Литература Древней Руси. Литература-9
Литература
 
 Главная
 
Битва войск Александра Невского с ливонскими рыцарями на льду Чудского озера. Рукопись XVII века
 
Святослав Игоревич.
Миниатюра
из Радзивилловской летописи
 
 
 
 
 
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

4 ЧАСА

9 класс[1]


Урок 8. Своеобразие литературы Древней Руси

Урок 9. Сюжет и композиция «Слова о полку Игореве»

Урок 10. Образы русских князей в «Слове о полку Игореве»

Урок 11. Сочинение о «Слове о полку Игореве»


УРОК 9
Своеобразие литературы Древней Руси

Задачи:
обобщить и дополнить знания учащихся об особенностях художественного мира, тематике и проблематике, жанрах древнерусской литературы; отметить основные тенденции в развитии литературы Древней Руси; подготовить девятиклассников к восприятию и анализу «Слова о полку Игореве».
Основные виды деятельности: записи в рабочих тетрадях; чтение фрагментов древнерусских памятников; устные сообщения учащихся; беседа по вопросам; работа с иллюстрациями.
Термины: древнерусская литература, летопись, житие, воинская повесть, поучение, хождение, художественный мир.

Этапы урока

Вступительное слово учителя
о задачах уроков по древнерусской литературе

и об особенностях работы с художественными текстами (точнее, с их переводами на современный русский язык) на этих уроках:

преимущественный анализ фрагментов,

необходимость дополнительных комментариев, пояснений, касающихся исторических событий, подробностей быта, верований, нравственных представлений человека Древней Руси.

Важно уже в начале урока подготовить учащихся к публичным выступлениям на тему «Непреходящая ценность произведений древнерусской литературы» (задание 4 учебника).

О чём бы ни заходил разговор на уроке (о жанрах, тематике, проблематике, поучительном характере или о сочетании реальных фактов и вымысла в произведениях литературы Древней Руси), следует проводить, по возможности, параллели с сегодняшним временем. Например, стоит сказать об особом интересе во все времена к жизнеописаниям и путешествиям, изображению военных событий и нравственных исканий человека, о необычайной популярности в настоящее время литературы non-fiction, о современных модификациях жанра летописи, в том числе используемых в Интернете («лента новостей», «архив новостей»).

II. Лекция учителя
о своеобразии древнерусской литературы

с элементами беседы, обращающей девятиклассников к ранее изученному материалу о западноевропейской литературе Средних веков и к знакомым им жанрам литературы Древней Руси (летописи, поучения и жития).

Примерный план лекции:

1. Хронологические рамки древнерусской литературы: от первого дошедшего до нас свода русских летописей «Повесть временных лет» до поэтического сборника Симеона Полоцкого «Вертоград многоцветный» и анонимных сатирических произведений «Повесть о Горе-Злочастии» и «Повесть о Фроле Скобееве». Рассказ об основных тенденциях в развитии русской литературы Древней Руси (в частности, об усилении собственно художественной, поэтической стороны) может быть проиллюстрирован фрагментами из летописей, ранних воинских повестей и стихотворений Симеона Полоцкого («Стихи утешные к лицу единому»), «Повести о Горе-Злочастии» (отрывки из диалога молодца и Горя-Злочастия).

2. Западноевропейская литература раннего Средневековья и древнерусская литература: сходство (особая роль духовной литературы; жанровый канон и литературный этикет; развитие жанров жития, поучения, хождения; поучительный характер) и различия (несовпадение хронологических рамок; хроники и летописи как близкие, но не идентичные жанры; преобладание в литературе Древней Руси анонимных произведений).

3. Собственный путь развития литературы Древней Руси и очевидное отставание от западноевропейской литературы (более позднее введение письменности, книгопечатания, открытие учебных заведений; вопрос об эпохе Возрождения в истории русской культуры).

4. Западноевропейская литература XVII века (позднее Возрождение, трагедии, комедии и сонеты У. Шекспира, роман М. Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», французский классицизм, трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, комедии Ж. Б. Мольера, басни Ж. Лафонтена, сказки Ш. Перро).

5. Русская литература XVII века (первые опыты лирической поэзии Кариона Истомина, Сильвестра Медведева, Симеона Полоцкого, отсутствие оригинальных авторских эпических и драматических произведений, начало русского театра при царе Алексее Михайловиче).

6. Особенности произведений древнерусской литературы:
• связь с народно-поэтической традицией (устным эпосом и устной поэзией);
• сочетание языческих и христианских образов;
• защита Отечества как центральная тема («Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Житие Александра Невского», «Задонщина» и др.);
• историзм содержания, преобладание эпических произведений с ярко выраженной исторической основой, повествующих о реальных событиях и лицах (повести, жития, хождения);
• анонимность большей части памятников древнерусской литературы;
• патриархальность (влияние «Домостроя»);
• литературный этикет и постепенное преодоление нормативности и жанрового канона (например, в «Житии протопопа Аввакума»).

