Античная литература. Общая характеристика. Литература-9
Литература
 
 Главная
 
Свадьба Зевса и Геры.
Античная фреска из Помпей
 
Посейдон со своим трезубцем, коринфская табличка, 550—525 гг. до н. э.
 
Гефест показывает Фетиде щит, изготовленный для Ахилла. Ок. 70 н. э. Национальный музей. Неаполь[5]
 
Спор Афины и Посейдона.
Камея. Сардоникс, оникс. I в. до н. э. Неаполь, Национальный археологический музей
 
«Гермес Пропилей (Привратный)». Герма, приписываемая Алкамену
 
Геракл и гидра.
Антонио дель Поллайоло, ок. 1475
 
 
 
 
 
 
 
 
АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1 ЧАС

9 класс[1]



УРОК 2
Античная литература.
Общая характеристика

Задачи:
обогатить представления учащихся об античной литературе; раскрыть её характерные черты и показать непреходящую ценность для европейской культуры последующих веков; расширить круг чтения школьников.
Основные виды деятельности: отчёты о выполнении заданий; выполнение заданий викторины; выразительное чтение стихотворений; записи в тетрадях; работа с наглядностью; составление словаря античной эпохи.
Термины: античная литература, художественный мир, мифологизм, традиционализм, жанры.

Этапы урока

I. На начальном этапе урока

закрепляется материал вступительной статьи учебника «Художественный мир литературной эпохи, направления»: о стадиях развития всемирной литературы, классицизме как одном из литературных направлений.

Учащиеся вспомнят происхождение терминов «классика» и «классицизм», расскажут о том, что Античность была эстетическим идеалом для писателей-классицистов.

В «Поэтическом искусстве» Н. Буало писал:

Должно быть, потому так любим мы Гомера,
Что пояс красоты дала ему Венера.
В его творениях сокрыт бесценный клад:
Они для всех веков как бы родник услад.

II. Слово учителя об античной литературе
дополняется проверкой заданий 2, 3 учебника.

В качестве эпиграфа к уроку предлагаются стихи М. А. Волошина:

Всё было осязаемо и близко —
Дух мыслил плоть и чувствовал объём,
Мял глину перст и разум мерил землю…
Мир отвечал размерам человека,
И человек был мерой всех вещей.

Учитель должен сказать об особом духе, которым была пронизана Античность, — духе творчества, упоения жизнью, уважения к личности, восхищения прекрасным.

Перед тем как учащиеся представят свой «опыт исследования» (задание 2 учебника), стоит познакомить их с известными словами А. С. Пушкина: «Климат, образ правления и вера дают каждому народу особенную физиономию». Они могут стать отправной точкой в рассуждениях ребят.

Дополнительные вопросы и задания:

1. Назовите основные черты античной литературы.
2. Что вас привлекает в античной мифологии?
3. Докажите, что именно мифология стала основным источником античной литературы.

III. Викторина-тест на знание античной мифологии:

1. Кого из богов и почему называют тучегонителем?

2. Кого славят гомеровские гимны?

Золототронную славлю я … [Геру], рождённую Реей,
Вечноживущих царицу с лицом красоты необычной,
Громкогремящего Зевса родную сестру и супругу Славную.
Быстролетящих и меднокопытных коней златогривых
Впряг в колесницу; одетый в доспехи свои золотые,
Гикнул, и кони помчались, как вихрь, над волнами морскими.
Чудища, всплыв из пучин, в нём охотно владыку признали.
[Посейдон]

Вместе с Афиною он светлоокою славным ремёслам
Смертных людей на земле обучил. Словно дикие звери,
В прежнее время они обитали в горах по пещерам.
Ныне без многих трудов, обучённые всяким искусствам
Мастером славным … [Гефестом], в течение целого года
Время проводят в жилищах своих, ни о чём не заботясь…

…Пред Зевсом эгидодержавным
Прыгнула быстро на землю она из главы его вечной,
Острым копьём потрясая. Под тяжким прыжком светлоокой
Заколебался великий Олимп, застонали ужасно
Окрест лежащие земли, широкое дрогнуло море…
[Афина]

Сын родился у богини, ловкач, изворотливый дока,
Хитрый пролаз, быкокрад, сновидений вожатый, разбойник,
В двери подглядчик, ночной соглядатай, которому вскоре
Много преславных деяний явить меж богов предстояло.
[Гермес]

3. Почему Аполлона называли Мусагетом? Перечислите всех муз. Приведите примеры стихотворений русских поэтов, в которых упоминаются музы.

4. Кому посвящено это стихотворение А. А. Фета?

Как много неги горделивой
В небесном лике разлилось!
Так, вся дыша пафосской страстью,
Вся млея пеною морской
И всепобедной вея властью,
Ты смотришь в вечность пред собой…
[Афродита/Венера]

5. Кто из детей Зевса, не будучи богом, впоследствии был вознесён на Олимп? Что вы помните о его рождении? Каковы его основные атрибуты?
(Геракл/Геркулес; львиная шкура, палица.)

IV. Отчёт о выполнении домашнего задания
(после статьи учебника «Античная литература» (задание 5 в рубрике «Публичное выступление»).

V. Литературный монтаж
из стихотворений русских и зарубежных поэтов об Античности (проверка индивидуального задания 1 учебника).

Возможный перечень стихотворений:
«Боги Греции» Ф. Шиллера; «Прометей» И. В. Гёте; «Греция» А. А. Фета; «Гектор и Андромаха» Ф. И. Тютчева; «Дедал и Икар», «Орфей и Эвридика», «Нить Ариадны» В. Я. Брюсова; «Орфей» М. И. Цветаевой; «Возвращение Одиссея» Н. С. Гумилёва; «Античная страничка» А. А. Ахматовой и др.

VI. Следующий этап урока
посвящён сообщениям учащихся об искусстве Древней Греции и Древнего Рима

(отчёты о выполнении индивидуального задания 2, рубрика учебника «Вместе с товарищами), которые заранее готовятся под руководством учителя и могут быть оформлены как презентации.

Некоторые рекомендации по подготовке сообщений,
примерные планы:


Скульптура
Мировосприятие древних греков и римлян и скульптура.
Основные темы и герои.
Видные скульпторы (подробный рассказ об одном из них).
Подготовить вернисаж из работ скульпторов (слайд-презентация).

Архитектура
Греческий ордер.
Связь скульптуры и архитектуры.
Выдающиеся памятники архитектуры Древней Греции и Древнего Рима (слайд-презентация).

Для характеристики специфики художественной культуры Античности важно учитывать, что в архитектуре, живописи, особенно скульптуре, был воплощён принцип законченной гармонической построенности, противостоящей первозданному хаосу: «Художники, обосновывая своё решение той или иной мифологической мотивировкой, обращались к образам богов и героев, истинную красоту находили в одухотворённом живом теле человека. В греческом искусстве высшей духовной ценностью был человек, который, по словам Протагора, есть „мера всех вещей“» (Культурология / под ред. А. И. Шаповалова. — М., 2003. — С. 50).

Более глубокому осмыслению особенностей античной художественной культуры способствует знакомство с основными понятиями античной эстетики. Можно предложить школьникам начать работу над составлением «Словаря Античности», обратиться на этом и последующих уроках к наиболее значимым для греческой культуры понятиям, например:

Агон — отличительная черта греческого быта, неудержимое стремление к любым состязаниям.
Катарсис (буквально: очищение) — согласно воззрениям греков, телесное и душевное очищение протекает через страдание и страх.
Космос — в греческой мифологии и философии мировой порядок, мировое целое, которое, в отличие от хаоса, не только упорядочено, но и прекрасно в силу царящей в нём гармонии.
Мимесис (буквально: подражание) — подражание как сущность человеческого творчества.
Ордер — один из видов архитектурной композиции, состоящий из вертикальных опор (колонн) и горизонтальных частей (антаблемента). Наиболее распространённые в Античности ордера: дорический, ионический, коринфский.
Полис — город-государство, особая форма социально-экономической и политической организации, типичная для Древней Греции.

Обобщить материал по античному искусству, представленный учащимися, можно в виде тезисов, которые записываются в рабочую тетрадь.

