1. Я пришел к тебе с приветом... – впервые: в журнале «Отечественные записки», 1843, № 7, стр. 1.
Без строф 3 и 4 — изд. 1856 г., стр. 141.
Стихотворение "Я пришел к тебе с приветом..." явилось своего рода лирическим автопортретом и поэтической декларацией молодого поэта.
А. Я. Панаева пишет: «Фет задумал издать полное собрание своих стихов и дал Тургеневу и Некрасову carte blanche выкинуть те стихотворения из своего
издания, которые они найдут плохими. У Некрасова с Тургеневым по этому поводу происходили частые споры.
Некрасов находил ненужным выбрасывать некоторые стихотворения, а Тургенев настаивал. Очень хорошо помню, как Тургенев
горячо доказывал Некрасову, что в одной строфе стихотворения «не знаю сам, что буду петь, — но только песня зреет!» Фет изобличил свои телячьи мозги»
(«Воспоминания». Л., 1928, стр. 269—270).
Очевидно, в приведенных Панаевой словах Тургенев усмотрел декларацию враждебной ему и постоянно оспариваемой в беседах с Фетом
теории бессознательности и иррациональности поэзии и эти слова послужили причиной исключения последних строф. Когда готовилось издание 1856 г., Фет, по
настоянию Тургенева, исключил из стихотворения две последние строфы, но позднее стал печатать его полностью.
По мнению рецензента изд. 1863 г. в "Библиотеке для чтения" (1863, № 9, стр. 87), Фет восстановил исключенные
строфы под влиянием статьи Боткина о поэзии Фета, в которой выражалось косвенное неодобрение исключению последних
строф стихотворения («Совр.», 1857, № 1, стр. 40.). (
вернуться)