Биография М. А. Лохвицкой
Литература
 
 Главная
 
М. А. Лохвицкая
Фото. 1901 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЕЙ
 
МИРРА АЛЕКСАНДРОВНА ЛОХВИЦКАЯ
(1869 – 1905)

БИОГРАФИЯ М. А. ЛОХВИЦКОЙ
[1]
 
Имя Мирры Лохвицкой в свое время было окружено ореолом шумной поэтической славы "русской Сафо". К. Д. Бальмонт называл ее художницей "вакхических видений", знающей "тайны колдовства". Однако реальный биографический облик Лохвицкой далеко не во всем совпадал с ее поэтической репутацией, а литературная слава поэтессы оказалась немногим более долгой, чем ее жизнь.

Мирра Александровна Лохвицкая родилась 19 ноября 1869 года в Петербурге в семье известного адвоката, профессора права А. В. Лохвицкого, который славился как блестящий оратор, острослов и разнообразно одаренный человек. Мать Лохвицкой увлекалась поэзией, хорошо знала русскую и западноевропейскую литературу. Склонность к поэтическому творчеству обнаружилась также у двух младших сестер, из которых одна - Надежда Александровна стала впоследствии известной писательницей, выступавшей в печати под псевдонимом Тэффи.

Детство сестер Лохвицких прошло в большой обеспеченной семье. "Воспитывали нас по-старинному, - всех вместе на один лад, писала Н. Тэффи в своей автобиографии. - С индивидуальностью не справлялись и ничего особенного от нас не ожидали". {"Первые литературные шаги. Автобиографии современных русских писателей", собрал Ф. Ф. Фидлер, М., 1911, с. 204.}

После домашней подготовки Мирра Лохвицкая поступила в московский Александровский институт. Писать стихи начала она очень рано, с тех самых пор, как научилась держать перо в руках, и еще ребенком распевала песни собственного сочинения, но серьезно предалась этому занятию с пятнадцати лет.

Первые сочинения Мирры Лохвицкой были написаны в духе тургеневских стихотворений в прозе. Еще в старших классах она обратила на себя внимание проблесками таланта; ее первые стихотворения были напечатаны незадолго до выпуска из института в небольшой брошюре ("Сила веры", "День и ночь", М., 1888).

В 1888 году Лохвицкая окончила Александровский институт и переехала из Москвы в Петербург, где после смерти отца поселилась ее мать. Четыре года спустя Лохвицкая вышла замуж за профессора архитектуры Е. Э. Жибера и некоторое время жила в Тихвине и Ярославле, а затем вместе с семьей обосновалась в Москве.

Начало регулярной литературной деятельности Мирры Лохвицкой относится к 1889 году, когда в иллюстрированном журнале "Север" были напечатаны ее стихотворения.

За несколько последующих лет она становится постоянным сотрудником многочисленных журналов - "Художник", "Труд", "Нива" "Всемирная иллюстрация", "Северный вестник", "Книжки "Недели"", "Русская мысль" и других. Журнал "Русское обозрение" напечатал ее поэму "У моря" (1892), после которой о Мирре Лохвицкой заговорили как о новом многообещающем таланте.

Лохвицкая печаталась в органах самых различных направлений. Позднее о ней писали как о поэтессе, которая отмежевала себе исключительно область так называемой "чистой", или "парнасской" поэзии, далекой от общественных и житейских тенденций и идеалов. {"Исторический вестник", 1905, No 10, с. 359.}

К середине 90-х годов Лохвицкая пользовалась уже значительной известностью, ее имя нередко упоминалось в ряду наиболее популярных молодых дарований. Критика много писала о Лохвицкой, причем одни осуждали вакхические вольности ее поэзии, а другие, напротив, ставили ей в заслугу дерзкую откровенность ее интимной лирика Поэт Минский утверждал впоследствии: "Первоначальные стихотворения Лохвицкой отличаются жизнерадостностью, страстностью, вакхическим задором. Юная поэтесса порою казалась нескромной, ее мечты и порывы - мало целомудренными. Но здесь, мне кажется, было гораздо больше искренности, чем нескромности". {Н. М - ский, Памяти М. А. Лохвицкой. - "Новое время", 1905, 31 августа.} Иным законодателям литературных нравов стихи Лохвицкой казались и вовсе "безнравственными", однако, по свидетельству В. И. Немировича-Данченко, такой строгий судья, как Л. Н. Толстой, снисходительно оправдывал ее: "Молодым пьяным вином бьет. Уходится, остынет, и потекут чистые воды". {Вас. Ив. Немирович-Данченко, На кладбищах (Воспоминания), Ревель, 1922, с. 135.}

В 1896 году стихотворения Лохвицкой были впервые изданы отдельной книгой. За этот сборник Лохвицкая получила Пушкинскую премию. Рекомендательный отзыв по отделению языка и изящной словесности Академии наук был написан А. А, Голенищевым-Кутузовым. Молодой В. Брюсов тогда же отнес Лохвицкую к "школе Бальмонта", он считал, что Лохвицкая, как и некоторые другие поэты (Варженевская, Курсинский, Голиков и др.), "стала писать в бальмонтовском духе": "Все они перенимают у Бальмонта и внешность: блистательную отделку стиха, щеголяние рифмами, ритмом, созвучиями, - и самую сущность его поэзии: погоню за оригинальными выражениями во что бы то ни стало, вместе с тем все они, как и Бальмонт, чистые романтики". {"Письма В. Я. Брюсова к П. П. Перцову (К истории раннего символизма)", М,, 1927, с. 78.}

С Бальмонтом Лохвицкую связывали близкие отношения. Их знакомство состоялось в 1898 году. Лохвицкой Бальмонт посвятил один из лучших своих сборников "Будем как солнце" (1903).

В литературных кругах Москвы и Петербурга Лохвицкая была принята благосклонно. Поэтический талант Лохвицкой был признан такими поэтами "старой школы", как А. А. Голенищев-Кутузов, К. К. Случевский. Одним из учителей поэтессы был А. Н. Майков, который руководил ею на первых порах. Она восторженно была встречена поэтами, представителями новых течений в поэзии: Фофановым, И. Северянином, Льдовым и другими.

О Лохвицкой много говорили и писали, она появлялась на "пятницах" К. К. Случевского, часто выступала с чтением своих стихов на публичных вечерах в пользу Литературного фонда. Выступления Лохвицкой всегда проходили с шумным успехом, которому немало способствовало и ее личное обаяние. Хорошо знавший Лохвицкую И. Бунин относил свои воспоминания о ней к числу "самых приятных". Познакомились они в редакции "Русской мысли", куда принесли одновременно свои стихи. "И все в ней было прелестно - звук голоса, живость речи, блеск глаз, эта милая легкая шутливость..." Бунин подтверждает, что при жизни Лохвицкая "пользовалась известностью, слыла "русской Сафо" (как, впрочем, многие русские поэтессы). Воспевала она любовь, страсть, и все поэтому воображали ее себе чуть ли не вакханкой, совсем не подозревая, что она, при всей своей молодости, уже давно замужем... мать нескольких детей, большая домоседка, по-восточному ленива: часто даже гостей принимает лежа на софе, в капоте, и никогда не говорит с ними с поэтической томностью, а напротив, болтает очень здраво, просто, с большим остроумием, наблюдательностью и чудесной насмешливостью - все, очевидно, родовые черты, столь блестяще развившиеся у ее сестры, Н. А. Тэффи". {И. А. Бунин, Собрание сочинений, т. 9, М., 1967, с. 289.}

В 1898 году вышел в свет второй том стихотворений Лохвицкой, а в 1900-м - третий, причем два первых тома были изданы заново. Отбирая наиболее удачные стихотворения из первых двух томов для выступления в концерте, сама М. Лохвицкая назвала следующие: "Спящий лебедь", "Так низко над зреющей нивой...", "Бывают дни", "Моим собратьям", "Предчувствие грозы", "Из царства пурпура и злата...", "Две красоты", "Как будто из лунных лучей сотканы...". Поэтесса считала эти стихотворения, как и десяток других из третьего тома, пьесами "мирного характера", годными "не только для юношества, но даже и для младенчества". "Я бы предпочла, - заключала Лохвицкая в письме к организатору концерта П. И. Вейнбергу, - чтобы Вы остановились на третьем томе: он выдержаннее и содержательнее первых". {ПД.}

Популярность Лохвицкой к началу века была так велика, что фельетонисты писали на ее стихи многочисленные пародии; некоторые из них перепечатывались затем уже в качестве ее подлинных стихотворений, против чего ей приходилось выступать в печати. {Несколько таких пародий было напечатано в журнале "Звезда" (1901, NoNo 41, 43, 46). За эти стихотворения во многих журналах ополчились на нее и М. Лохвицкая вынуждена была заявить свой протест против очередной мистификации ("Новое время", 1901, 5 ноября).}

Последние тома произведений Лохвицкой (четвертый и пятый) вышли соответственно в 1903 и 1904 годах. Отделы мелких стихотворений в этих книгах занимали небольшое место. В последние годы жизни Лохвицкая писала в основном стихотворные драматические произведения на средневековые и библейские темы. Критика встретила их отрицательно, хотя в кругу близких ей поэтов ее талант по-прежнему вызывал сочувственный интерес. {В упоминавшейся уже заметке "Памяти М. А. Лохвицкой" Н. Минский писал, что ее талант "не стоял на месте, а наоборот, развивался и совершенствовался. Еще не отказавшись окончательно от прежних мотивов, столь привлекательных молодою непосредственностью и безудержностью, Лохвицкая уже готовилась вступить в область новых вдохновений. В этом смысле последний, пятый сборник представляет особый интерес" ("Новое время", 1905, 31 августа). К. Д. Бальмонт откликнулся на выход пятого тома небольшой рецензией, в которой писал: "Из напечатанных Лохвицкой книг наиболее удачными являются несомненно том 2-й и том 5-й. В них более выдержано общее настроение и больше отдельных стихотворений, доставляющих художественное наслаждение... В последнем томе Лохвицкая сделала большой шаг вперед в смысле... внесенья в свое творчество элементов импрессионизма" ("Весы", 1904, No 2, с. 59).}

Лохвицкая умерла в Петербурге 27 августа 1905 года от туберкулеза легких и похоронена в Александро-Невской лавре. В некрологе, ей посвященном, В. Брюсов заметил: "Для будущей "Антологии русской поэзии" можно будет выбрать у Лохвицкой стихотворений 10-15 истинно безупречных". {В. Брюсов, Далекие и близкие, М., 1912, с. 148.}


1. Источник: Поэты 1880-1890-х годов. Библиотека поэта. – Л.: Советский писатель. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
М. А. Лохвицкая
Фото. 1890-е гг.
 
 
 
 
 
 
Обложка
стихотворного сборника
К. Д. Бальмонта
«Будем как солнце» – М.: Скорпион, 1903. – 2, 290 c.; 19 см. Худ. Фидус
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика