Главная |
|
|
Портрет Д. И. Фонвизина.
Начало XIX в. Неизвестный художник с оригинала А.-Ш. Караффа. 1784-1785 гг. ИРЛИ РАН |
|
|
Герб дворян Фон Визиных |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН
(1745 – 1792)
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ
Кулакова Л. И.[ 1] |
|
Извещение о подготовке «нового периодического творения «Друг честных людей, или Стародум», под
надзиранием сочинителя комедии «Недоросль» издаваемого» появилось в газете в начале февраля 1788 г. В лавке Клостермана раздавалось бесплатное «объявление» (проспект).
В нем немногословно характеризовался журнал и говорилось, что он готов и первые четыре части будут разосланы подписчикам в начале мая.
К началу апреля необходимое число, подписчиков нашлось. Журнал был отдан в цензуру. Ответ не заставил себя ждать. 4 апреля Фонвизин кратко сообщил
П. Панину: «Здешняя полиция воспретила печатание «Стародума»; итак, я не виноват, если он в публику не выйдет».
Таким образом, «периодическое сочинение, посвященное Истине», не увидело света. Комплименты в адрес «века Екатерины Вторыя», в котором «честный человек
может мысль свою сказать безбоязненно», превращались в сатиру. И Фонвизин постарался, чтобы она стала известна.
Он не пошел на поклон к императрице, хотя мог это сделать через Дмитриева-Мамонова, которого знал с детства. Фаворит стал чужим для него. Бесстрашный человек
действовал иначе.
В конце мая в «Санкт-петербургских ведомостях» появилось объявление о подписке на Полное собрание сочинений и переводов Дениса Ивановича Фонвизина.
Свидетельств о запрещении издания нет, кроме одного: собрание сочинений напечатано не было.
Однако и само объявление было важно для писателя. Ведь, кроме переводов в университетских журналах 1760—1762 гг., все остальные его переводы и собственные сочинения,
включая «Недоросль», печатались без подписи. Конечно, многое было известно, но не все и не всем. Печатая в объявлении перечень произведений,
входящих в состав издания, Фонвизин раскрывал свое авторство, хотя опять не полностью. Во-первых, так называемое Полное собрание сочинений было не полным,
а тщательно отобранным. Во-вторых, перечень кончался словами: «Разные письма и проч.» Что входило в этот раздел, мы можем лишь догадываться. А современники
при желании могли узнать тотчас же и без особого труда.
Объявление приглашало желающих прийти в лавку и «рассматривать как отпечатанные поныне листы, так и
самые рукописи одну по другой для удовлетворения своего любопытства и удостоверения, что показанные книги точно существуют».
Читаешь и не веришь своим глазам. Через официальную газету любопытные приглашаются читать рукописи до представления их в цензуру. И это через
семь недель после запрещения «Стародума»! Кажется, один Фонвизин мог решиться на столь рискованный шаг.
Любопытные, видимо, нашлись. Не случайно, некоторые статьи из «Стародума», напечатанного только в 1830 г., сохранились в списках XVIII и начала XIX веков.
Болезни не удалось остановить взлета таланта Фонвизина в 1787—1788 гг. Не удержала она его от героической борьбы за права писателя-гражданина. Но страшный недуг брал
свое. Каждое волнение сопровождалось обострением, новой вспышкой. Врачи испытывали разные методы лечения, предписывали покой. А мог ли оставаться спокойным писатель,
сочинения которого не печатались? Мог ли быть спокойным человек, запутавшийся в бесконечной тяжбе и долгах?
Здоровье ухудшалось. Надо было ехать на воды. Стесненный в средствах, Фонвизин выехал летом 1789 г. не за границу, как обычно, а в Бальдон (Балдоне), в ту
пору совсем неблагоустроенное местечко в 32 километрах от Риги. Выехал один, без жены. Так как в Бальдоне находились целебные воды, но не было даже фельдшера,
больного сопровождал врач. Немедленно по приезде врач бросил подопечного и отправился по своим коммерческим делам. Фонвизин доверился первому встречному
лекарю. Этот едва не уморил несчастного.