III. Выполнение заданий учебника
(задания 1, 2 и 3) дополнит лекцию учителя материалом о связи древнерусской литературы и фольклора, особенностях жанра летописи, а также о назидательности и патриархальности как характерных чертах литературы Древней Руси:

1. Примеры связи древнерусской литературы и фольклора учащиеся могут привести из знакомых им произведений: народных песен, былин, «Повести о Петре и Февронии Муромских», «Жития Сергия Радонежского». Важно сделать вывод об общих темах, сюжетах и приёмах изображения (например, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы).

2. Заранее подготовленный ученик расскажет о западноевропейских средневековых хрониках и их основных отличиях от русских летописей (отсутствие обязательной абсолютной хронологии и более развёрнутые повествования, посвящённые эпохе правления того или иного царя или императора, с включением эпизодов из его личной жизни).

3. Назидательность и патриархальность произведений древнерусской литературы учащиеся могут продемонстрировать на знакомых им текстах. Учитель дополнит эти примеры фрагментами «Домостроя» («Как дочерей воспитать и с приданым замуж выдать», «Как детей учить и страхом спасать» или др.).

IV. Устные рассуждения учащихся
на тему «Непреходящая ценность
произведений древнерусской литературы»

(задание 4 учебника).

Выполнение этого задания можно организовать как работу в группах. Каждая группа составляет свой план рассуждения, подбирает необходимые примеры и аргументы, выбирает из состава участников группы выступающего, помогает ему подготовиться к выступлению.

Эта работа будет способствовать не только развитию представлений учащихся о конкретно-историческом и вневременном в литературных произведениях, но и формированию навыков работы в группах, создания коллективных творческих проектов и публичного выступления.

При выполнении этого задания (и на других этапах урока) целесообразно использовать иллюстративный материал, фрагменты подготовленных учащимися презентаций, посвящённых древнерусскому зодчеству (Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде Великом, Московский Кремль, собор Василия Блаженного и др.) и живописи (фрески и иконы Феофана Грека, Дионисия, Андрея Рублёва и др.).

V. Вступительное слово учителя
о «Слове о полку Игореве»

как самом значительном памятнике древнерусской литературы (находка А. И. Мусина-Пушкина, историческая основа).

Уже на этом уроке целесообразно начать работу с текстом «Слова…», прочитать зачин (древнерусский текст и перевод на современный русский язык) и начало описания похода Игоря (перевод на современный русский язык).

VI. Домашнее задание:

1) прочитать «Слово о полку Игореве»;
2) познакомиться с комментариями к тексту;
3) прочитать статью учебника о «Слове о полку Игореве».

Индивидуальные задания:
выполнить задания 1, 2, помещённые в учебнике перед текстом «Слова о полку Игореве» (по выбору учащихся).


УРОК 9
Сюжет и композиция
«Слова о полку Игореве»

Задачи:
познакомить учащихся с полным текстом «Слова о полку Игореве» (в переводе на современный русский язык), особенностями его сюжета и композиции; отметить своеобразие художественного мира этого произведения древнерусской литературы, сочетание в нём языческих и христианских образов.
Основные виды деятельности: комментированное чтение; выразительное чтение фрагментов; составление цитатного плана; беседа по вопросам; устные сообщения; пересказ статьи учебника.
Термины: художественный мир, сюжет, композиция, авторская позиция.

Этапы урока

I. Вступительная беседа

о первых впечатлениях учащихся после самостоятельного знакомства с текстом «Слова о полку Игореве»:

1. Подберите слова, которыми вы могли бы оценить свои впечатления от прочитанного текста этого выдающегося памятника древнерусской литературы. Попытайтесь объяснить свой выбор.

2. С какими трудностями вы столкнулись при чтении? Какие дополнительные комментарии вам потребовались?

3. Что нового вы узнали о событиях и героях русской истории из текста «Слова о полку Игореве»?

4. Какие образы «Слова…» вам особенно запомнились? При ответе на этот вопрос учтите, что в системе образов любого художественного произведения представлены не только образы людей.

5. Какую роль, на ваш взгляд, играет лирическое начало в этом эпическом произведении, которое иногда называют поэмой? Какие фрагменты «Слова…» можно назвать лирическими?

6. Почувствовали ли вы при чтении позицию автора? Как она выражена в тексте «Слова…», только ли в прямых оценках и восклицаниях? Как проявляется авторская позиция в выборе сюжета и построении произведения, последовательности, чередовании эпизодов, описаний, рассуждений? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к композиции «Слова…», ещё раз перечитать текст.

II. Далее учитель переходит
к следующему этапу урока,

на котором комментированное чтение текста сопровождается записями в тетради цитатного плана (при этом используется материал учебника о композиции «Слова…»).

Желательно, чтобы в классе, по возможности в полном объёме, были прочитаны и прокомментированы основные фрагменты памятника, не прозвучавшие на предыдущем уроке. Это непосредственное знакомство с полным текстом «Слова…», собственно, и является основной задачей урока.

Примерный цитатный план
(соотнесённый с помещённым в учебнике планом произведения):

1. «Пусть начнётся же песнь эта по былинам нашего времени, а не по замышлению Бояна».
2. «Тогда вступил Игорь-князь в золотое стремя и поехал по чистому полю. Солнце ему тьмою путь заступало… О, Русская земля! уже ты за холмом!»
3. «Спозаранок в пятницу потоптали они поганые полки половецкие».
4. «Билися день, билися другой; на третий день к полудню пали стяги Игоревы».
5. «Тоска разлилась по Русской земле».
6. «Святослав смутный сон видел в Киеве на горах».
7. «Из-за усобицы ведь настало насилие от земли Половецкой».
8. «На Дунае Ярославнин голос слышится, кукушкою безвестною рано кукует».
9. «Коли Игорь соколом полетел, тогда Овлур волком побежал… То не сороки застрекотали — по следу Игоря едут Гзак с Кончаком».
10. «Солнце светится на небе, — а Игорь-князь в Русской земле… Князьям слава и дружине!»

III. Отчёт о выполнении индивидуальных заданий
(задания 1 и 2, помещённые в учебнике перед текстом «Слова…»).

На уроке может прозвучать фрагмент воспоминаний И. А. Гончарова о том, как в студенческие годы он стал свидетелем дискуссии между самым ярким представителем «скептиков» М. Т. Каченовским и А. С. Пушкиным, отстаивавшим подлинность памятника. В статье «Песнь о полку Игореве» поэт утверждал: «Других доказательств нет, как слова самого песнотворца. Подлинность же самой песни доказывается духом древности, под который невозможно подделаться».

IV. Беседа по вопросам учебника
(задания 8 и 11) направлена на определение отдельных способов выражения авторской позиции в «Слове…»: через прямые авторские оценки, восклицания и через построение сюжета (на следующем уроке эта работа будет продолжена на уровне характеристики системы образов).

V. Домашнее задание:

1) выполнить задания 3—6 учебника, помещённые после текста «Слова о полку Игореве»;
2) подготовить выразительное чтение наизусть наиболее запомнившегося фрагмента «Слова о полку Игореве» (по выбору учащихся).

Индивидуальные задания:
1) выполнить задание 3 перед текстом «Слова о полку Игореве» и индивидуальные задания 1, 4, 5 (по выбору учащихся);
2) познакомиться с материалами рубрики «Мир в слове» (слово «земля») и дополнить их примерами из «Слова о полку Игореве».


УРОК 10
Образы русских князей
в «Слове о полку Игореве»

Задачи:
дать общую характеристику системы образов и образов русских князей в «Слове о полку Игореве»; сделать выводы об идейно-эмоциональном содержании, проблематике и средствах выражения основной идеи «Слова…».
Основные виды деятельности: работа с учебником; выразительное чтение и анализ фрагментов текста; работа в группах; прослушивание музыкальных фрагментов, отчёты о выполнении индивидуальных заданий.
Термины: система образов, герой, идеал, проблематика, идейно-эмоциональное содержание, символ, сравнение, антитеза.

Этапы урока:

I. Проверка домашнего задания

может быть разделена на несколько этапов:

1. Краткие письменные ответы на вопросы 3—6 учебника (эти работы анализируются на следующем уроке).

2. Выразительное чтение одного из фрагментов «Слова о полку Игореве».

3. Отчёты о выполнении индивидуальных заданий, включающиеся на последующих этапах урока в соответствии с логикой рассмотрения образной системы памятника.

II. Работу в группах,
готовящих сообщения об образах русских князей в «Слове о полку Игореве», необходимо предварить беседой о системе образов в произведении:

1. Можно ли по заглавию памятника определить его центральный образ? Какой образ вынесен в заглавие?
Нужно отметить, что в заглавие памятника вынесен образ события — поход князя Игоря на половцев («о полку» o «о походе»). Доказательства того, что центральным образом «Слова…» является образ Русской земли, учащиеся находят в тексте памятника при выполнении домашнего задания (о слове «земля» в рубрике «Мир в слове»).

2. Какие русские князья упоминаются в «Слове…»? Можно ли говорить о главных и второстепенных образах русских князей применительно к произведению древнерусской литературы? О каких русских князьях в тексте памятника говорится особенно подробно?
Внимание учащихся обращается на то, что во всех образах русских князей в «Слове…» отмечены преимущественно их положительные черты: могущество, отвага, любовь к Родине, благородство. Даже недальновидный Игорь, главный герой произведения, скорее хорош, чем плох, по выражению Д. С. Лихачёва.

Правда, несмотря на то, что образ князя Игоря вынесен в заглавие (это история его похода), в соответствии с авторским замыслом одно из центральных мест в системе образов отведено также образу киевского князя Святослава, в «золотом слове» которого нашло отражение авторское отношение к этому походу Игоря.

III. Устные отчёты учащихся
о результатах работы в группах включают в себя:


краткие характеристики образа персонажа;
чтение фрагментов памятника, посвящённых этому герою;
устное словесное рисование;
рассуждения об авторском отношении к герою.

Девятиклассники подготовят рассказы о князьях Игоре, Всеволоде, Святославе, Всеславе Полоцком и др.

Эти рассказы будут дополнены сообщениями учащихся, выполнявших индивидуальные задания 1, 4, 5 учебника.

Сопоставление текста летописи и «Слова…» поможет перейти к вопросу о художественных приёмах изображения русских князей (эпитеты, сравнения, гиперболы и др.). Сравнение русских князей с героями западноевропейского эпоса позволит сделать выводы о национальных чертах в характерах главных героев «Слова…» (особое отношение к родной земле, дому, семье).

Обращение к фрагментам оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» возвращает к вопросу об идейно-эмоциональном содержании «Слова о полку Игореве». Ария пленённого князя Игоря «Ни сна, ни отдыха измученной душе…» становится своеобразной кульминацией оперы, она наполнена горечью и раскаянием, желанием искупить свой «позор», напоминает о «золотом слове» Святослава и основной идее «Слова о полку Игореве».

IV. Выразительное чтение,
в том числе и наизусть, фрагментов «Слова о полку Игореве».

V. Подготовку к сочинению
по «Слову о полку Игореве»

следует начать на уроке, предложив учащимся примерные темы, по которым они будут подбирать материал к сочинению, например:

1. Образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве».

2. Что в «Слове о полку Игореве» по-прежнему актуально и близко нашему современнику?

3. Патриотическая тема в «Слове о полку Игореве».

На этом этапе урока можно обратиться к сообщениям учащихся, готовивших задание 3, помещённое в учебнике перед текстом «Слова о полку Игореве». Отдельные высказывания о значении этого памятника в истории русской литературы записываются в рабочие тетради. Они могут быть включены в сочинения, в том числе в качестве эпиграфов.

VI. Домашнее задание:

составить план сочинения по выбранной теме, подобрать цитаты.


УРОК 11
Сочинение
о «Слове о полку Игореве»

Задачи:
обобщить знания учащихся о сюжете, проблематике, системе образов и средствах их создания в «Слове о полку Игореве»; развивать навыки составления плана, подбора цитат, написания сочинения на литературную тему.
Основные виды деятельности: составление плана сочинения; обсуждение вариантов плана; работа с черновым вариантом сочинения.
Термины: образ, сюжет, авторская позиция, проблематика, тематика, идейно-эмоциональное содержание.

Этапы урока:

I. Подготовку к сочинению,

продолжение работы, начатой на предыдущем уроке и в ходе выполнения домашнего задания, можно провести в форме беседы и обсуждения подобранных учащимися материалов:

1. Какая тема сочинения предполагает обращение к жанру эссе? Вспомните, в чём своеобразие сочинений-эссе.

2. Можно ли применить более свободную форму эссе для всех предложенных сочинений?

3. Чему будет посвящено вступление к вашему сочинению? Обратите внимание на то, чтобы во вступлении содержались ключевые слова из формулировки темы.

II. Чтение и обсуждение вариантов вступления
к сочинению по «Слову о полку Игореве»:


1. Какая информация о «Слове о полку Игореве» необходима во вступлении на данную тему? Какие сведения представляются избыточными, неуместными?

2. В каком случае уместно обращение к высказываниям известных людей о «Слове…»? Как это высказывание связано с темой сочинения и с последующим изложением материала?

3. Как ваше вступление будет связано с заключением? Постарайтесь избежать повторов и нарушений логики в раскрытии темы сочинения.

III. Работа с черновым вариантом сочинения,
редактирование текста, подготовка чистового варианта.

IV. Домашнее задание:

1) подготовить вопросы к викторине по древнерусской литературе и «Слову о полку Игореве»;
2) выучить наизусть фрагмент «Слова о полку Игореве» (по выбору учащихся).

Индивидуальные задания:
выполнить индивидуальное задание 2 учебника.

Следующие уроки: Урок 12. Работа над рефератом на литературную тему >>>


1. Источник: Уроки литературы. 9 класс. Под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2013. – 319 с. (Академический школьный учебник). (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика