Главная |
|
|
А. И. Куприн в своём кабинете.
Гатчина. 1912 г.
Источник: Куприна К. А. Куприн – мой отец. – М.: Сов. Россия, 1971 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА |
|
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН
(1870 – 1938)
2 ЧАСА
7 класс[1] |
Урок 60. Рассказ А. И. Куприна «Куст сирени»
Урок 61. Урок внеклассного чтения по рассказам И. А. Бунина и А. И. Куприна
УРОК 60
Рассказ А. И. Куприна «Куст сирени»
Задачи: познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и творчества А. И. Куприна, текстом рассказа «Куст сирени»;
закрепить навык обнаружения форм проявления комического в литературном произведении.
Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; работа с текстом рассказа; беседа по вопросам учебника.
Термины: сюжет, анекдот, конфликт, комическая ситуация, ирония.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя
о жизни и творчестве А. И. Куприна,
реальной основе его произведений, а также о необычной ситуации, которая описана в рассказе «Куст сирени».
II. Устные сообщения учащихся
об увлечениях А. И. Куприна спортом, цирком, воздухоплаванием (отчёт о выполнении индивидуального задания) с демонстрацией
иллюстративного материала и чтением фрагментов из воспоминаний о писателе.
III. Чтение и анализ рассказа «Куст сирени»
с использованием вопросов и заданий 1—8 учебника.
IV. Обогащение представлений учащихся об иронии
как художественном приёме в литературных произведениях
может быть проведено по такому плану:
1. Определение понятия «ирония» в «Кратком словаре литературоведческих терминов» в учебнике:
Ирония (греч. eironeia — притворство) — иносказание, выражающее насмешку или лукавство.
2. Определения понятия «ирония» в «Словаре иностранных слов и выражений» (автор-составитель Е. С. Зенович):
И р о н и я — отрицание или осмеяние, притворно облекаемое в форму согласия или ободрения.
И р о н и я — стилистическая фигура: выражение насмешки или лукавства посредством иносказания, когда слово или высказывание
приобретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению.
И р о н и я — вид комического, когда смешное скрывается под маской серьёзного.
3. Самостоятельная работа учащихся
с текстом рассказа «Куст сирени», выявление форм комического и приёма иронии в литературном произведении.
Записи в тетради примеров из текста,
словосочетаний и высказываний, которые
а) сразу воспринимаются как ирония,
б) воспринимаются как ирония в контексте последующих событий.
Например:
— «...произошло очень большое несчастье»;
— «торжественно проваливался»;
— «Она бывала... памятной книжкой»;
— «безобразнейший педант... да ещё немец вдобавок»;
— «Знания — просто чудовищные».
4. Подведение итогов самостоятельной работы
(устные ответы учащихся на вопрос о формах проявления комического и использовании приёма иронии в рассказе).
V. Устные рассказы учащихся
о каком-нибудь неожиданно возникшем конфликте и его остроумном разрешении
с использованием личных наблюдений, сюжетов литературных произведений, кинофильмов, а также материалов,
помещённых в средствах массовой информации (индивидуальное задание 4 учебника).
Данный этап урока может быть проведён как письменная работа, сочинение-миниатюра на основе личных впечатлений или сюжета литературного произведения.
VI. Заключительное слово учителя
об особенностях сюжета, воссоздании в нём анекдотической ситуации и использовании приёма иронии в рассказе А. И. Куприна «Куст сирени».
Обращение к индивидуальному заданию 1 учебника поможет сделать вывод о том, что уже в названии рассказа
звучит ирония. Достаточно вспомнить, что во время посещения садовника героям рассказа на кустах сирени лишь «волей-неволей пришлось остановиться».
VII. Домашнее задание:
прочитать рассказы И. А. Бунина «Танька» и А. И. Куприна «Храбрые беглецы».
|
|
УРОК 61
Урок внеклассного чтения
по рассказам И. А. Бунина
и А. И. Куприна
Задачи: расширить круг чтения семиклассников, формировать их читательские интересы; развивать навык сопоставления сюжетов литературных произведений.
Основные виды деятельности: устные ответы на вопросы; отзывы о сочинении одноклассника; чтение фрагментов святочных рассказов.
Термин: заглавный образ.
Этапы урока
I. Вступительная беседа о задачах урока
внеклассного чтения, посвящённого рассказам И. А. Бунина и А. И. Куприна, писателей-современников, чьи произведения уже знакомы учащимся.
II. Чтение учителем
фрагментов незнакомых семиклассникам рассказов И. А. Бунина («Сны Чанга», «Лапти»)
и А. И. Куприна («Ю-ю», «Ольга Сур» и др.).
После чтения нескольких фрагментов учащимся предлагается определить, какие из них принадлежат И. А. Бунину, а какие — А. И. Куприну. В ходе обсуждения
выявляются те аргументы, которые могли стать основанием для определения автора: тематика, образы, сюжеты, особенности языка, авторская позиция.
Подвести итоги этого задания можно в финале урока, после анализа рассказов двух писателей-современников,
тематика и стилистика произведений которых заметно отличаются друг от друга.
III. Беседа
об особенностях сюжета, тематики, языка
и авторской позиции в рассказах И. А. Бунина «Лапти»
и А. И. Куприна «Храбрые беглецы».
Примерные вопросы:
1. В чём своеобразие сюжета рассказа? Какое основное событие изображено в нём?
2. Как вы определите тему этого рассказа? Как эта тема связана с тематикой других знакомых вам произведений этого писателя?
3. Чем авторские описания, характеристики персонажей, диалоги, особенности языка и интонаций напоминают вам о других
произведениях этого писателя?
IV. Заключительная беседа
об особенностях сюжета, тематики, языка и авторской позиции в рассказах И. А. Бунина и А. И. Куприна
(возвращение к тому заданию, которое учащиеся выполняли в начале урока, пытаясь определить, кому принадлежит тот или иной фрагмент).
Урок можно завершить рекомендацией для самостоятельного чтения произведений И. А. Бунина и А. И. Куприна.
V. Домашнее задание:
прочитать статью учебника о жизни и творчестве И. С. Шмелёва и его рассказ «Страх».
Следующие уроки: Урок 62. Особенности изображения реальных исторических событий
в рассказе И. С. Шмелёва «Страх» >>>
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|