Художественный мир литературной эпохи, направления. Литература-9
Литература
 
 Главная
 
Богаевский К. Ф. Корабли. Вечернее солнце. 1912.
Русский музей. Санкт-Петербург
 
 
 
 
 
 
 
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР
ЛИТЕРАТУРНОЙ ЭПОХИ, НАПРАВЛЕНИЯ


1 ЧАС

9 класс[1]



УРОК 1
Художественный мир литературной эпохи, направления

Задачи:
познакомить учащихся с особенностями программы и уроков литературы в 9 классе; обобщить их представления о художественном мире литературного произведения и дополнить их знания сведениями о смене литературных эпох, литературном процессе и литературных направлениях.
Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; беседа по вопросам учебника; записи в тетрадях; работа с иллюстрациями; работа с таблицами и схемами.
Термины: художественный мир, литературная эпоха, литераnурный процесс, литературное направление.

Этапы урока

I. Вступительное слово
о специфике курса на историко-литературной основе и его основных задачах в 9 классе:


читать, комментировать и анализировать литературные произведения, обращаясь не только к контексту творчества писателя, но и к историко-культурному контексту, соотнося их художественный мир с принципами и приёмами моделирования действительности, характерными для отдельных эпох в истории литературы (Античности, Средневековья, Возрождения, Просвещения, литературы Древней Руси, русской литературы XVIII века, русской литературы первой половины XIX века) и литературных направлений (классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма).

II. Знакомство с учебником, представление его обложки, форзацев, структуры.

Внимание учащихся обращается на справочный аппарат учебника (комментарии, сноски, рубрику «Мир в слове», «Краткий словарь литературоведческих терминов»), специальную маркировку в системе вопросов и заданий.

Можно также указать на присутствие в программе курса на историко-литературной основе двух видов тем (разделов): монографических и обзорных. Первые занимают в учебнике основное место, помещённый в них материал вынесен на итоговый контроль. Вторые предлагают преимущественно дополнительный материал, помогающий обогатить представления учащихся о литературных жанрах и направлениях, традициях и новаторстве в литературе, а также развивать читательские интересы, формировать умения сопоставлять, обобщать, делать выводы, стимулировать самостоятельную исследовательскую и творческую деятельность.

III. Чтение вступительной статьи учебника
«Художественный мир литературной эпохи, направления»,


в которой важно выделить новую для учащихся информацию о художественном мире литературного произведения, литературном процессе и основных стадиях развития литературы.

Девятиклассникам уже на первых уроках предлагается примерная последовательность работы со статьями учебника (и другими источниками информации):

1) самостоятельная проработка прочитанного материала (повторное чтение или беглый просмотр);
2) поиск дополнительной информации, проясняющей отдельные факты истории литературы и значение использованных в статье терминов;
3) попытка сформулировать основную мысль статьи учебника;
4) выписки основных положений статьи (краткие тезисы или более подробный конспект);
5) обращение к материалам статьи при выполнении заданий учебника, в том числе и тех, которые связаны непосредственно с анализом конкретных литературных произведений.

IV. Беседа по вопросам 1—3 учебника,
которая проводится с целью закрепления материала вступительной статьи, может быть дополнена выполнением других заданий:

1. Обратите внимание на репродукцию гравюры И. В. Ческого «Вид Большого Каскада, фонтана Самсона и Большого дворца в Петергофе», помещённую на переплёте учебника. О каких эпохах в истории мировой и русской культуры напомнило вам это произведение русского художника конца XVIII — начала XIX века?

2. Попытайтесь соотнести представленные на экране архитектурные памятники и произведения живописи с определённой эпохой, направлением в искусстве. Знакомы ли вам эти произведения искусства?

В качестве примера могут быть использованы с учётом ретроспективы и перспективы иллюстрации, знакомые учащимся по учебникам литературы для 5—8 классов, а также иллюстративный материал, который будет привлекаться при изучении последующих тем («Античная литература», «Литература Средних веков», «Литература эпохи Возрождения», «Зарубежная литература XVII—XVIII веков»), например:

«Корабли» (художник К. Ф. Богаевский);
«Весна» (художник С. Боттичелли);
— «Снегурочка» (художник В. М. Васнецов);
— Большой театр (архитектор О. И. Бове);
— Версальский дворец (архитекторы Л. Лево и Ж. Ардуэн-Мансар);
— «Лаокоон и его сыновья» (скульпторы Агесандр Родосский и его сыновья Полидор и Афинодор);
— «Давид» (скульптор Микеланджело Буонарроти).

Определения принадлежности литературного произведения к тому или иному направлению требуют современные нормативные документы, посвящённые итоговому контролю по литературе. Это зачастую весьма непростая для школьников (и даже для специалистов, занимающихся историей литературы) задача.

Обычно она решается с опорой:

— на формальные признаки литературного направления, нашедшие отражение в произведении;
— на сведения о времени создания произведения и факты биографии автора;
— на авторитетные суждения самих авторов, литературных критиков, специалистов по истории литературы.

Однако следует иметь в виду, что во многих случаях требование прямого ответа на вопрос о том, в рамках какого литературного направления создано произведение, по меньшей мере некорректно. Учащимся важно уже с 9 класса учесть следующие важные моменты:

1. Наиболее значительные произведения мировой и русской литературной классики представляют самостоятельную ценность и не могут рассматриваться только как образцы какого-то направления. Так, «Божественную комедию» Данте Алигьери называют наиболее значительным достижением Позднего Средневековья и началом литературы Возрождения. Роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», которые обычно характеризуют как первые русские реалистические романы, создавались в то время, когда ещё не были сформулированы основные принципы реализма как литературного направления (не было и термина «реализм»).

2. Во многих произведениях русской литературы можно отметить черты нескольких литературных направлений (черты классицизма, романтизма и реализма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», черты романтизма и реализма в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).

3. Известно, что одни писатели являлись основоположниками и характерными представителями конкретных литературных направлений (течений) и даже выступали с программными заявлениями, литературными манифестами, декларациями, а другие находились как бы в стороне, не вписываясь в литературные общности, а нередко весьма иронично относились к любым попыткам отнести их к определённым литературным направлениям. Последнее вовсе не означает, что творческие искания писателя никак не были связаны с основными тенденциями в развитии литературы, литературным процессом.

При закреплении материала вводной статьи учебника и на последующих уроках целесообразно использовать таблицы и схемы, помогающие систематизировать материал о литературных эпохах, направлениях, наглядно представить их смену. Можно вместе с учащимися начать составление хронологической таблицы, в которой параллельно фиксируются основные исторические события и наиболее значительные события литературной жизни.

V. Домашнее задание:

1) прочитать вступительную статью учебника «Художественный мир литературной эпохи, направления»;
2) прочитать статью учебника «Античная литература» и выполнить задания 2, 3, 5 после статьи (по выбору).

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 1, 2, 3 после статьи учебника «Античная литература» (по выбору).

Следующие уроки: Урок 2. Античная литература. Общая характеристика >>>


1. Источник: Уроки литературы. 9 класс. Под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2013. – 319 с. (Академический школьный учебник). (вернуться)

 
 
Боттичелли Сандро. Весна, 1482
Галерея Уффици (Флоренция)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика