Главная |
|
|
Портрет С. Я. Маршака
работы А. Яр-Кравченко. 1947 г. |
|
|
|
|
Обложка пьесы-сказки
С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» |
|
|
Иллюстрация В. Лебедева
к сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». 1952 г. |
|
|
|
|
|
|
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА |
|
МАРШАК САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ
(1887 – 1964)
2 ЧАСА
5 класс[1] |
Урок 76. Пьеса-сказка С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»
* Урок 77. Заглавный образ в пьесе-сказке[2]
УРОК 76
Пьеса-сказка С. Я. Маршака
«Двенадцать месяцев»
Задачи: обобщить знания пятиклассников о творчестве С. Я. Маршака; дать начальное представление о драматическом роде литературы, его особенностях.
Основные виды деятельности: чтение наизусть; чтение вступительной статьи; выразительное чтение фрагментов пьесы-сказки по ролям; ответы
на вопросы учебника; викторина.
Термины: драматическое произведение, монолог, диалог, афиша, ремарка, драматическая картина, явление, литературный род, эпос, лирика,
драма, жанр.
Этапы урока
I. Выразительное чтение наизусть
стихотворений С. Я. Маршака.
Данный этап урока подготовлен работой над поэтическими произведениями
С. Я. Маршака в начальной школе, основывается на знакомом учащимся материале, учитывает самостоятельную подготовку школьников к занятию.
II. Викторина
по поэтическим произведениям С. Я. Маршака.
1. Назовите героев стихотворного цикла
С. Я. Маршака «Детки в клетке»:
а) Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!
Разлинованы лошадки,
Словно школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.
(зебры)
б) У нас просторный водоём.
Мы с братом плаваем вдвоём.
Вода прохладна и свежа.
Её меняют сторожа.
Мы от стены плывём к стене
То на боку, то на спине.
Держись правее, дорогой,
Не задевай меня ногой!
(белые медведи)
в) Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!
(жираф)
2. Блиц-турнир:
Герою какого стихотворения в няньки приглашали утку, жабу, лошадь, свинку, курицу, щуку и кошку?
(Мышонку из «Сказки о глупом мышонке».)
Вспомните и назовите, что дама сдавала в багаж в одноимённом стихотворении С. Я. Маршака?
(Диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку.)
На какой улице жил человек рассеянный из стихотворения С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный»?
(На улице Бассейной.)
3. Назовите стихотворения поэта:
«Жёлтый, / Красный, / Голубой, / Не угнаться / За тобой!»
(«Мяч».)
«Жили в квартире / Сорок четыре, / Сорок четыре / Весёлых чижа…»
(«Весёлые чижи».)
«А это пшеница, / Которая в тёмном чулане хранится / В доме, / Который построил Джек»
(«Дом, который построил Джек».)
III. Чтение вступительной статьи
и ответы на вопрос 1 учебника,
а также вопросы на выявление первичного восприятия пьесы-сказки:
1. О чём рассказывается в сказке С. Я. Маршака?
2. Назовите запомнившихся вам героев сказки.
3. Кто из героев и почему вызвал у вас симпатию?
4. Какие герои, как вам показалось, заслужили наказание?
IV. Чтение комментария к сказке.
Учащимся можно предложить объяснить подзаголовки, с которыми выходила сказка-пьеса.
Пятиклассникам также сообщается, что сказка была создана как в традиционной эпической
форме, так и в драматической, предназначенной для театра. Попутно разграничиваются понятия «эпическое произведение» и «драматическое произведение».
Музыку для пьесы-сказки написал известный композитор Д. Д. Шостакович.
Дополнительные вопросы и задания:
1. Какие музыкальные эпизоды, по вашему мнению, можно выделить в пьесе?
2. Вспомните и нарисуйте словами один из эпизодов сказки.
3. Вопрос 6, помещённый в учебнике.
V. Рассмотрение жанровых особенностей произведения.
Учащиеся вспоминают черты литературной сказки как жанра.
Обсуждение жанрового своеобразия произведения строится на основе вопросов 1—3 учебника. Рассмотрение текста пьесы-сказки позволяет сделать некоторые первоначальные
выводы о своеобразии драматического рода литературы:
наличие афиши (списка действующих лиц),
диалогов и монологов (при отсутствии авторского повествования),
деление пьесы на действия, картины,
наличие кратких ремарок.
Обсуждение вопросов и заданий 4, 5 учебника поможет настроить на восприятие необычного текста, понять особенности выражения авторской
позиции в драматическом произведении.
VI. Чтение и анализ
фрагментов пьесы-сказки.
Словарная работа проводится при этом в процессе анализа, так как текст сказки уже знаком большинству пятиклассников, а затруднения могут вызвать
лишь отдельные слова и выражения: «играть в горелки», «амуниция», «играть туш», «шапка с
черной опушкой», «куцых зайцев сорок штук», «держава», «канцлер», «профессор», «прокурор», «гофмейстерина», «муфта».
Чтение и анализ диалога Падчерицы и Солдата
(картина первая):
1. Что каждый из героев делал в лесу?
2. О какой истории рассказывает Солдат девушке?
3. Как раскрывается характер Падчерицы в первой картине?
4. Какие наблюдения помогли вам сделать выводы об образе героини?
5. Какие особенности речи характеризуют Солдата и Падчерицу?
6. Что вы узнали о юной Королеве из разговора двух героев?
Чтение и анализ диалога Профессора и Королевы
(картина вторая):
1. Как раскрывается характер Королевы в разговоре с Профессором, в её поступках, отношении к окружающим?
2. Докажите, что Королева часто бывает не права.
3. Сопоставьте образы Падчерицы и Королевы. Чем можно объяснить разницу в их характере и поведении?
Чтение и анализ монолога Старухи о её отношении к Падчерице
(картина третья):
1. Проиллюстрируйте на примерах из текста, как мать и дочь относятся друг к другу и к Падчерице.
2. Перечитайте ремарки третьей картины. Объясните, как через ремарки раскрывается авторская оценка происходящего, психологическое состояние героев.
Дополнительные вопросы и задания:
1. Почему месяцы решили помочь Падчерице?
2. Как меняется в зависимости от ситуации поведении Старухи и её дочери? Докажите, что финал пьесы, в котором Старуха и её дочь превращены
в собак, закономерен.
3. Какие уроки получили герои сказки? Докажите, что каждому воздалось по его заслугам.
VII. Обобщение учебного материала и подведение итогов урока.
Следует остановиться на вопросе о значении творчества С. Я. Маршака для развития литературы для детей, отметить фольклорно-сказочные традиции
и поучительный смысл пьесы-сказки «Двенадцать месяцев», а также ещё раз обратить внимание учащихся на характерные приёмы создания художественных
образов в драматическом произведении — монологи и диалоги.
VIII. Домашнее задание:
выполнить задание 2 после вступительной статьи о С. Я. Маршаке.
Индивидуальные задания:
выполнить индивидуальные задания 1 и 3 учебника (по выбору учащихся).
|
|
УРОК 77*
Заглавный образ в пьесе-сказке
Задачи: закрепить представления пятиклассников о заглавном образе и средствах его создания на примере пьесы-сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»;
рассмотреть связь заглавного образа с другими образами в пьесе.
Основные виды деятельности: словесное рисование; характеристика заглавного образа; выразительное чтение по ролям; ответы на вопросы учебника.
Термины: заглавный образ.
Этапы урока
I. Проверка домашнего задания,
словесное представление учащимися одной из картин пьесы-сказки «Двенадцать месяцев» с описанием костюмов, декораций, расположения действующих лиц,
музыкального сопровождения.
II. Сообщение темы урока.
Постановка проблемного вопроса 2, помещенного в учебнике, поиск ответа на который станет основной задачей для учащихся на этом уроке.
Пятиклассникам предлагается проследить, как заглавный образ пьесы связан с ее содержанием, темой, основной идеей.
III. Выразительное чтение по ролям
диалогов пьесы и их анализ:
1) Действие первое, картина первая.
Фрагмент диалога Падчерицы и Солдата
(рассказ Солдата о Двенадцати месяцах, увиденных его дедом в канун Нового года).
С учащимися обсуждается вопрос о том, какую роль в пьесе играет упоминание героя о Двенадцати месяцах. Читатель (зритель) готовится
к предстоящим событиям, последующему действию, к тому, что в канун праздника возможно невозможное, о чем человек сохранит память как о чуде на всю жизнь.
2) Действие первое, картина первая.
Диалог Января и Декабря.
Внимание учащихся обращается на вступительную ремарку, предваряющую диалог месяцев, а также на средства создания образов Декабря и Января.
Можно начинать разговор и об особенностях заглавного образа в сказке. Это собирательный образ, объединяющий в себе двенадцать образов персонажей,
каждый из которых обладает своим голосом в пьесе.
Образы зимних месяцев создаются через ремарки и речевые характеристики (содержание разговора, интонации, отношение героев друг к другу).
Пятиклассники замечают также использование писателем приема олицетворения при создании этих образов (наделение героев такими чертами и качествами
характера людей, как человечность, способность понимать, трудолюбие).
3) Действие второе, картина первая.
Сцена встречи и разговора Падчерицы и Двенадцати месяцев.
Примерные вопросы для обсуждения:
1. Что мы узнаем от месяцев о девушке?
2. Как Падчерица ведет себя в лесу?
3. Почему месяцы симпатизируют героине?
4. Как раскрываются образы месяцев?
4) Действие четвёртое, картина первая.
Сцена разговора Января и гостей,
приехавших в лес за летними дарами к новогоднему столу.
Здесь важно обратить внимание на то, как в этом разговоре раскрывается мысль автора об ответственности человека за свои слова
(«Слово не воробей, вылетит — не поймаешь»), о возвращении не только отношения, дел, но и слов бумерангом к человеку
(Январь — Королева, Январь — Старуха, Январь — дочка Старухи).
5) Действие четвёртое, картина вторая.
Сцена на поляне у костра.
Здесь можно обсудить вопрос 2 учебника
о том, почему пьеса названа «Двенадцать месяцев».
Дополнительно предлагаются вопросы:
1. Какую символическую роль братья-месяцы играют в пьесе-сказке?
2. Что движет Мачехой, Дочкой и Королевой?
3. Почему колечко Апреля Падчерица не может променять ни на какие другие богатства?
4. Что помогает героине справляться с жизненными испытаниями и трудностями?
5. За что вознаграждена Падчерица?
6. В чем главная мысль пьесы и поучительность рассказанной писателем сказочной истории?
IV. Закрепление представлений учащихся
о системе образов в пьесе-сказке.
Обоснуйте следующие утверждения:
— Герои пьесы С. Я. Маршака, как и в народной сказке, традиционно делятся на положительных и отрицательных персонажей.
— В пьесе даны психологические характеристики героев, образы которых индивидуализированы, неповторимы.
— Противопоставление добра и зла в пьесе носит символический характер: идея добра и зла передается не напрямую, а через поступки персонажей.
V. Заключительное слово учителя
о заглавном образе в пьесе-сказке и о смысле ее названия.
VI. Домашнее задание:
придумайте или подберите загадку про один из месяцев (по сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»).
Следующие уроки: Урок 78. Практикум. Монолог и диалог как средства создания образа >>>
|
|
1. Источник: Уроки литературы. 5 класс;
под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение. ( вернуться)
2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только
на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. ( вернуться)
|
|
|
|
|
|
|
|