Главная |
|
|
К. Д. Бальмонт.
Открытка, 1912
(на открытке фрагмент фото 1900-х гг.) |
|
|
|
|
Бальмонт Константин Дмитриевич
(1867 – 1942) |
|
БАЛЬМОНТ
(13 марта 1890 – 13 марта 1915)
М. А. Волошин[ 1] |
|
Человек рождается дважды: во плоти и в духе. Мы помним день первого рождения и отмечаем его годовщины. Но годовщина духовного рождения, более знаменательного и
достойного памяти, ускользает от нас, потому что момент этого события в большинстве случаев скрыт даже от самого
человека: душа, на последней грани юности переживающая спазмы рождения мужественного и самовольного «Я», не замечает часа, когда наступает разрешение,
если он не ознаменован катастрофой.
Обычай «литературных юбилеев», «двадцатипятилетий литературной деятельности» имеет в основе своей желание ознаменовать день «рождения в духе» тех, от духа которых
мы принимаем живые воды искусства.
Но первое напечатанное стихотворение или статья вовсе не соответствуют дню духовного рождения художника.
Чаще они предшествуют ему на много лет, иногда запаздывают.
Даты таких юбилеев – только условность, практически вынужденная необходимостью приурочить празднество к определенному дню.
Но в жизни тех, чья жизнь тесно и трагически переплетена с их творчеством, судьба отмечает день вторичного
рождения ударом молнии – пепелящим и воскресающим.
Несколько лет тому назад русская литература праздновала двадцатипятилетний юбилей Бальмонта:[2] праздновалась
годовщина первого появления в печати его стихов:[3] стихов детских, в которых еще не было ни Бальмонта, ни
бальмонтовского стиха.
Между тем в жизни Бальмонта был момент, который был роковым и отметившим его избрание как поэта.
Юношеский кризис, родовые муки самосознания привели его к последней грани: в пароксизме безысходного отчаяния он швырнул свое тело на московскую мостовую из
окна третьего этажа.[4]
Юноша восьмидесятых годов, выпустивший уже книжку стихов, впоследствии им же самим истребленную, он, по-видимому, должен был кончить так, как кончали многие
талантливые люди той безысходной поры русской жизни, начиная с сотен безымянных самоубийц и кончая Гаршиным, бросившимся в провал лестницы.
Но Бальмонт был призван, чтобы начать собою новый период русской поэзии. Поэтому удар его тела о землю был
для него не смертью, а началом новой жизни.
13 марта 1890 года в полдень солнечного дня из окна гостиницы «Лувр» на Тверской бросился юноша, рано надломленный жизнью, а встал с мостовой первый поэт
наступавших времен, поэт радостного приятия жизни, во всей ее полноте. Самоубийца, крикнувший жизни последнее «Нет», – пройдя сквозь восьмимесячную купель
хирургических пыток, сказал миру полное и благословляющее «Да!»
Его отчаяние и слабость были от задыхавшейся внутренней полноты, а соприкосновение с землей разбило старые цепи и вдохнуло новую полноту бытия.
Дата эта имеет значение не только в жизни и творчестве Бальмонта, но и в истории русской поэзии ею точно отмечен тот поворотный момент, когда иссякли последние скупые
струи послепушкинской эпохи и русская лирика вновь возникла из небытия.
Кроме того, это падение с высоты на камни глубоко символично для всей поэтической судьбы Бальмонта, напоминая друго<го> юношу, тоже бывшего сыном Аполлона и
пожелавшего «быть как Солнце». Миф о Фаэтоне является действительным прообразом поэзии Бальмонта. Дерзкое
желание править колесницей Солнца, полет и падение, размах от зенита до жесткого лона Земли, небесный свет, превращающийся в факел пожара, разве не в
этом трагическая первооснова поэта «Горящих Зданий», «Будем как Солнце»,
«Литургии Красоты», «Зарева Зорь», «Белого Зодчего»?..[5]
Двадцатипятилетие этого события, которое в то же время есть и 25-летие всей современной русской поэзии, не
должно пройти неотмеченным в русской литературе, несмотря на то, что сознание сейчас отвлечено другими событиями мирового значения.
Но о поэтах можно говорить только языком поэзии, поэтому к этой исторической справке прилагаю три стихотворения, посвященные Бальмонту в различные эпохи
и рисующие его облик с трех различных сторон.[6]
1915. Март. Париж.
Источник: Волошин М. А. Собрание сочинений. Т. 6, кн 2. Проза 1900–1927. Очерки, статьи, лекции, рецензии, наброски, планы.
– М.: Эллис Лак 2000, 2008. – 1088 с.
|
|
|
1. «Бальмонт» – в 1915 г. М. Волошин написал небольшую статью общего
характера «Бальмонт», оставшуюся в рукописи.
Впервые Волошин встретился с Бальмонтом в Париже в конце сентября 1902. Вскоре это знакомство перешло в многолетнюю дружбу
(см.: Давыдов З.Д., Купченко В.П. Письма К.Д. Бальмонта к М.А. Волошину// Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1989.
М.: Наука, 1990. С. 44-50).
