Древнегреческая литература. Литература-9
Литература
 
 Главная
 
Эсхил
(525 до н. э. – 456 до н. э.)
 
 
 
 
 
 
 
 
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

2 ЧАСА

9 класс[1]


Урок3. «Прометей прикованный» Эсхила

Урок 4. Древнегреческая лирика


УРОК 3
«Прометей прикованный» Эсхила

Задачи:
отметить особенности древнегреческой трагедии и вклад Эсхила в становление этого жанра; обогатить представления школьников о трагедии и трагическом, способах создания образов в драматическом произведении; расширить круг чтения школьников.
Основные виды деятельности: беседа по вопросам учебника; отчёты о выполнении заданий; записи в тетрадях; выразительное чтение; прослушивание музыкальных фрагментов.
Термины: трагедия, трагическое, культурный герой.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя
о теме и задачах урока.


Учащиеся уже хорошо знакомы с античной мифологией, эпическими поэмами Гомера, организацией театральных представлений в Древней Греции. На данном уроке необходимо сосредоточиться на вопросах происхождения и строения древнегреческой трагедии.

Примерные вопросы и задания:

1. Когда возникает драматическое искусство? С какими историческими особенностями развития Древней Греции оно связано? 2. Расскажите о происхождении греческого театра.

Учащиеся говорят об опосредованной связи происхождения театра с культом Диониса.

Миф о Дионисе излагает заранее подготовленный ученик (проверка индивидуального задания).

3. Расскажите о греческом театре:
а) от лица греческого актёра;
б) от лица греческого зрителя (отчёт о выполнении индивидуального задания учебника).

II. На следующем этапе урока
осуществляется закрепление материала статьи учебника об Эсхиле и организуется беседа с использованием вопросов и заданий 1—2 учебника.

III. Чтение фрагментов и обзорное рассмотрение
трагедии Эсхила «Прометей прикованный»

на основе вопросов и заданий 3—5 учебника и индивидуальных заданий.

В ходе аналитической беседы следует обратить внимание школьников на особенности мировосприятия древних греков, которое было не только оптимистическим, но и трагическим.

Известный знаток Античности Ю. Д. Колпинский пишет: «В предельно обобщённых универсальных образах греческое эстетическое сознание стремилось осознать мир во всей его противоречивой целостности. Для эллина достоинство человеческого разума, человеческих установлений состояло в способности внести строй, порядок, гармонию, познать внутренний ритм бурного потока жизни с её противоречиями, с теми радостями, горестями, победами и поражениями, которые она несёт человеку» (Колпинский Ю. Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. — М., 1988. — С. 16).

Дополнительные вопросы и задания:

1. Как вы думаете, почему Прометея нет в гомеровских поэмах?
2. Какова мифологическая трактовка образа Прометея? Как толкуется образ Прометея у Гесиода (проверка индивидуального задания)?
3. Что необычного можно отметить в трактовке образа Прометея у Эсхила?
4. Что вам известно о замысле Эсхила? Каким, по-вашему, был финал трилогии? Свою точку зрения обоснуйте.

Обобщая ответы и наблюдения учащихся, учитель формулирует выводы о трагедии «Прометей прикованный» и драматургии Эсхила, которые записываются в тетрадях:

1. Прометей в трагедии Эсхила — это помощник человека, богоборец, идущий на муки за идею. Эсхил внёс две основные черты в образ Прометея:
1) Прометей — первооткрыватель всех благ цивилизации;
2) Прометей принадлежит к старшему поколению богов, обладает пророческим даром, поэтому он — достойный соперник Зевса.

2. Конфликт трагедии составляет столкновение Прометея и Зевса. На характере конфликта трагедии «Прометей прикованный» отразились особенности эсхиловского мировосприятия: мир в целом видится Эсхилу разумным и существующим по законам справедливости.

3. «Прометей прикованный» — часть трилогии, включающей также часть «Прометей освобождённый», в которой Прометей открыл Зевсу тайну его гибели и произошло примирение Зевса с Прометеем. Таким образом и утверждалась идея справедливого миропорядка в целом. В результате гармонического разрешения конфликта «торжествовала не индивидуальная и субъективная воля того или другого бога, а справедливость мироздания в целом» (Ярхо В. Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. — М., 1978. — С. 153).

4. Герой Эсхила, несмотря на предопределённость событий, свободно принимает решение и несёт за него ответственность.

5. Важнейшими средствами создания образа Прометея являются: монологи героя; противопоставление другим героям (Океан, Океаниды, Гермес); «немая скорбь» как драматургический приём (приём длительного молчания, свидетельствующего о сильном душевном потрясении).

IV. Ha заключительном этапе анализа трагедии
для углубления понимания её жанрового своеобразия возможно использование фрагментов теоретического трактата — «Поэтики» Аристотеля, которая впоследствии была положена в основу новых европейских поэтик.

Учитель знакомит учащихся с толкованием различий между литературными родами, данным Аристотелем.

Девятиклассникам предлагается аристотелевское понимание катарсиса, которое философ применил к жанру трагедии: «Трагедия есть подражание действию важному и законченному… совершающее путём сострадания и страха очищение подобных аффектов».

Следует обратить внимание школьников на то, что в эстетике XX века термином «катарсис» обозначали сущность эстетического переживания. При этом обычно выделяют два варианта значения термина:

1) характерный для драмы, в особенности для трагедии, эмоциональный контакт читателя-зрителя с героем в момент его катастрофы;
2) свойственная любому произведению словесного творчества «встреча» сознаний читателя и героя, читателя и автора (см.: Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — М., 2001. — С. 341).

Учитывая определённый читательский опыт школьников (они знакомы с трагедией У. Шекспира «Ромео и Джульетта»), необходимо отметить, что существенные различия в мировосприятии Античности и эпохи Возрождения не позволяют накладывать на античную трагедию закономерности трагедии, установленные, например, в шекспировских трагедиях.

Обобщая знания учащихся о жанре трагедии,
следует выделить особенности греческой трагедии:

• своеобразное построение: пролог, парод, эписодии, стасимы, эксод;
• единство декламации, музыки, танца;
• обязательное участие хора;
• непримиримый, но разрешающийся в финале произведения конфликт (развязка противоположна исходной ситуации);
• гибель героя не является обязательной;
• трагедия вызывает сопереживание героям — катарсис.

Вся проделанная работа позволяет подвести учащихся
к определению трагедии как жанра:

«Трагедия — это драматическое произведение, в основе которого лежит напряжённый, непримиримый конфликт, чаще всего завершающийся гибелью героя».

Древнегреческая трагедия была классическим образцом трагического, которое рассматривается как:
1) особая форма искусства в его конкретных видах и жанрах
и
2) эстетическое средство осознания критических напряжений, противоречий в истории, когда личность выступает в качестве активного деятеля по отношению к некоторым общим ценностям и значениям (Любимова Т. Б. Трагическое как эстетическая категория. — М., 1985. — С. 111).

Можно предложить школьникам такое определение:

«Трагическое — философско-эстетическая категория, обозначающая всё, что отмечено крайне острыми столкновениями человека с миром, которые сопровождаются острейшими переживаниями, величайшими страданиями и кончаются гибелью личности. Трагическое способны отражать и другие жанры литературы».

V. При подведении итогов урока
школьникам предлагаются такие вопросы:

1. Каков вклад Эсхила в развитие жанра трагедии?
2. Как вы понимаете смысл выражения «прометеевское начало»?

В заключительном слове
учитель подчеркнёт, что трагедия Эсхила выявила духовную красоту героя и его героического страдания.

Прометей — трагический герой, выражающий протест против тирании, осознающий несправедливость наказания и несущий ответственность за принятое решение.

VI. Отчёты о выполнении индивидуальных заданий
(задания 4 и 5 учебника).

VII. Домашнее задание:
прочитать раздел статьи учебника «Древнегреческая литература» об Анакреонте.

Индивидуальные задания:
1) подготовить сообщение о состязаниях греческих поэтов;
2) подготовить сообщение об Архилохе, Алкее, Сапфо, Тиртее (по выбору).

Примерный план сообщения о поэте:
1) краткие сведения о биографии и творчестве;
2) выразительное чтение отобранных стихотворений и комментарий к ним;
3) сопоставление разных переводов стихотворений.



УРОК 4
Древнегреческая лирика

Задачи:
познакомить учащихся с выдающимися древнегреческими поэтами; определить особенности древнегреческой лирики; раскрыть её значение для развития русской поэзии; развивать читательские интересы школьников.
Основные виды деятельности: записи в тетрадях; отчёты о выполнении заданий; чтение лирических произведений; беседа по вопросам учебника; работа над составлением антологии античной поэзии.
Термины: лирика, мелика, ямб, элегия, анакреонтическая лирика, традиция, новаторство.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя
о теме и задачах урока.