Основные типы и формы греческого искусства:

1. В архитектуре:

1) тип храма-периптера, окружённого колоннадой (главный храм Афин — Парфенон);
2) система ордеров: дорический — древнейший (основание колонны и её высота соотносились как 1:6 — это соотношение длины стопы и роста взрослого мужчины), ионический (ориентированный на пропорции женской фигуры: 1:8) и коринфский (украшенный растительным орнаментом).

2. В скульптуре:

1) период архаики: раскрашенные статуи стройных обнажённых юношей (куросы) и девушек (коры);
2) классический период (творчество Фидия, Мирона, Поликлета, Праксителя, Лисиппа).

3. В росписи сосудов — чернофигурная и краснофигурная вазопись.

4. В рельефе — сцены битв и состязаний.

Достижения римской культуры:

1. В архитектуре:

1) новые типы архитектурных сооружений: триумфальные арки, двухэтажные колоннады;
2) Пантеон — самое значительное купольное сооружение античного мира;
3) наиболее характерные памятники архитектуры: акведуки, мосты, театры, термы (общественные бани), амфитеатры (например, Колизей).

2. В скульптуре — создание индивидуальных скульптурных портретов (преимущественно политических деятелей).

Подводя итоги этого этапа урока,

учитель называет важнейшие черты античной культуры:

• реалистичность;
• господство порядка, меры, симметрии;
• гармония, пропорциональность, соразмерность;
• пластичность, статичность, телесность, зримая красота;
• высокая гражданственность;
• жизнеутверждающая сила;
• пантеизм (природа как воплощение божества).

Учащимся рекомендуется продолжить знакомство с культурой Античности, обратиться к дополнительной литературе (включая справочники, энциклопедии, источники в Интернете), выписать краткие биографические сведения об отдельных выдающихся деятелях античной культуры (по выбору):

Греческая наука:
Архимед, Геродот, Эвклид, Пифагор.

Греческая литература:
Гомер, Гесиод, Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан, Сафо, Анакреонт.

Греческая философия:
Гераклит, Эмпедокл, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур.

Греческие скульпторы:
Мирон, Фидий, Демокрит, Поликлет, Пракситель, Лисипп.

Наука Древнего Рима:
Птолемей, Тацит.

Литература Древнего Рима:
Апулей, Вергилий, Гораций, Катулл, Овидий, Цицерон, Ювенал.

Философия Древнего Рима:
Сенека, Марк Аврелий.

VII. Записи в тетрадях на основе отчётов учащихся
о выполнении индивидуального задания 3, представления наиболее понравившихся выражений, пришедших к нам из Античности.

Учитель может предложить свои примеры:

• «Ничто не возникает из ничего» (Лукреций. «О природе вещей»).
• «Искусство смягчает нравы» (Овидий. «Письма с Понта»).
• «Привычка — вторая натура» (Цицерон. «О высшем благе и высшем зле»).
• «Не для школы, а для жизни мы учимся» (Сенека. «Письма»).
• «Истинный друг познаётся в беде» (Энний. «Гекуба»).

VIII. На заключительном этапе
зададим учащимся вопрос дискуссионного характера:
«Чем близка современному человеку античная культура?»

Человека, живущего в XXI веке, притягивает гуманизм античной культуры, её направленность на человека, воплощение идеала гармонического развития духовных и физических сил человека, разумного единства свободы личности и порядка общества.

IX. Домашнее задание:

прочитать в главе учебника «Древнегреческая литература» разделы «Эсхил» и фрагмент трагедии «Прометей прикованный».

Индивидуальные задания:
1) пересказать миф о Дионисе;
2) рассказать об устройстве греческого театра и организации театральных представлений в Древней Греции:
а) от лица греческого актёра;
б) от лица греческого зрителя;
3) подготовить сообщение «Трактовка образа Прометея в мифе и поэме Гесиода „Теогония“».

Следующие уроки: Урок 3. «Прометей прикованный» Эсхила >>>


1. Источник: Уроки литературы. 9 класс. Под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2013. – 319 с. (Академический школьный учебник). (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика