неподалеку от Рима, били целебные ключи, и жрецы богини успешно лечили многие болезни. Была даже устроена специальная лечебница,
куда стекались в поисках исцеления поклонники Дианы, верившие в ее врачевательную силу. Те, кто получал помощь от богини, приносили ей, кроме обычных даров, еще
и изображения исцеленных ею частиц тела, сделанные из глины.
Само святилище Дианы Арицийской находилось неподалеку от прекрасного озера[5], окруженного лесистыми горами. Здесь же,
за храмом, зеленела роща у источника нимфы Эгерии. В этой роще мог укрыться любой беглый раб или преступник, но для того, чтобы получить убежище, он должен был
стать жрецом богини, сорвав ветвь со священного дерева. При этом он был обязан вступить в бой со жрецом, который охранял священную рощу, и убить его, чтобы занять
освободившееся место. Этот кровавый обряд, несомненно, сохранял черты первобытного культа Дианы Неморензис, требовавшей когда-то человеческих жертв. Он очень
сближал культ римской Дианы с культом греческой Артемиды в Тавриде.
ВЕНЕРА
Венера была покровительницей цветущих садов, богиней весны, плодородия, произрастания и расцвета всех плодоносящих сил природы. Ее почитали как божество женщины
и как благодетельницу счастливой супружеской любви в календы (первые числа) апреля месяца, посвященного Венере. В честь прекрасной богини совершали торжественные
жертвоприношения, возносили ей молитвы о продлении молодости, красоты и о достижении супружеского счастья.
Согласно преданию, Венера (Афродита) была матерью троянского героя Энея, приплывшего из-под Трои в Италию, чьи потомки
основали Рим.
Поэтому римляне чтили Венеру, как прародительницу римского народа. Ее святилищ и алтарей было в Риме великое множество, но самый роскошный храм Венере
Прародительнице был построен в I в. до н. э. Юлием Цезарем[6]. Ведь род Юлиев вел свое начало от сына Энея, Аскания-Юла,
который являлся внуком самой богини Венеры.
Символами богини были голубь и заяц (как знак плодовитости), из растений ей были посвящены мак, роза, мирт. Сына Венеры, бога любви Амура, римляне почитали
так же, как греки – Эрота.
ФЛОРА
Юная богиня распускающихся цветов, которая властвует над всеми живыми существами с приходом весны, – такой была Флора в представлении римлян. В честь этой
богини легендарными римскими царями был воздвигнут храм, где культом Флоры руководил жрец – фламин.
Были установлены специальные празднества, которые назывались флоралии и длились с 28 апреля по 3 мая. В эти дни двери всех домов были украшены цветочными гирляндами
и венками, женщины в разноцветных пестрых платьях (что было строго запрещено в обычные дни), в душистых венках предавались веселым пляскам и шуткам. Весь народ на
празднествах в честь прекрасной и дарующей радость богини веселился и пировал. В один из дней флоралий устраивались игры и состязания.
ТЕЛЛУРА
Теллура, мать-земля, была одной из древнейших италийских богинь. Она олицетворяла собой ту плодородную землю, на которой произрастает все, все, что нужно человеку
для существования. Она же считалась владычицей землетрясений и властительницей живых и мертвых.
По преданию первой служительницей Теллуры (ее называли еще "Светлой богиней") была жена пастуха Фаустула (нашедшего и воспитавшего близнецов Ромула и Рема),
которую звали Акка Ларенция. У нее было 12 своих сыновей, и все они дружно помогали матери при жертвоприношениях в честь богини Теллуры.
Когда один из братьев умер, его место занял Ромул. Став римским царем, Ромул учредил жреческую коллегию из 12 человек, которая называлась коллегией арвальских
братьев (от латинского слова арвум – пахотный, полевой).
Раз в году совершался торжественный обряд жертвоприношения "Светлой богине", чтобы она ниспослала хороший урожай на поля римских земледельцев. О времени
проведения этого празднества, приходившегося обычно на вторую половину мая, перед наступлением жатвы, объявлял заранее глава арвальских братьев. Ритуал соблюдался
очень строго, так как малейшее нарушение могло навлечь недовольство богини и, следовательно, угрозу урожаю. Вся церемония длилась три дня. В первый и последний
день жрецы собирались в городе, в доме главы арвальских братьев. В парадных одеждах они возносили жертву Теллуре вином и благовониями. Затем происходил обряд
благословения хлебов, увенчанных лавровыми листьями, и колосьев прошлого и нового урожая. Несколько позже устраивалась общая трапеза жрецов с совместными молениями
и возлияниями вина на алтарь Теллуры. По окончании обряда участники его с пожеланиями счастья подносили друг другу розы.
На второй день праздник переносился
в священную рощу "Светлой богини", где находился ее храм и здание с пиршественным залом для священных трапез. Ранним утром глава коллегии приносил очистительную
жертву – двух свиней и одну телку. После полудня, надев венцы из колосьев, с покрытой головой они все направлялись в рощу, где приносили в жертву жирную овцу,
ладан и вино. Затем совершалось возлияние, и арвальские братья направлялись на ближайшее поле за колосьями, срезали их и передавали, перекладывая из левой руки
в правую. Эта процедура повторялась дважды, после чего ее проделывали с хлебцами, которые жрецы, войдя в храм, распределяли между собой. Заперев храм и удалив
оттуда всех посторонних, арвальские братья начинали священную пляску, распевая при этом гимн, слова которого им самим были уже непонятны.
И поскольку запомнить их было трудно, а ошибка грозила гневом богини, то у всех были специальные богослужебные записи, которым они строго следовали. Безусловно,
это были древние заклинания о ниспослании урожая, обращенные к земле.
ЦЕРЕРА
Богиню жатвы, покровительницу плодородия - Цереру глубоко почитали римские земледельцы.
В честь ее устраивались торжественные празднества – цереалии, начинавшиеся 11 или 12 апреля и продолжавшиеся 8 дней. Цереалии особенно ревностно соблюдались
низшими классами – плебеями. Они наряжались в белые одежды (в отличие от обычной рабочей), украшали себя венками и после торжественных жертвоприношений (подносили
свиней, плоды, медовые соты) восемь дней развлекались скачками в цирке. Римский люд устраивал у себя праздничные трапезы, приглашая всех проходящих, чтобы
умилостивить Цереру, дающую сытную пищу.
Постепенно культ богини Цереры слился с культом "Светлой богини" (Теллуры) и греческой Деметры, но праздник
цереалии с его весельем и широким гостеприимством сохранился.
БАХУС
Бахус – бог-покровитель виноградников, виноделия и вина, почитавшийся под именем Либера[7]. Его женой была богиня Либера,
помогавшая виноградарям и виноделам.
Праздник в честь этой супружеской пары отмечался 17 марта и назывался либералии. В городах в этот день, кроме торжественных жертвоприношений, устраивались
театральные представления, а в сельской местности он знаменовался веселыми шествиями, шутками, плясками и пирушками с изобилием возлияний Бахусу-Либеру,
освобождающему человека от всяческих забот своим чудесным напитком, и его доброй и прекрасной жене Либере. Во время либералии приносились жертвы и богине Церере.
Святилище Либера и Либеры помещалось в храме Цереры. Культ Бахуса-Либера был очень близок к культу греческого Диониса.
ВЕРТУМН И ПОМОНА
Вертумн был богом смены времен года и превращений, которые происходят с земными плодами – сначала они цветут, затем зреют и, наконец, падают со склонившихся под
их тяжестью ветвей. Вертумн ниспосылал на землю цветение весны, летнюю жатву и осеннее изобилие плодов.
Но о плодовых деревьях, особенно яблонях, тщательно заботилась юная и трудолюбивая богиня Помона. Она успевала во всех садах подрезать сухие сучья, прививать новые
черенки, поить прозрачной водой засыхающие деревья. Занятая своими хлопотами, она совершенно не замечала, как старались привлечь ее внимание такие полевые и лесные
божества, как Пик[8], живший в роще у Авентинского холма, и Сильван, а также шаловливые сатиры.
Но более всех пленился юной красотой Помоны бог Вертумн. Пользуясь своим даром перевоплощения, он стал являться Помоне в самых разных обличьях – от воина до
рыбака и простого садовника, предлагая ей свою любовь, но никто не мог завладеть сердцем Помоны и хоть на мгновение отвлечь ее от любимого дела. Вертумн решился
воздействовать на упрямицу силой чужого убеждения. Превратившись в дряхлую старуху, он пришел к Помоне и, пока она предлагала почтенной гостье свежие фрукты,
стал дребезжащим старческим голосом убеждать ее выйти замуж за славного бога Вертумна. Помона и тут решительно отказалась, сославшись на то, что никогда не
видела бога и не может судить о его достоинствах. Тогда Вертумн предстал перед смущенной Помоной во всем блеске своей красоты. Золотом сияли его кудри, любовью
горели глаза. В одной руке юноша держал садовый нож, в другой – полную корзину благоухающих плодов. Пленившись прекрасным богом, юная Помона согласилась стать
его женой. Соединившись навсегда, они с жаром продолжали заботиться о процветании и свежести плодоносных садов италийской земли.
Римляне глубоко почитали эту юную божественную пару. Храм Вертумна был воздвигнут на Авентинском холме, Помона же имела своего собственного жреца – фламина.
Когда начиналось созревание плодов, садоводы приносили жертвы этим богам, а 13 августа происходило празднество в честь Вертумна и его прекрасной жены.
ФАВН
Фавн был добрым, веселым и деятельным богом лесов, рощ и полей. Он бдительно охранял пастушьи стада от хищников, за что пастухи почитали его под именем бога
Луперка (защитника от волков)[9] и для его умилостивления приносили в жертву козлов и коз.
Ежегодно 15 февраля весь Рим праздновал священные луперкалии, учрежденные, по преданию, еще Ромулом и Ремом, которые в
младенчестве были выкормлены волчицей и сами выросли среди пастухов.
Святилище Фавна – Луперкал – находилось у грота на Палатинском холме, в котором были найдены пастухом младенцы Ромул и Рем. Начиналось празднование луперкалий
с принесения в жертву коз и козлов, причем возле алтаря стояли два юноши, ко лбам которых жрецы – луперки прикасались покрытым кровью жертвенным ножом и
немедленно стирали эти кровавые полосы козьей шерстью, намоченной в молоке. При этом юноши должны были смеяться. Закончив обряд жертвоприношения и священного
пиршества, жрецы, вырезав из шкур принесенных в жертву козлов набедренные повязки – передники и ремни, которые назывались фебруа[10],
с криками и шумом выбегали из Луперкала и мчались вокруг Палатинского холма, нанося удары всем встречным ремнями. Это был древний очистительный и искупительный
обряд, и римляне охотно подставляли себя под удары священных ремней, будто бы снимающих с них всю скверну, накопившуюся за год. Женщины, желавшие сохранения
супружеского счастья, мира в семье и увеличения семейства, старались непременно получить удар козьего ремня и выходили навстречу бегущим луперкам. Любя и почитая
расположенного к ним бога Фавна, римские земледельцы и пастухи праздновали еще и фавналии, которые справляли 5 декабря под открытым небом.
Жертвоприношения, состоявшие из вина, молока и заколотых козлов, заканчивались веселым пиром, в котором символически принимал участие и сам веселый и добрый Фавн.
В этот день скоту дозволялось бродить по полям и лесам без пастухов, пахотные животные отдыхали, а рабам разрешалось веселиться на лугах и перекрестках дорог.
Хотя Фавн был доброжелательным божеством, но иногда он любил позабавиться и напугать человека, забредшего в глубину леса и нарушившего его покой. Любил он
нашептывать всевозможные страшные истории спящим. Тем, к кому он был благосклонен, Фавн сообщал свои предсказания особым шелестом листьев. Ведь Фавн был сыном
бога Пика и от него унаследовал пророческий дар. Если человек хотел получить ответ на мучившие его вопросы, он должен был без страха, находясь в священной роще,
лечь на шкуру принесенной в жертву овцы и получить пророчество Фавна в сновидении.
Очень близок к богу Фавну был Сильван, который почитался как бог-покровитель леса. Он так же, как и Фавн, оберегал стада, пасущиеся в лесах, и любил простую
пастушескую свирель. Его постоянным спутником был пес – верный помощник пастухов. Сильван также обладал даром пророчества, и иногда из глубины леса раздавался
громкий и наводящий страх голос бога, предвещавшего важные события.
К празднествам в честь бога Сильвана допускались только мужчины. Женщинам это было строго запрещено.
ФАВНА
Под покровительством богини Фавны находились поля, леса и сады, которые она щедро наделяла плодородием, будучи супругой бога Фавна и разделяя с ним его заботы.
Под именем "Доброй богини" (Бона Деа) она оказывала особое благоволение женщинам, которые справляли в ее честь два торжественных праздника. Один из них происходил
первого мая в храме богини, находившемся на Авентинском холме, куда стекались толпы римлянок, желавших почтить свою высокую покровительницу и принести ей положенные
обычаем жертвы.
Второе торжество приходилось на первые числа декабря и справлялось в доме одного из высших должностных лиц (консула или претора). Мужчины должны были покинуть дом
на всю ночь. Руководили таинствами церемонии жрицы богини Весты и хозяйка дома, где совершалось богослужение. Присутствовать могли только женщины, причем они
настолько свято хранили тайны этого обряда, что до сей поры так никто и не смог выяснить, что именно там происходило. Известно было лишь, что шатер, где стояло
изображение богини, украшался виноградными лозами, у ног статуи насыпалась священная земля и все жертвоприношения сопровождались музыкой и пением гимнов.
В истории этого культа известен лишь единственный случай, когда юноша попытался проникнуть в дом, где происходило таинство, переодевшись в женское платье и выдавая
себя за музыкантшу. Обман был разоблачен служанками, и виновный обвинен в святотатстве[11].
ВЕСТА
Богиня домашнего очага и огня, горевшего в нем, Веста почиталась как покровительница государства, и огонь, пылавший в ее храме, считался вечным и неугасимым.
Он был воплощением самой великой богини, поэтому ее статуи в храме не было. В сокровенном месте храма, называвшемся "Пен" (Пентралия), хранились священные предметы,
среди которых находились пенаты – изображения богов-покровителей, привезенные, по преданию, героем Энеем из разрушенной Трои. Об этих предметах знали только
верховный жрец – великий понтифик и весталки – жрицы богини Весты.
Главной обязанностью весталок (их было шесть) было поддержание неугасимого пламени в храме богини. Жриц подбирали очень тщательно, из хороших семей, без физических
недостатков. Великий понтифик сам отбирал шестерых девочек от 6 до 10 лет из 20, выбранных по жребию. Они поступали в обучение к старшим весталкам на десять лет,
сначала пройдя церемонию посвящения Весте. Им обрезали волосы, которые подвешивали в качестве жертвы богине на священном дереве, затем одевали в белую одежду и
нарекали именем Амата, которое прибавлялось к их собственному. Проучившись десять лет, молодые жрицы приступали к своим обязанностям, которые должны были выполнять
в течение следующего десятилетия.
Самой тяжкой провинностью весталки было "осквернение огня Весты" – нарушение данного ею обета целомудрия. Виновная наказывалась страшной смертью – ее зарывали живой
в землю. Возле Коллинских ворот, у городской стены, в земляном валу выкапывали небольшой погреб, куда спускались по земляным ступеням. В этом погребе стелили постель,
ставили зажженный светильник и оставляли небольшой запас еды – хлеб, воду, кувшин молока и немного масла. Это делалось для того, чтобы не оскорблять богиню,
уморив голодом священную особу ее жрицы. Нарушившую обет весталку в полном молчании помещали в наглухо закрытые и завязанные кожаными ремнями носилки. Оттуда не было
слышно даже ее голоса. Весь город был погружен в глубокую печаль. Когда носилки достигали места заточения, ремни развязывали. Великий понтифик возносил молитвы,
воздевая руки к небу перед исполнением страшного приговора, затем вел от носилок весталку, закутанную с ног до головы в покрывало, к роковым ступеням, прямо в могилу.
Обреченная молча спускалась вниз, и отверстие закрывали, засыпая его землей.
За другие провинности юных весталок беспощадно секли, а если у какой-нибудь нерадивой жрицы священный огонь угасал, то ее бичевал сам великий понтифик.
Угасший огонь на очаге Весты считался дурным предзнаменованием для государства, и разжечь его можно было лишь путем трения древесных палочек, что свидетельствовало
о глубокой древности обряда, ибо таким способом огонь добывался в первобытные времена.
Прослужив десять лет, весталки еще десять лет должны были посвятить воспитанию и обучению вновь принятых девочек. Таким образом, в течение тридцати лет весталки
служили своей богине. После этого они имели право возвратиться в свой дом и даже выйти замуж. Но по большей части весталки оставались при храме, поскольку занимали
чрезвычайно почетное положение в Риме. Когда они ехали по улице, то все должны были уступать им дорогу. Их показания в суде имели решающее значение. Оскорбление
весталки каралось смертью. Если весталка встречала преступника, осужденного на казнь, то казнь отменялась. Особо уважаемым весталкам, оказавшим какие-либо важные
услуги, воздвигались статуи[12]. Старшая по возрасту среди них называлась главной весталкой и руководила всеми
остальными.
В Риме ежегодно 9 июня справлялись празднества в честь богини-хранительницы государства и семейного очага. Они назывались весталиями и сопровождались обрядами
и жертвоприношениями, состоявшими из годовалых телок, плодов, вина, воды и масла.
Веста была символом, объединявшим римских граждан в одну большую семью вокруг общего очага. Потому культ этой богини имел столь важное значение в жизни римского
государства. Пока пылал огонь Весты в ее святилище и хранились в ее храме священные реликвии, Рим, охраняемый этими святынями, был крепок и могуч.
ВУЛКАН
С государственным культом огня и очага связано также почитание римлянами бога Вулкана.
Храма Вулкана в самом городе не было, но в центре Рима на возвышении над форумом находилась священная площадка, так называемый вулканал, где, словно у
государственного очага, проводились совещания сената.
Все храмы Вулкана, как божества, связанного с огнем и пожарами, находились за пределами городских стен. Вулкан, подобно
греческому богу Гефесту, был искуснейшим кузнецом, покровителем ремесленников и ювелиров. Женой его была прекрасная
богиня Венера.
Празднества, проводимые в честь Вулкана, происходили 23 августа и отмечались жертвоприношениями и шумными играми в большом цирке.
Вулкан почитался и как бог подземного огня, который вечно грозил извержениями. Считалось, что его божественная кузница находится в недрах горы Этны в Сицилии,
где ему помогают в работе гиганты-циклопы.
ПЕНАТЫ, ЛАРЫ, МАНЫ >>>
Источник: Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима /Сост. А. А. Нейхардт. — М.: Правда, 1990
|
|
|
1. Первые две части даны по книге Н. А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции».
Третья часть «Легенды и сказания Древнего Рима» дана в пересказе А. А. Нейхардт.
Александра Александровна Нейхардт (1920 – 2007) – советский российский антиковед, доктор
исторических наук, специалист в области истории и историографии древнего Северного Причерноморья. ( вернуться)
2. По-видимому, это было прямое заимствование у этрусков их божественной троицы: Тини (Юпитер), Уни
(Юноны) и Менрвы (Минервы). ( вернуться)
3. Отсюда древний обычай покрывать лицо полководца-триумфатора красной краской, ибо он одеждой, регалиями
и лицом уподоблялся Юпитеру. ( вернуться)
4. Квадри́га – античная двухколёсная колесница с четырьмя запряжёнными конями. Часто использовалась в Древнем Риме в гонках или в триумфальных шествиях. ( вернуться)
5. Современное озеро Неми. ( вернуться)
6. Цезарь, Гай Юлий (102 или 100 – 44 г. до н.э.) – полководец, государственный деятель и диктатор Древнего
Рима. ( вернуться)
7. Либер – по-латыни означает "свободный".
По-видимому, это название содержало намек на некоторую свободу и распущенность проводившихся в честь Бахуса празднеств. ( вернуться)
8. Пик – божество полей и лесов, обладавшее даром прорицания.
Пик отверг любовь волшебницы Кирки (Цирцеи), и она в наказание превратила его в дятла, который у римлян считался вещей птицей. ( вернуться)
9. "Волк" по-латыни "люпус". ( вернуться)
10. ...назывались фебруа – отсюда название месяца - фебруарий (февраль). ( вернуться)
11. Эту дерзость позволил себе молодой римский аристократ Клодий, подкупивший одну из прислужниц в доме
Юлия Цезаря, где происходило таинство в честь "Доброй богини".
Клодию было предъявлено обвинение в нечестивости, по этому поводу вспыхнула волна негодования. Тогда Юлий Цезарь развелся со своей женой. Его спросили, почему он
это сделал, ведь она ни в чем не была виновата. Цезарь ответил фразой, которая стала поговоркой: "Я сделал это потому, что жена Цезаря должна быть вне подозрений".
( вернуться)
12. Подобных статуй было найдено несколько, и хотя лица их повреждены, но прекрасно сохранились все детали
одежды и головных уборов этих жриц. ( вернуться)
|
|
|
Пир Дидоны и Энея. Франсуа де Труа. 1704 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|