Основной целевой установкой является предстоящая работа по составлению антологии античной поэзии.

II. Рассказ учителя
о возникновении и своеобразии древнегреческой лирики дополняется сообщением ученика о состязаниях греческих поэтов (проверка индивидуального задания учебника).

Учитель подчёркивает, что в VII—VI веках до н. э. произошли изменения в исторических условиях и мировоззрении греков. Развитие полисов привело к тому, что гражданин Древней Греции самоопределялся как личность, индивидуальность:

«Конечно, как гражданин он нередко был патриотом родного полиса. Но у него была собственная судьба, чувства и переживания. Обращаясь к художественному творчеству, он говорил уже не от имени коллектива или народа, а от себя лично. Преобладающей стала не эпическая, а лирическая поэзия» (Гиленсон Б. А. История античной литературы. В 2 кн. Кн. 1. Древняя Греция. — М., 2001.— С. 123).

Можно предложить учащимся схему, дающую представление о специфике древнегреческой лирики:

Древнегреческая лирика
 
/
 
\
 
 
Мелика
 
Декламационная лирика
 
 /
\
 
/
 \
Сольная мелика
Хоровая мелика
 
Элегия
Ямб


Древнегреческая поэзия подразделялась на мелику (сольную и хоровую) и декламационную лирику. Платон дал такое истолкование понятия «мелос»: «Мелос состоит из трёх элементов: слова, гармонии и ритма». В мелическом стихотворении музыкальный элемент столь же важен, как и словесный текст.

Эрато — муза любовной поэзии — всегда изображалась с лирой или кифарой, Эвтерпа — покровительница лирической поэзии — изображалась с флейтой.

Указанные виды поэзии достаточно чётко разграничивались по содержанию:

• в сольной мелике выражен мир личных чувств и переживаний человека;
• хоровая мелика связана главным образом с обрядом (миф для неё — часть священной истории народа);
• элегии и ямбы включали размышления на общественные и личные темы, публицистическую полемику, ироническую критику противников.

Основными темами древнегреческой лирики стали патриотическая тема, тема любви, тема поэта и поэзии.

Особое внимание школьников следует обратить на своеобразие метрической системы стихосложения, основанной на упорядоченном чередовании долгих и кратких слогов: долгий слог считался равным двум кратким; повторяющаяся группа долгих и кратких слогов образовывала стопу; стопы равной длительности, хотя и с разным слоговым составом, могли заменять друг друга.

III. Рассказ учителя об Анакреонте,
чтение и анализ стихотворения «Сединой виски покрылись, голова вся побелела…» на основе материалов учебника (вступительной статьи, комментариев, вопросов и заданий 1—4).

IV. Отчёты о выполнении индивидуальных заданий,
сообщения учащихся о греческих поэтах Алкее, Архилохе, Сапфо, Тиртее.

При подведении итогов индивидуальной работы учащихся важно акцентировать их внимание на новаторстве каждого из поэтов, его вкладе в развитие лирической поэзии.

Архилох — первый греческий поэт, в творчестве которого тема любви прозвучала горестно. Он впервые раскрыл противоречивую природу неразделённого чувства, когда от «любви до ненависти рукой подать».

Главным художественным открытием Сапфо (Сафо) стало изображение «изнутри» состояния влюблённой женщины. Её поэзию отличает пронзительная откровенность и смелость, с которой раскрываются любовные переживания. У неё впервые появляется метафора «любовь — недуг (болезнь)», которая обогатит мировую любовную лирику и вызовет многочисленные обращения к ней (Ф. Петрарка, М. И. Цветаева, В. В. Маяковский и др.). Для Сапфо любовь — стихийная сила, от которой нет защиты: «Эрос вновь меня мучит истомчивый, / Горько-сладостный, необоримый змей».

У Анакреонта любовь — лёгкое, приятное чувство.

Тиртей — автор патриотических стихов, наполненных боевым пафосом: «Сладко и почётно умереть за Родину».

V. Начало работы
над составлением антологии античной поэзии.


На уроке обсуждаются принципы структурирования поэтического материала, устанавливается перечень стихотворений.

В состав сборника включаются отобранные учащимися стихотворения Архилоха, Алкея, Сапфо, Анакреонта, Тиртея.

VI. Заключительное слово учителя
о значении древнегреческой лирики для развития русской поэзии.

Наследие античных поэтов оказалось притягательным для многих русских поэтов. М. В. Ломоносов одним из первых познакомил русскую читающую публику с Анакреонтом.

В русской поэзии получила распространение и анакреонтическая ода как жанр лёгкой поэзии, воспевающей радости жизни, поэзия в духе Анакреонта. Анакреонтические стихотворения писали Г. Р. Державин, А. С. Пушкин, К. Н. Батюшков и др.

Сапфо была особенно популярна среди поэтов-женщин: К. К. Павловой, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой и др.

VII. Домашнее задание:
прочитать статьи учебника «Римская литература», «Квинт Гораций Флакк», «Публий Овидий Назон» и фрагмент поэмы Овидия «Метаморфозы».

Индивидуальные задания:
1) выполнить индивидуальные задания 1—3 учебника;
2) подготовить сообщение о Катулле;
3) разработать макет обложки сборника «Антология античной поэзии»

Следующие уроки: Урок 5. Поэзия Горация, Катулла и Овидия >>>


Анакреонт
(570–487 г. до н. э.)
«Сединой виски покрылись…»


Сединой виски покрылись, голова вся побелела,
Свежесть юности умчалась, зубы старческие слабы.
Жизнью сладостной не долго наслаждаться мне осталось,
Потому-то я и плачу — не дает покоя Тартар:
Ведь ужасна глубь Аида, тяжело в нее спускаться.
Кто сошел туда,— готово: для него уж нет возврата.

Близко по тематике к поэзии Сапфо стоит ионийский поэт Анакреонт из Теоса (Малая Азия). Родился он около 570 г. до н. э. и провел всю жизнь, странствуя от двора одного блестящего владыки к другому. Некоторое время он жил при дворе Самосского тирана Поликрата, затем переехал в Афины, по приглашению тирана Гиппарха, покровительствовавшего поэтам. Изгнание тирана из Афин заставило его удалиться к фессалийским аристократам (Фессалия — страна в северной части Греции), Известно, что он достиг глубокой старости (85 лет).

Произведения античного искусства,— скульптура, вазовая живопись,— рисуют его в образе беспечно улыбающегося, полупьяного старика с лирой в руках и венком на голове.

В историю античной литературы он вошел, как певец вина и легкой, безмятежной любви. Его песням подражали столь многие, что действительно принадлежащие ему произведения отошли на задний план; создался целый сборник стихов, которые принято называть анакреонтическими. Их долгое время считали подлинными, и только в XIX в. было установлено, что они являются подражаниями различных времен.

Анакреонт писал гимны, элегии, ямбы; как и Сапфо, он писал о любви, но это уже любовь совершенно иного рода. Ее можно назвать скорее флиртом или просто влечением, не оставляющим следов в душе. Могучий и капризный Эрот превращается. в шаловливого мальчика, принуждающего к погоне за чувственными наслаждениями, бездумными и беззаботными.

Красота и молодость неудержимо его притягивали, и, описывая их, он находит иногда очень смелые и яркие образы. В одном из стихотворений он сравнивает молодую девушку с неукротимой фракийской кобылицей, которая, косясь, упорно избегает его руки. Вино и любовь были главными темами Анакреонта, но все же не единственными. Известен отрывок сатирического стихотворения Анакреонта, направленного против некоего Артемона, в котором мягкий игривый тон сменяется гневным, язвительным словом, близким к бичующей архилоховой сатире. Этот Артемон, вероятно, был его соперником в любви к прекрасной девушке, русой Еврипиле.

Особняком среди всех остальных стоит одно стихотворение Анакреонта, проникнутое грустной мыслью о близкой и неизбежной смерти. Написанное в певучем размере, краткое и выразительное, оно с полным правом может быть названо шедевром его поэзии:

«Сединой виски покрылись, голова вся побелела...»

Но и это стихотворение не так уж противоречит общему представлению о поэзии Анакреонта: так сожалеть об уходящей «сладкой» жизни мог лишь тот, кто беспредельно любил ее и умел ею наслаждаться.


1. Источник: Уроки литературы. 9 класс. Под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2013. – 319 с. (Академический школьный учебник). (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика