1. XLII. «Что можешь ты сказать, мой дух всегда ненастный…»
(Que diras-tu ce soir, pauvre âme solitaire) – из сб. «Цветы зла» (Les fleurs du mal).
В первом издании сборника было помимо вступления «К читателю» 100 стихотворений, во втором – 126. Последнее издание (1868) вышло после смерти Бодлера и включало
151 стихотворение. Нумерация приводится по изданию 1861 г.
Впервые стихотворение напечатано в 1855 в романе друга Бодлера Шарля Барбара «L’Assassinat du Pont-Rouge»,– как
произведение «одного поэта, у которого решительное устремление к самым крутым взлетам философской мысли не исключает настоящей, полной тепла и цвета, глубоко
оригинальной и гуманной поэзии»).
Сонет относится к
циклу мадам Сабатье (Цикл Аполлонии Сабатье (XL – XLVIII) – стихотворные послания к Аполлонии Сабатье, в салоне которой в 50-е годы
собирались художники и писатели)[
2] и был отправлен ей с кратким неподписанным письмом 16 февраля 1854 г.
Хотя Бодлер именно в кризисное для него время середины 50-х годов имел склонность теоретически полностью отделять прекрасное от нравственного,
этот сонет, как и другие вещи цикла Аполлонии, является неотразимым свидетельством связи этих сфер в живой ткани его поэзии.
Стихотворение переводили также А . Альвинг, А. Панов, П. Якубович. (
вернуться)
2. Цикл мадам Сабатье – стихотворения цикла мадам Сабатье воспевают возвышающее действие любви на душу
(«Духовная заря», «Живой факел», «Что можешь ты сказать, мой дух, всегда ненастный», «Исповедь»).
В этих новых стихах, наперекор концепции потенциальных недругов, любовь, это – духовная заря, светлый лик солнца, пробуждающий духовные стремления поэта.
В стихотворениях этого круга Бодлер отыскивает для гуманистического изображения любви стилистические средства, сочетающие элементы радостной приподнятости
и гармонии чуть ли не в духе поэтов Возрождения (которых, так же как и поэтов XVII в., он хорошо знал и любил) с простыми, душевными интонациями дружеской беседы,
предваряющими поэзию Элюара.
Аглаэ-Жозефина Саватье, позже избравшая более звучное имя
Аполлонии Сабатье, родилась в городе Мезьере в 1822 г. Она была
побочной дочерью некоего дворянина и шарлевильской белошвейки и с детства видела жизнь не с самой радостной стороны. Примерно с 18 лет и вплоть до
1861 г. она жила на содержании богатого бельгийского дельца Альфреда Моссельмана. К 1843 г. ее дом стал одним из артистических салонов Парижа — у неё бывали
Теофиль Готье, Бодлер, художники Буассар , Мейссонье, Шенавар.
Бодлер стал посвящать ей стихи, начиная с 1852 г., со времени долгой размолвки с Жанной Дюваль. Он посылал стихи «анонимно», и хотя Аполлония превосходно
понимала, кто их автор, и полюбила его, она строго соблюдала роль далекой вдохновительницы.
Опубликование «Цветов Зла» прекратило этот анонимат, а преследования книги, которые коснулись и двух стихотворений , посвященных мадам Сабатье,
дали волю ее ответному чувству и сблизили ее с поэтом. Но близость была крайне мимолетной, и Бодлер и Аполлония вернулись к дружбе и любви
издалека. В их письмах нет никакого оттенка горечи или упреков, а некоторое недоумение Аполлонии открылось лишь раз, когда под нарисованным поэтом, по-видимому,
по ее просьбе, на ее экземпляре «Цветов Зла» портретом Жанны она написала своим наивным почерком: «Его идеал».
Как бы то ни было, цикл мадам Сабатье остается одним из недосягаемых образцов французской любовной поэзии. (
вернуться)