Через посредство Бальмонта Волошин вошел в круг русских символистов. «Податель сего письма, Макс
Волошин, да внидет в дом Ваш, приветствуемый и сопровождаемый моей тенью», – писал Бальмонт Брюсову в рекомендательном письме (Париж, 7 янв. 1903)
(Литературное наследство. Т. 98. Валерий Брюсов и его корреспонденты. – М.: Наука, 1991. Кн. 1. С. 147).
Волошин высоко оценил поэтическое дарование Бальмонта. До юбилейной статьи Волошина о Бальмонте писали многие: В.Я. Брюсов,
А.А. Блок, Андрей Белый, К. И. Чуковский и др.
Одновременно с Волошиным на 25-летие литературной деятельности Бальмонта откликнулся в «Аполлоне» и газете «Речь» Вяч. Иванов.
11 марта 1912 в Петербурге состоялось торжественное заседание Неофилологического общества по случаю юбилея Бальмонта, на
котором с докладами о творчестве поэта выступили видные ученые – Ф.А. Браун, Ф.Д. Батюшков, Д.К. Петров, Е.В. Аничков (их
выступления, а также статьи о Бальмонте К.Ф. Тиандера и Вяч. Иванова напечатаны в кн.: Записки Неофилологического общества при
имп. С-Петербургском университете. 1914. Вып. 7. С. 1-54).
Резкие антиправительственные выступления в период русской революции 1905 и издание в Париже сборника стихотворений «Песни мстителя» (1907)
лишили Бальмонта возможности вернуться в Россию. Юбиляр находился весной 1912 в далеком плавании и не смог присутствовать на своем чествовании.
Он вернулся на родину только в 1913 г., когда была объявлена амнистия по случаю 300-летия царствования дома Романовых.
Сам Бальмонт неизменно причислял Волошина к кругу самых близких для себя людей. В письме к Волошину от 3 февр. 1909 он
признавался: «Кроме моих близких, у меня был единственный друг в Париже. Это ты, Макс. Более не говорю» (ИРЛИ, ф. 562, оп. 3,
ед. хр. 231); ср. его более позднее шутливое признание – в письме к Волошину от 30 июня 1914: «Ты один из тех 3-х или 4-х мужчин,
которых люблю братски и которые заставляют меня думать, что эта половина обитателей Земли не вся должна была бы мною быть истреблена, если б я имел
силу Тамерлана» (Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1989. С. 47).
Волошину посвящен сонет Бальмонта – «Максу» («Ты нравишься мне весь, с своею львиной
гривой ...», 1914) (впервые опубликован: Там же. С. 48–49). ( вернуться)
2. ... двадцатипятилетний юбилей Бальмонта... –
25-летие литературной деятельности Бальмонта праздновалось в марте 1912.
См.: Куприяновский П.В., Молчанова Н.А. «Поэт с утренней душой»: жизнь, творчество, судьба Константина Бальмонта. – М.: Индрик,
2003. с. 264–266. ( вернуться)
3. ...годовщина первого появления в печати его стихов... –
Бальмонт дебютировал в печати публикацией трех стихотворений в 1885 г. в журнале «Живописное Обозрение» (1 дек. С. 343). ( вернуться)
4. ... из окна третьего этажа. –
подробный рассказ Бальмонта о его попытке самоубийства Волошин записал в Париже 5 марта 1915 (Т. 7, кн. 1 наст. изд. С. 349–351).
То же событие легло в основу сюжета автобиографического рассказа Бальмонта «Воздушный путь. Тринадцатое марта» (Русская Мысль. 1908. N2 11. Отд. 1. С. 92–109;
см.: Бальмонт К. Д. Автобиографическая nроза. – М.: Алгоритм, 2001. С. 229–245).
О nереломном в жизни Бальмонта дне 13 марта 1890 см. также: Куприяновский П.В., Молчанова Н.А. «Поэт с утренней душой».
с. 23–24. ( вернуться)
5. ... «Горящих Зданий» ... «Белого Зодчего»? .. –
перечисляются nоэтические книги Бальмонта «Горящие здания. Лирика современной души» (1900), «Будем как Солнце. Книга Символов» (1903),
«Литургия красоты. Стихийные гимны» (1905), «Зарево зорь» (1912), «Белый Зодчий. Таинство Четырех Светильников» (1914). ( вернуться)
6. ... три стихотворения с трех различных сторон. –
тексты стихотворений nри автографе статьи отсутствуют.
В архиве Волошина сохранились гранки цикла из трех стихотворений «Бальмонт»
(ИРЛИ, ф. 562, on. 1, ед. хр. 95, л. 19): «I. Фаэтон» (13 февр. 1914), «II. Портрет во весь рост» («Бальмонт», 15 февр. 1915), «III. Отnлытие»
(«Наnутствие Бальмонту», 22 янв. 1912). См.: Т. 1 наст. изд. С. 196–200,499–501. ( вернуться)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обложка сборника К. Бальмонта
«Будем как солнце»
работы Фидуса
– М.: Скорпион, 1903. – 2, 290 c.; 19 см |
|
|
|
|
|
|