1. Ласточки – из цикла «Элегии и думы».
Впервые: Вечерние огни. Выпуск второй неизданных стихотворений А. Фета. М., 1885, стр. 13. (
вернуться)
2. Природы праздный соглядатай... –
человек назван «праздным соглядатаем» природы, но он наблюдает за жизнью природы, осознавая себя ее частью, ее сыном,
подвластным общим для всей природы законам.
Традиционный психологический параллелизм: когда описание душевных переживаний объясняется
с помощью описания природных явлений, у Фета нередко подменяется метафорой, соединяющей человеческую жизнь и природное явление и позволяющей
представить человека самого природным явлением. (
вернуться)
3. Над вечереющим прудом... Творчество почти неизменно осмысляется Фетом как подъем ввысь – полет
или восхождение. Это и дерзновение человека – его попытка коснуться мира высшего, чуждого ему, запредельного. Эта мысль звучит и в этих строках.
Стремительный полет ласточки вниз, к «вечереющему пруду», легкое прикосновение ее крыла к «чуждой стихии» уподобляется творческому порыву, вдохновению –
столь же дерзкому устремлению на «запретный путь» и готовности «зачерпнуть хоть каплю» «стихии чуждой, запредельной». (
вернуться)
4. В романтической поэзии мир небесный обычно безусловно противопоставлен миру земному.
На этой неизменной романтической антитезе строится стихотворение «Ласточки».
Небесная стихия, олицетворенная ласточкой, противопоставлена стихии земной (и как ее части — водной), чей символ — гладь пруда.
Для ласточки опасно стремление к водной глади, которой она непричастна. Для лирического же «я» тщетно и запретно желание «зачерпнуть»
влаги верхнего мира, символизирующей вдохновение. (
вернуться)
5. Дерзнове́нье (высок., устар.) – смелое стемление к чему-то благородному, высокому, новому. (
вернуться)
6. Сосуд скуде́льный (глиняный) – о человеке как бренном
существе. Скуде́ль – глина, глиняный сосуд. (
вернуться)