Главная |
|
|
Пир Энея и Дидоны. Миниатюра из рукописи Vergilius Romanus. V век н. э. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Часть третья
ЛЕГЕНДЫ И СКАЗАНИЯ ДРЕВНЕГО РИМА[ 1] |
|
БОГИ. ДРЕВНИЕ ИТАЛИЙСКИЕ БОЖЕСТВА |
|
Римские боги не имели ни своего Олимпа, ни генеалогии, и изображались в виде символов: Маны (боги загробного мира) – под видом змей, Юпитер – под видом
камня, Марс – под видом копья, Веста – под видом огня.
ЮПИТЕР
Могущественный властитель неба, олицетворение солнечного света, грозы, бури, в гневе метавший молнии, поражая ими непокорных его божественной воле,– таков был
верховный владыка богов Юпитер. Его обитель находилась на высоких горах, оттуда он обнимал взглядом весь мир, от него зависела судьба отдельных людей и народов.
Свою волю Юпитер выражал раскатами грома, блеском молнии, полетом птиц (особенно появлением орла, ему посвященного); иногда он посылал вещие сны, в которых открывал
грядущее. Жрецы грозного бога – понтифики – совершали особо торжественные церемонии в тех местах, куда ударяла молния. Этот участок огораживался, чтобы никто
не мог по нему пройти и, таким образом, осквернить священное место. Земля бережно собиралась и закапывалась вместе с куском кремня — символом
молнии. Жрец воздвигал на этом месте жертвенник и приносил в жертву двухгодовалую овцу. Юпитеру — могущественному защитнику, дарующему победу и богатую военную
добычу, — на Капитолийском холме в Риме был воздвигнут грандиозный храм, куда полководцы, возвращаясь из победоносных походов, приносили доспехи побежденных вождей
и самые ценные сокровища, отнятые у врагов.
Юпитер одновременно покровительствовал людям и освящал их взаимоотношения. Он жестоко карал клятвопреступников и нарушителей обычаев гостеприимства. В честь этого
высочайшего бога всего древнего Лациума[2] несколько раз в году проводились общие празднества: при начале посева и
окончании жатвы, при сборе винограда. В Риме устраивались ежегодно Капитолийские и Большие игры с конными состязаниями и соревнованиями атлетов. Величайшему и
прозорливому Юпитеру, заправляющему судьбами мира и людей, были посвящены самые важные дни года — иды[3]
каждого месяца. Имя Юпитера упоминалось при всяком значительном деле – государственном или частном. Его именем клялись, и клятва считалась нерушимой, ибо скорый
на расправу и раздражительный бог неумолимо карал нечестивца.
Поскольку основные черты италийского Юпитера были очень сходны с образом верховного божества греков Зевса, то с усилением влияния
греческой культуры в римскую религию влились элементы греческой мифологии. И многие сказания, связанные с Зевсом, был и перенесены на Юпитера. Его отцом стали
называть Сатурна, бога посевов, который первый дал людям пищу и правил ими во времена золотого века, подобно греческому Кроносу. Таким образом, и жена Сатурна,
богиня богатой жатвы Опс, стала считаться матерью Юпитера, а поскольку при обращении к богине предписывалось касаться земли, то ее образ, естественно, слился с
образом богини Реи, супруги Кроноса.
Особенно яркими были празднества в честь Сатурна и его супруги – сатурналии, начинавшиеся 17 декабря после окончания жатвы и продолжавшиеся семь дней. Во время
этих празднеств люди стремились воскресить память о золотом веке царствования Сатурна, когда, по словам римского поэта Овидия, «вечно стояла весна» и «урожай без
распашки Земля приносила», «сладкий вкушали покой безопасно живущие люди». И действительно в дни сатурналий люди проводили время в беззаботном веселье, играх,
плясках, пирах. Они делали своим близким подарки и даже рабов, освободив от работ, сажали с собой за стол и угощали, считая, что отдают этим дань существовавшему
некогда равенству между людьми.
ЯНУС
Янус был прежде Юпитера божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата. Затем он
уступил свое место владыке неба Юпитеру, а сам занял не менее почетное – владыки всех начал и начинаний во времени. Под его покровительством находились все
входы и выходы, будь то двери частного дома, храма богов или ворота городских стен.
Именем Януса, призываемого жрецами, начинался каждый
день; первый месяц года и первый день года также назывались его именем[4] и праздновались в его
честь. Богу Янусу приносились жертвы в виде медовых пирогов, вина, плодов . Люди желали друг другу счастья, дарили сладости как символ того,
чтобы весь наступивший год проходил под знаком счастливого (и сладкого) удовлетворения всех желаний. Ссоры и раздоры с криком и шумом были запрещены законом, чтобы
не омрачить ими доброжелательное отношение Януса, который, разгневавшись, мог ниспослать дурной год для всех.
В этот знаменательный день жрецы приносили Янусу в жертву белого быка в присутствии всех должностных лиц и возносили молитвы о благополучии римского государства.
Храм Януса представлял собой две большие арки, соединенные поперечными стенами, с двумя воротами, находившимися друг против друга. Внутри стояла статуя бога, у
которого было два лица, обращенных в противоположные стороны (одно – в прошлое , другое – в будущее). В руке у Януса был ключ, которым он отпирал и запирал небесные
врата. Поскольку Янус был богом времени, ведущим счет дням, месяцам и годам, то на его правой руке (на пальцах ) было начертано число 300 (латинские цифры = ССС),
а на левой – 65 (латинские цифры – LXV) , что означало число дней в году.
Особую роль храм Януса играл в военных делах Древнего Рима[5]. Когда принималось решение объявить войну какому-либо
государству, главное в государстве лицо, будь то царь или консул, отпирал ключом двойные двери храма и перед ликами Януса под арками проходили вооруженные воины,
отправлявшиеся в поход, а также юноши, впервые взявшиеся за оружие. В продолжение всей войны ворота храма стояли открытыми. Когда же заключался мир, то вооруженные
войска вновь проходили перед статуей бога, возвращаясь из победоносного похода, и тяжелые двойные дубовые двери храма, украшенные золотом и слоновой костью,
вновь запирались на ключ.
Бог Янус, кроме того, считался покровителем дорог и путников. Его почитали и италийские мореходы, верившие, что именно он научил людей строить первые корабли.
Существовало также поверье, что Янус царствовал на земле еще до Сатурна и всем навыкам обработки земли, знаниям ремесел и исчислению времени люди обязаны этому
благожелательному и справедливому божеству. Женой Януса была нимфа вод Ютурна, покровительница источников, а сын их Фоне почитался как бог фонтанов и бьющих
из-под земли родников. В честь Фонса в октябре устраивались празднества – фонтиналии. Колодцы окружали гирляндами цветов, а в источники бросали венки. Потому
и Янусу, отцу Фонса, приписывали создание всех рек и ручьев.
МАРС
Яростный и неукротимый бог войны Мар с почитался как отец великого и воинственного римского народа, чья слава началась с основателя города
Рима – Ромула (Ромул со своим братом-близнецом Ремом, согласно преданию, были сыновьями Марса).
Благодаря покровительству могучего бога войны римляне одерживали победы над соседними племенами, а затем и другими народами. У Марса были два прозвища –
Марс Шествующий в бой (Градивус) и Марс Копьеносный (Квиринус). После смерти Ромула и его обожествления появился бог Квирин, в которого обратился Ромул,
став таким образом двойником Марса. Троице богов – покровителей воинской доблести и охранителей римского государства – Юпитеру, Марсу и Квирину посвящались
специальные жертвоприношения, к ним взывали о победе в сражениях. Именем Марса был назван третий месяц года (март), и в первые его числа проводились конные
состязания, поскольку кони – верная опора воина в бою, были посвящены богу Марсу.
Первого марта в честь воинственного бога происходило шествие его жрецов – салиев, которые со священными плясками и песнопениями двигались, ударяя копьями в щиты,
один из которых, согласно преданию, упал прямо с неба при царе Нуме Помпилии. Слова этих гимнов, распеваемых салиями, были непонятны уже самим жрецам, что, конечно,
указывало на магический смысл этого обряда, уходившего, по-видимому, в глубокую древность.
В этот день мужчины дарили своим женам подарки, а женщины - рабыням. У бога войны были и другие, более мирные обязанности; он воплощал производительные силы
природы, мужскую мощь и почитался как бог весны. Кроме того, он считался охранителем полей и стад от вредителей и волков. Поэтому Марсу приносили жертвы
земледельцы и пастухи, а посвящены ему были дятел и волк. Но, конечно, преобладала его военная мощь, и, когда полководец отправлялся в поход, он шел в храм
Марса и, потрясая священным щитом и копьем бога, обращался к нему, призывая: "Бодрствуй, Марс!".
Неизменными спутниками Марса в бою были его супруга Нериена (сила), Паллор (бледность) и Павор (ужас). Дочерью или сестрой Марса была богиня войны Беллона
(от латинского слова беллум – война). У задней стены ее храма, где римские правители принимали чужеземных послов или возвращавшихся из похода полководцев,
находилась колонна, возле которой жрец-фециал свершал церемонию объявления войны. Поскольку римский Марс и греческий Арес
были очень схожими, то многое из того, что рассказывалось в греческих мифах об Аресе, было перенесено на Марса.
ЮНОНА
Божественная супруга Юпитера царица неба Юнона, также как и он, дарующая людям благоприятную погоду, грозы, дожди и урожаи, ниспосылающая успех и победы,
почиталась, кроме того, и в качестве покровительницы женщин, в особенности замужних. Юнона была хранительницей брачных союзов, помощницей при родах. Ее чтили и как
великую богиню плодородия. Культом Юпитера ведал жрец—фламин, а культом Юноны – жена фламина (фламиника).
Замужние женщины ежегодно праздновали первого марта в честь Юноны так называемые матроналии. С венками в руках они шествовали к храму Юноны на Эсквилинском холме
и вместе с молениями о счастье в семейной жизни приносили в жертву богине цветы. При этом в празднестве принимали участие и рабыни. Большим авторитетом пользовалась
Юнона как подательница разумных советов. К ней обращались в трудные минуты не только простые люди, но и государственные деятели.
На Капитолийском холме был воздвигнут храм Юноны Монеты (убеждающей). Там же находился монетный двор римского государства[6],
которому она, согласно легенде, оказывала покровительство.
Птицами, посвященными Юноне, были павлин и гуси. С этими гусями связана известная легенда о спасении Рима при нашествии галлов. Когда в V веке до н.э. Рим был
захвачен неожиданно напавшими на него галльскими полчищами, оставшиеся в живых римские воины укрепились на Капитолийском холме и жестоко голодали, ожидая помощи от
союзных войск. Чтобы сообщить осажденным о близкой помощи, нужно было пробраться через лагерь галлов и одолеть отвесные стены Капитолийской крепости. Этот подвиг
удался римскому юноше Коминию, с большим риском и смелостью осуществившему недоступный подъем. Галлы заметили место, где Коминию удалось подняться, и их вождь Бренн
объявил, что тем воинам, которые сумеют захватить неприступную крепость, он обещает великую награду. И вот под покровом ночной темноты галлы, перебираясь с одних
горизонтально повернутых щитов стоящих внизу воинов на другие, достигли по этой своеобразной пирамиде вершины холма и перебили сонных часовых. Но когда они стали
продвигаться дальше, чтобы неожиданным броском захватить крепость, голодные гуси, посвященные Юноне, находившиеся при ее храме, начали громко гоготать и разбудили
римских воинов. Те сразу же кинулись на поднимающихся галлов и сбросили их со скалы. адая, галлы разрушили ряды пирамиды. Первый из римлян, бросившийся на
неожиданно появившихся галлов, Марк Манлий, получил от каждого из воинов однодневную порцию хлеба и вина.
МИНЕРВА >>>
Источник: Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима /Сост. А. А. Нейхардт. — М.: Правда, 1990
|
|
|
1. Первые две части даны по книге Н. А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции».
Третья часть «Легенды и сказания Древнего Рима» дана в пересказе А. А. Нейхардт.
Александра Александровна Нейхардт (1920 – 2007) – советский российский антиковед, доктор
исторических наук, специалист в области истории и историографии древнего Северного Причерноморья. ( вернуться)
2. Ла́циум – область средней Италии на берегу Тирренского моря; страна латинян в средней Италии. ( вернуться)
3. Иды – дни, приходящиеся на середину месяца (13–15-е числа). ( вернуться)
4. Януарис – произошло название одного из зимних месяцев «январь». ( вернуться)
5. Первый храм богу Янусу был воздвигнут по преданию царем Нумой Помпилием. На удивление современникам и
потомкам врата его были закрыты на протяжении 43 лет. ( вернуться)
6. От этого прозвища Юноны пошло и общее название денег — «монета». ( вернуться)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|