Главная |
|
|
Лесков Н. С.
Фото Н. Чеснокова. СПБ. 1891-1893 гг. |
|
|
|
|
Кукрыниксы.
Обложка к комплекту открыток[ 2] |
|
|
|
|
|
|
|
КУКРЫНИКСЫ
Иллюстрации к сказу «Левша» Н. С. Лескова[ 1] |
|
|
1. Собственное имя левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства; но как олицетворенный
народною фантазиею миф он интересен, а его похождения могут служить воспоминанием эпохи, общий дух которой схвачен метко и верно. |
|
|
2. А англичане же в это самое время тоже не спали, потому что и им завертело. Пока государь на бале веселился, они
ему такое новое удивление подстроили, что у Платова всю фантазию отняли. |
|
|
3. На другой день, как Платов к государю с добрым утром явился, тот ему и говорит:
— Пусть сейчас заложат двухсестную карету, и поедем в новые кунсткамеры смотреть. |
|
|
4. Попали мелкоскоп, и государь увидел, что возле блохи действительно на подносе ключик лежит.
— Извольте,— говорят,— взять ее на ладошечку — у нее в пузичке заводная дырка, а ключ семь поворотов имеет, и тогда она пойдет дансе...
Насилу государь этот ключик ухватил и насилу его в щепотке мог удержать, а в другую щепотку блошку взял и только ключик вставил, как почувствовал,
что она начинает усиками водить, потом ножками стала перебирать, а наконец вдруг прыгнула и на одном лету прямое дансе и две верояции в сторону,
потом в другую, и так в три верояции всю кавриль станцевала. |
|
|
5. Петербург. Дворцовая площадь |
|
|
8. Сошлись они все трое в один домик к левше, двери заперли, ставни в окнах закрыли, перед Николиным образом лампадку затеплили
и начали работать. День, два, три сидят и никуда не выходят, все молоточками потюкивают. Куют что-то такое, а что куют — ничего неизвестно. Всем
любопытно, а никто ничего не может узнать, потому что работающие ничего не сказывают и наружу не показываются. Ходили к домику разные люди, стучались
в двери под разными видами, чтобы огня или соли попросить, но три искусника ни на какой спрос не отпираются, и даже чем питаются — неизвестно. |
|
|
9. Тогда свистовые взяли с улицы бревно, поддели им на пожарный манер под кровельную застреху да всю крышу с маленького
домика сразу и своротили. Но крышу сняли, да и сами сейчас повалилися, потому что у мастеров в их тесной хороминке от безотдышной работы в воздухе
такая потная спираль сделалась, что непривычному человеку с свежего поветрия и одного раза нельзя было продохнуть. |
|
|
11. Вынесли из-за печки шкатулку, сняли с нее суконный покров, открыли золотую блоха лежит, какая прежде была и как лежала.
Государь посмотрел и сказал:
— Что за лихо!
Но веры своей в русских мастеров не убавил, а велел позвать свою любимую дочь Александру Николаевну и приказал ей:
— У тебя на руках персты тонкие-возьми маленький ключик и заведи поскорее в этой нимфозории брюшную машинку. |
|
|
13. А англичане сказывают ему:
— Оставайтесь у нас, мы вам большую образованность передадим, и из вас удивительный мастер выйдет.
Но на это левша не согласился.
— У меня,— говорит,— дома родители есть.
Англичане назвались, чтобы его родителям деньги посылать, но левша не взял.
— Мы,— говорит,— к своей родине привержены, и тятенька мой уже старичок, а родительница — старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить, да
и мне тут в одиночестве очень скучно будет, потому что я еще в холостом звании.
— Вы,— говорят,— обвыкнете, наш закон примете, и мы вас женим.
— Этого,— ответил левша,— никогда быть не может...
Ничем его англичане не могли сбить, чтобы он на их жизнь прельстился, а только уговорили его на короткое время погостить. |
|
1. Источник: Н. С. Лесков. «Преступления и наказания». Иллюстрации
Кукрыниксов. Издательство «Изобразительное искусство». Москва. 1979 г. В комплекте 16 открыток, обложка.
Кукрыниксы – творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР,
народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда
Михаил Васильевич Куприянов (1903–1991),
Порфирий Никитич Крылов (1902–1990) и
Николай Александрович Соколов (1903–2000).
Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова.
Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально – над портретами и пейзажами).
Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.
За иллюстрации к сказу Н. С. Лескова "Сказ о тульском косом Левше и стальной блохе" были награждены золотой медалью АХ СССР. ( вернуться)
2. Политический памфлет – важнейшая краска театра Кукрыниксов в "Левше". Словно персонажи "comedia del arte",
стоят в заставке к первой главе англичане с императором Александром и "донским казаком" Платовым: почти плоские цветные фигуры, словно бы вырезанные
из ватмана игрушечные человечки, на которых надето бумажное же платье. Возникают декорации – тоже плоская (обыкновенная линеечка на белом поле)
лестница, по которой идут государь с Платовым в кунсткамеры, пузатые бюсты и "Аболон полведерский", что держит в одной руке мортимерово ружье,
а в другой пистолю. Этот невиданный Аболон и на обложке – словно бы карикатурный эпиграф о поругании искусства, о чудовищной прагматике, так
давно осмеянной Лесковым. См. подробнее об иллюстрациях Кукрыниксов к сказу "Левша". ( вернуться)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|