Пришлось переехать в Митаву. Тамошнее светило, доктор Герц, категорически заявил, что все четыре года московские, венские, петербургские и прочие врачи имели к
больному «подлое снисхождение» и потому не помогли. А он, Герц, знает секрет быстрого излечения. Фонвизин поверил. «Редкий человек и великий медик»
принялся лечить яростно. Кожа больного покрывалась нарывами от шпанских мух. Рвотное, ежедневное обкладывание тела внутренностями убитых животных, ванны
серные, ванны капельные при полном отсутствии элементарных удобств приводили к страшным болям, бессоннице.
Страдания не притупили интереса к жизни. С удовольствием смотрел писатель крестьянские пляски, слушал игру на гуслях. Терпеливо переносил чтение местного
«знаменитого декламатора». Записывал сцены крестьянского быта, принимал новых знакомых.
Покуда Фонвизин лечился в глуши, в мире произошло огромное событие. 14 июля 1789 г. восставший народ Франции захватил крепость-тюрьму Бастилию. Началась Французская
буржуазная революция.
Фонвизин пережил первый этап революции и начало второго. Первый знаменовался борьбой между захватившей власть крупной буржуазией и демократическими
слоями третьего сословия. По депешам, газетам, слухам писатель знал о деятельности вождей демократических сил — Марата и Робеспьера. Он был еще жив, когда в
августе 1792 г. король Людовик XVI был обвинен в измене отечеству и арестован.
События во Франции оказали огромное влияние на жизнь других стран, в том числе и России.
Конец 1780-х годов знаменовался активизацией передовой общественной мысли и литературы. В 1785 г. была поставлена тираноборческая трагедия Николева «Сорена и Замир».
В том же году Ф. В. Кречетов создал тайное общество с целью борьбы против деспотизма. В 1788 г. Фонвизин пытался издавать журнал «Друг честных людей». К 1789 г.
Княжнин закончил республиканскую трагедию «Вадим Новгородский». Тогда же молодой сатирик, будущий великий баснописец, И. А. Крылов издавал журнал «Почта духов»,
в котором продолжал традиции Новикова и Фонвизина. В 1790 г. Радищев напечатал свою книгу-подвиг «Путешествие из
Петербурга в Москву», где впервые была сказана до конца страшная правда о России и брошен призыв к народной революции.
Возрастало и наступление. реакции. Одним из проявлений ее было фактическое изъятие Фонвизина из литературы, произведенное еще тихо, без шума. С 1785 г.
подготавливалась расправа с Новиковым. С 1789 г. правительство перешло к открытым действиям. Помимо светской и духовной цензуры на помощь был призван сыщик и палач
Шешковский, писателей заключали в тюрьмы, ссылали, их книги жгли на площадях.
Под нажимом правительства прекратилось издание «Почты духов». Через месяц после выхода в свет «Путешествия из Петербурга в Москву» арестовали, судили
и сослали в Сибирь Радищева, а книгу его сожгли. В начале января 1791 г. внезапно умер Княжнин; есть ряд свидетельств, что смерть его произошла в результате «встречи»
с Шешковским. В 1792 г. полиция расследовала деятельность заведенной Крыловым в 1791 г. типографии, в связи с чем допрашивался совладелец типографии, верный друг
Фонвизина Дмитревский.
Весной 1792 г. арестовали Новикова и сделали обыск в доме директора Московского университета П. И. Фонвизина, которого московский главнокомандующий считал
единомышленником масонов. У П. И. Фонвизина хранился список с «Рассуждения о непременных государственных законах» и другие бумаги, предназначенные для наследника
престола. Видимо, предупрежденный кем-то, П. И. Фонвизин успел сжечь часть бумаг. Только «Рассуждение» было спасено и спрятано младшим братом — А. И. Фонвизиным.
Его сын, будущий декабрист, позднее сделал это произведение известным.
Расторопность избавила Павла и Дениса Фонвизиных от большой беды: ведь одна из основных причин суровой расправы с Новиковым была в том, что его подозревали в заговоре
против Екатерины II в пользу Павла.
Тяжелая сложная обстановка наложила отпечаток на творчество Фонвизина последних лет.
Французской революции Фонвизин не принял. Еще в 1778 г. он считал, что вольность — «первый дар природы» — не может быть возвращена народу «вдруг», без
«смертельного погубления государства». Ему казалась несбыточной и мечта о равенстве. При любых законах
«одна часть подданных будет принесена в жертву другой», — говорил он в одной из последних комедий «Выбор гувернера».
В этих утверждениях — источник разлада, трагизма мировоззрения Фонвизина, человека XVIII столетия. Не мирясь с феодально-крепостническим государством, он
отрицал буржуазную революционность, которая и на самом деле привела не к свободе и равенству, а к царству лавочников. Путь реформ, просвещения оставался
для писателя единственно возможным. Ему и отдал он свои последние силы.
Он сделал безуспешные шаги к организации небольшой группы писателей для периодического издания «Московские сочинения», хотел заняться переводом римского историка
Тацита и писал по этому поводу письмо Екатерине II. Предложение отклонили. Обличение тирании и тиранов было всегда не по душе державному автору «Записок касательно
российской истории», в тревожном 1790 г. тем более. В незавершенной комедии «Выбор гувернера» Фонвизин показал, что большие баре ничуть не лучше Простаковых.
Митрофана «воспитывал» Вральман. Кичащиеся своей породой князья Слабоумовы приглашают в качестве учителя француза, мастера вырезывать мозоли. Он кажется им более
подходящим воспитателем их сына, чем образованный и честный Нельстецов, который полагает, что «благородно рожденный должен иметь и благородную душу».
«Выбор гувернера» идейно и художественно слабее «Недоросля». Но насмешки над «породной» аристократией в 90-е годы были не ко времени.
Лучшее из всего созданного Фонвизиным в последние годы — автобиографическая повесть «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях».
Во вступлении писатель вспоминает одно из выдающихся произведений XVIII века — «Исповедь» Руссо — и говорит, что в отличие от Руссо он хочет открыть
«тайны сердца» только ради покаяния в своих грехах. Эпиграфы и отдельные места повести должны способствовать этому впечатлению. Но когда читаешь основной текст,
кажется, что автор забыл о своей цели.
В четырех главах, названных «книгами», Фонвизин собирался рассказать о всей своей жизни. До нас дошли две с половиной «книги», доводящие повествование до
конца 60-х годов. То с волнением, то с неповторимым фонвизинским юмором рассказывает писатель о своем детстве, годах учения, первой поездке в Петербург, посещении
театра, первых поэтических опытах, друзьях, успехах в обществе, сатирических стихах, службе при Елагине,
успехе «Бригадира», знакомстве с Паниным, первом ненужном флирте и о большой любви.
К этому драгоценному материалу мы уже обращались не раз и повторяться не будем. Скажем только, что «Чистосердечное признание» отличается необыкновенной для всей
допушкинской прозы краткостью и динамичностью. В нем отобрано главное, то, что оказывало влияние на формирование характера, неповторимо индивидуального характера
русского человека XVIII века — Дениса Ивановича Фонвизина.
Автор не идеализирует ни себя, ни окружающих. В повести нет безупречного Здравомысла или Стародума. Зато юмор, ирония, сатира пронизывают большинство страниц.
Достаточно вспомнить сцену экзамена в университете или оценку собственных успехов.
В конце второй книги писатель вспоминает, что он решил покаяться. Полностью сохраняя резко отрицательное отношение к попам, он осуждает безбожников и
самого себя за кощунство в «Послании к Шумилову». Попутно воссоздается атмосфера поверхностного вольтерьянства начала царствования Екатерины II.
Колоритен двуликий образ безбожника, обер-прокурора святейшего синода[2]: в Гостином дворе он громко рассуждает о том, что
бога нет, а на службе следит за переводами «вольнодумных» писателей и искажает их.
На обращении автора к английской книге, доказывающей существование бога, «Чистосердечное признание» обрывается.
В зрелые годы, в отличие от юношеских лет, Фонвизин не был атеистом, но не был и религиозным. Мотивы покаяния появляются лишь с осени 1791 г.
Покаянные настроения могли овладевать тяжелобольным человеком. Они поддерживались женой, которая с начала болезни мужа стала часто ездить по церквам и молиться.
Но были и другие причины отречения писателя от «грехов» молодости. В пору обысков, допросов, ссылок Фонвизин ждал своей очереди. Если невиннейший перевод поэмы
«Иосиф» был отнесен к разряду «сумнительных» книг, то «Послание к слугам» могло служить поводом для обвинения в безбожии, достаточным, чтобы погубить любого человека
XVIII и XIX веков.
О том, что опасения были не напрасны, говорит отзыв о «Послании к слугам» одного из церковников более чем через полвека.
В 1846 г. в связи с выходом в свет собрания сочинений Фонвизина один крупный церковный деятель заявил, что «особенно вредными» должны быть признаны
«Послание к слугам» и «Поучение в духов день». «Послание», по его словам, «исполнено явного неверия, кощунства и совершенной безнравственности». Оно является
«вредным для нравственности и веры», а распространение его в народе — «опасной заразой, о которой следует доносить благопопечительному начальству...»
А Фонвизин надеялся и, конечно, напрасно, что «благопопечительное начальство» позволит ему издать сочинения в годы Французской революции. В 1792 г.
подготовленные тома вновь не увидели света.
Несмотря на тяжкие физические страдания, писатель до последнего дня не отходил от литературы, следил за ее развитием.
В ноябре 1792 г. Фонвизин вернулся из белорусского имения, из-за которого все еще шла тяжба, приведшая семью к нищете. При встрече с Державиным он
выразил желание познакомиться с молодым поэтом И. И. Дмитриевым. Встреча состоялась вечером 30 ноября в доме Державина. Дмитриев рассказал о ней в
своих воспоминаниях.
Больной драматург приехал в сопровождении двух молодых офицеров, так как без посторонней помощи двигаться не мог. Внешний вид его, парализованные рука и нога,
«охриплый и дикий» голос, затрудненная речь ужаснули Дмитриева. Но Фонвизин заставил забыть о своем недуге и быстро овладел вниманием собравшихся.
«Он приступил ко мне с вопросами о своих сочинениях: знаю ли я «Недоросля»? Читал ли «Послание к Шумилову», «Лису-казнодейку»; перевод его «Похвального слова Марку
Аврелию» и т. д.; как я нахожу их? Казалось, что он такими вопросами хотел с первого раза выведать свойства ума моего и характера. Наконец
спросил меня и о чужом сочинении, что я думаю об «Душеньке»?[3] — Она из лучших произведений нашей поэзии, — отвечал я. «Прелестна!» — подтвердил он,
с выразительною улыбкою. Потом Фонвизин сказал хозяину, что он привез показать ему новую свою комедию «Гофмейстер». Хозяин и хозяйка изъявили желание выслушать эту
новость. Он подал знак одному из своих вожатых, и тот прочитал комедию одним духом. В продолжение чтения автор глазами, киваньем головы,
движением здоровой руки подкреплял силу тех выражений, которые самому ему нравились. Игривость ума не оставляла его и при болезненном состоянии тела. Несмотря на
трудность рассказа, он заставлял нас не однажды смеяться. По словам его, во всем уезде, пока он жил в деревне, удалось ему найти одного только литератора, городского
почтмейстера. Он выдавал себя за жаркого почитателя Ломоносова. «Которую же из од его, — спросил Фонвизин, — признаете вы лучшею?» -— «Ни одной не случилось читать»,
— ответствовал ему почтмейстер. «Зато, — продолжал Фонвизин, — доехав до Москвы, я уже не знал, куда мне деваться от молодых стихотворцев. От утра до вечера они
вокруг меня роились. Однажды докладывают мне: «приехал сочинитель» — «принять его», — сказал я, и через минуту входит автор с пуком бумаг. После первых приветствий и
оговорок, он просит меня выслушать трагедию его в новом вкусе. Нечего делать; прошу его садиться и читать. Он предваряет меня, что развязка драмы его будет совсем
необыкновенная: у всех трагедии оканчиваются добровольным или насильственным убийством, а его героиня или главное лицо умрет естественною смертию». — «И в самом деле,
— заключает Фонвизин, — героиня его от акта до акта чахла, чахла и наконец издохла».
«Мы расстались с ним в одиннадцать часов вечера, а наутро он уже был в гробе!» — закончил свой рассказ Дмитриев.
В полном жизни остроумном человеке, блестящем рассказчике-импровизаторе мы узнаем того, кто хотел и умел очаровывать собеседников в Москве, Петербурге, Париже, Риме,
Вене и захолустной Митаве. Узнаем художника, ни на секунду не забывающего «сторожить природу». Узнаем писателя, который хотел, чтобы знали его произведения и радовался
чужому успеху. И как же далек он был от старческой нравоучительности, если с похвалой отзывался о легкомысленной «Душеньке». Как же чуждо было его душе, душе
вольнодумца XVIII века, покаяние, если при первом знакомстве с человеком он напоминал именно о «Послании к слугам». Напоминал за несколько часов до смерти.
|
|
«ДЕНИС! ОН ВЕЧНО БУДЕТ СЛАВЕН»
|
|
Фонвизин умер 1 декабря 1792 г.
Имя его не было предано забвению.
Денис! Он вечно будет славен, —
восклицал Пушкин в 1816 г. в поэме «Тень Фонвизина». Гениальный юноша заставил вечно живого, бессмертного Дениса спуститься на землю, чтобы строгим
судом судить Россию и русских поэтов:
Страшна Фонвизина рука!
От многих юношеских оценок Пушкин впоследствии отказался. Фонвизин всегда оставался для него живым и близким. Он помнил о друге свободы, когда писал
оду «Вольность» в юности, когда создавал «Евгения Онегина» и рассказывал о Савельиче и воспитании Петруши Гринева в «Капитанской дочке», когда читал первые рассказы
Гоголя. Ему были близки и «Послание к слугам», и комедии, и публицистика. Он первый и единственный оценил по достоинству «Разговор у княгини
Халдиной».
Во времена Пушкина термина «реализм» не было. Но от «Тени Фонвизина», где показано, что Россия осталась такой, какой она представлена в «Послании к
слугам» и «Недоросле», и до анализа образа Сорванцова Пушкин подчеркивает близость Фонвизина к жизни, типичность созданных им образов.
Как друг свободы Фонвизин помогал декабристам, когда они собирали силы для борьбы с самодержавием. Его горький смех «далеко отозвался и
разбудил фалангу великих насмешников, и их-то смеху сквозь слезы[4] литература обязана своими крупнейшими успехами и в
значительной мере своим влиянием в России», — писал Герцен.
Герцен сказал и о другом. О том, что комедии Фонвизина глубоко национальны, что они «хранятся в сознании как истины, как важнейшие памятники эпохи».
Художественные открытия Фонвизина нужны были и Грибоедову, и Гоголю, и далеко отстоящим от него по времени М. Е. Салтыкову-Щедрину и А. Н. Островскому. Только
Островскому удалось наконец создать национальный театр, о котором мечтал Фонвизин. «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни
Фонвизин, Грибоедов, Гоголь»,— обращался к Островскому И. А. Гончаров. Это было сказано в 1882 г., ровно через сто лет после первой постановки «Недоросля».
Можно привести еще бесчисленное количество высказываний, утверждающих огромную роль Фонвизина в развитии освободительных идей, русского реализма и
реалистического театра. До тех пор пока существовала самодержавно-крепостническая Россия, живы были и фонвизинские персонажи. Больше того, «Недоросль» и
поныне важен не только как один из лучших памятников национальной культуры. Основной конфликт комедии — страшная сила собственности, во имя которой
люди забывают родину, родство, любовь, дружбу, — характерен не только для крепостнического, но и для капиталистического общества. Ограниченный эпохой и мировоззрением,
Фонвизин понял это лишь частично. Но, желая сказать правду о своих современниках, он со всей силой страсти и большого таланта доказал: пока люди
будут рабами корыстных эгоистических интересов, они не станут настоящими людьми.
Советские люди — люди в самом высоком смысл« слова. Но в семье не без урода. От наследства прошлого, от влияния чуждой идеологии не так просто избавиться.
И в борьбе за истинную человечность великие писатели прошлого, в том числе и Фонвизин, — наши союзники.
У нас нет почвы для рождения простаковых, но еще есть захребетники, готовые жить на чужой счет. Еще не изжило себя преклонение перед деньгами как «первым божеством».
Живуча страсть к собственности и вытекающая из нее мораль: «Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка». А иной раз
и честные труженики родители сводят воспитание к питанию и безудержному баловству детей. Стоит посмотреть, не воспитываются ли в таких семьях душевно
черствые, грубые, неблагодарные, никого не любящие митрофаны, которые, страшась «бездны премудрости», не задумываясь ни о чем, решают: «Не хочу учиться,
хочу жениться».
Жив и Иванушка. Это он бегает за иностранцами, скупая заграничные тряпки. Это он, даже не побывав за границей, убежден в глубочайшем превосходстве Запада
и готов отречься от своей родины. Его и духовную праправнучку советницы мы узнаем в молодых людях, убежденных, что кружева и блонды... — нет, простите,
сногсшибательная шляпка и сверхмодная прическа «составляют голове наилучшее украшение... Черт ли видит то, что скрыто? А наружное всяк видит». Мы легко узнаем
иванушек по пренебрежению к «предкам», за счет которых они живут, по полному презрению к труду, по легкомысленному отношению к женщине, по убогой речи, в которой
богатство русского языка заменяется несколькими нелепыми жаргонными словечками.
Иванушка и Митрофан — родные братья. Это показал Лермонтов, знакомя нас в «Тамбовской казначейше» с Митрофаном своего времени:
Вот в полуфрачке, раздушенный.
Времен новейших Митрофан,
Нетесаный, недоученый,
А уж безнравственный болван.
Фонвизин позволяет нам лучше проникнуть в неприглядную сущность нравственных уродов. Он наш непосредственный союзник и в своем отношении к церкви:
Попы стараются обманывать народ.
Разве это устарело?
Живы смех и слово Фонвизина. Светел образ честного человека, мужественного борца против угнетения, мракобесия и невежества.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Источник: – Кулакова Л. И. Денис Иванович Фонвизин: биография писателя. – Л.: Просвещение, 1966.
(вернуться)
2. Синод – высший орган управления православной церковью.
Обер-прокурор – глава его, назначавшийся из светских, а не духовных лиц. (вернуться)
3. «Душенька» – поэма И. Ф. Богдановича. (вернуться)
4. Герцен слегка перефразирует слова Гоголя. (вернуться)
|
|
|
|
Фонвизин читает свою комедию "Бригадир" в салоне цесаревича Павла Петровича. С гравюры П. Бореля. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д. И. Фонвизин. Гравюра. XIX в. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Я. Д. Шумский
(с гравюры И. Ф. Лапина)
Исполнитель роли Еремеевны в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
В царствование Павла I один из главных актеров в труппе Волкова |
|
|
Софья получила письмо
Иллюстрация Д. А. Дубинского к комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». 1946 г. |
|
|