ОПРОСТОВОЛОСИТЬ
Поделившись двумя случайными примерами, никак нельзя не припомнить, что в тех дальних местах не так давно приходилось наталкиваться воочию на остатки старинной
простоты и честности. Например, в архиве г. Повенца, в делах бывшей паданской нижней расправы (Олонецкой губ.) сберегались записки должников, обеспечивавших долг
обязательством: "да будет мне стыдно и волен он пристыдить меня превсенародно". Не могло быть в этих случаях пущего позора, когда снимали с воров и неплательщиков
на базарах и на сходках шапки на квит, в полный расчет. Отсюда и объяснение поговорки: "вор с мошенника шапку снял (т. е. уличил)", "с недруга хоть шапку долой"
и другие им подобные. Насколько зазорно для женщины, когда ее "опростоволосят" и всем неприятно "опростоволоситься", настолько и для мужчин важно держать голову
покрытою.
Из самых ранних исторических актов видно, сколько требователен был обычай прикрывать волоса. Шапки, называвшиеся клобуками, не снимались ни в комнатах, ни даже
в церкви. "И виде Ярослава сидяща на отни месте в черни мятли и в клобуце, тако же и вси мужи его". Это в княжеских покоях, а вот, и в церкви: "И начата пети
св. литургию; и рече Святослав ко Броновине, что мя на главе бодет, и сня клобук!" Впоследствии Московские послы в чужих землях не снимали даже перед королями
своих горлатных шапок. Им это раз заметили. Старший посол отвечал:
– У нас шапку снимают, когда в нее горох насыпают.
Вследствие всех таких исстаринных обычаев, и до сих пор глупых и безрассудных людей называют "непокрытой головой". В деревенском женском быту "покрывать девушке
голову" однозначаще с тем желаемым всеми обрядом, когда расплетут косу, накроют голову бабьим повойником и поведут под венец в церковь. Нелегко перечислить все
обряды, которые сопровождают это важнейшее в девичьей жизни событие. С тех пор замужняя женщина не осмелится появляться на людях с открытыми волосами. Эта честь
и право остается лишь за девицами, которые, сделавшись невестами, показываются жениху не иначе, как под покрывалом, а находчивая и суеверная, даже и ставши под
венцом, кладет кресты, чтобы жить богато, не иначе, как покрытой рукой. Самые молитвы о женихах приурочивается к празднику Покрова, с которого и начинаются
зазывные для женихов посылки. Излишне объяснять теперь, насколько невыносима обида лишиться головной покрышки насилием посторонних людей, что применяется к
зазорным женщинам в насмешку или в видах мщения. Было бы долго рассказывать, сколь упорны, ожесточены и продолжительны были те войны, которые предпринимались
в защиту этого головного украшения, дарованного Самим Творцом небесным и явленного в особенности в бороде.
В старину существовало выражение "быть в волосах", что означало современный траур и заключалось в том, что при всенародной печали, какова царская кончина,
кроме одеванья печальной одежды, отращивали еще волоса ниже плеч.
|