Главная |
|
|
Портрет В. И. Даля
работы В. Г. Перова. 1872 г. |
|
|
|
|
|
|
|
ФОЛЬКЛОР |
|
|
Урок 5. Фольклор и народная словесность. Русские пословицы и поговорки
Урок 6. Русские народные сказки «Царевна-лягушка», «Жена-доказчица», «Лиса и журавль»
* Урок 7. Творческая работа с использованием пословиц, поговорок или загадок[2]
УРОК 5
Фольклор и народная словесность.
Русские пословицы и поговорки
Задачи: обобщить знания учащихся о фольклоре и малых жанрах устного народного творчества; познакомить с русскими пословицами из собрания
В. И. Даля; закрепить навык различения пословиц и поговорок.
Основные виды деятельности: чтение вступительной главы; чтение русских пословиц; ответы на вопросы учебника; выполнение самостоятельной письменной работы.
Термины: фольклор, фольклористика, малые фольклорные жанры, пословица, поговорка, загадка, сравнение, рифма.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя
о фольклоре как одном из источников литературы,
о важности изучения произведений народной словесности для
более глубокого постижения своеобразия литературы как искусства слова и о
том, что на уроках по теме «Фольклор» часто речь будет идти о знакомых пятиклассникам произведениях, жанрах, приёмах, поэтому возрастает роль
самостоятельной работы и обобщающего повторения.
II. Проверка домашнего задания,
беседа по вопросам 1—4 учебника, направленная на закрепление материала вступительной статьи.
При ответе на вопросы о происхождении слова «фольклор», об отличиях произведений фольклора от произведений литературы и о фольклорных
жанрах пятиклассники могут обращаться к определениям, помещённым во вступительной статье и в «Кратком словаре литературоведческих терминов», и опираться на
собственный предшествующий читательский опыт, в том числе изученный в начальных классах учебный материал.
III. Чтение пословиц
из собрания В. И. Даля
и комментария к ним,
дополненного краткой информацией о жизни и творчестве В. И. Даля и о его главном труде — «Толковом словаре живого великорусского языка».
IV. Анализ образного строя
русских пословиц.
Работу могут направить вопросы 1—3 учебника, а также дополнительные вопросы и задания:
1. Какие образы преобладают в русских пословицах? Чем это можно объяснить?
2. Какие средства создания художественного образа используются в пословицах? Приведите примеры метафор, сравнений, повторов в пословицах, помещённых в учебнике.
3. В каких пословицах используются слова-антонимы? Что чему противопоставляется?
V. Письменная работа, закрепляющая навык
различения пословиц и поговорок.
При выполнении этой работы можно использовать задание 7 учебника, при необходимости дополнив его другими примерами.
VI. Анализ образного строя загадки.
Знакомый пятиклассникам по начальной школе учебный материал повторяется под новым углом зрения.
Особое внимание следует уделить образности, иносказательности и элементам словесной игры в загадках:
1. Докажите, используя примеры, что в загадках представлена художественная картина, яркая, живая, вызывающая эмоциональный отклик.
2. Какие художественные приёмы положены в основу загадки? В чём своеобразие сравнений в загадках?
3. Чем ещё напоминает загадка художественное, поэтическое произведение? Только ли яркими образами? С какой целью в загадках, как и в пословицах,
используется рифма?
4. Можете ли вы вспомнить фольклорные или литературные произведения, герои которых должны разгадать загадку?
VII. Подведение итогов,
заключительное слово об образности в малых фольклорных жанрах, особой роли словесной игры в загадках, а также об использовании пословиц,
поговорок, загадок и других малых фольклорных жанров в художественной литературе и нашем повседневном общении (подготовка к классной или домашней
письменной работе).
VIII. Домашнее задание:
1) прочитать сказки «Царевна-лягушка», «Жена-доказчица», «Лиса и журавль»;
2) ответить устно на вопросы 1—3, помещённые после каждой сказки.
Индивидуальные задания:
выполнить индивидуальные задания 2, 3 после вступительной статьи.
Следующие уроки: Урок 6. Русские народные сказки «Царевна-лягушка», «Жена-доказчица», «Лиса и журавль» >>>
|
|
УРОК 7*
Творческая работа с использованием
пословиц, поговорок или загадок
Задачи: закрепить знания пятиклассников о фольклоре; сформировать навыки составления плана письменной работы, включения в неё пословиц,
поговорок, загадок, работы с черновиком.
Основные виды деятельности: отчёты о выполнении индивидуальных заданий; составление плана письменной работы; самостоятельная работа с
черновым вариантом.
Термины: фольклор, фольклорные жанры, пословица, поговорка, загадка, сказка.
Этапы урока
I. Проверка домашнего задания,
отчёты пятиклассников о выполнении индивидуальных заданий 2 (после вступительной статьи) и 3, 4 (в конце раздела).
Устные сообщения о художниках и кинорежиссёрах, обращавшихся к сюжетам русских народных сказок, можно перенести на следующий урок,
первый урок по литературным сказкам.
II. Подготовка к письменной
творческой работе.
Записи в тетрадях вариантов
формулировки темы:
1. «Наш пострел везде поспел» (или другая пословица).
2. «Свалился как снег на голову» (или другая поговорка).
3. «Разноцветное коромысло над рекою повисло» (или другая загадка).
Составление примерного
плана работы:
I часть. Вступление.
Яркие, необычные, запоминающиеся образы и образные выражения в русских пословицах, поговорках, загадках.
II часть. Основная часть.
Рассказ об одной из жизненных ситуаций.
III часть. Заключение.
Уместное использование русских пословиц, поговорок, загадок в нашем повседневном общении.
Работа над примерным планом может быть дополнена индивидуальными советами и рекомендациями, а также представлением возможных речевых
конструкций для вступления или заключения.
III. Самостоятельная работа
над черновым вариантом, проверка черновика.
IV. Оформление чистового варианта
письменной творческой работы.
V. Домашнее задание:
1) прочитать сказку А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»;
2) ответить устно на вопросы 1—3 учебника.
Следующие уроки: Урок 8. Сказка А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» >>>
|
|
1. Источник: Уроки литературы. 5 класс;
под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение. ( вернуться)
2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только
на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. ( вернуться)
|
|
Русские пословицы из собрания В. И. Даля
Русь – Родина
Земля Русская вся под Богом.
Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
Русский терпелив до зачина.
На Руси не все караси – есть и ерши.
Новгород – отец, Киев – мать, Москва – сердце, Петербург – голова.
Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
Язык и речь
Лучше не договорить, чем переговорить.
Язык мой – враг мой.
Сказанное слово – серебряное, не сказанное – золотое.
На чужой роток не накинешь платок.
Живое слово дороже мёртвой буквы.
Хорошую речь хорошо и слушать.
Красно поле пшеном, а беседа умом.
Петь хорошо вместе, а говорить порознь.
Сказка и песня
Бедный песни поёт, а богатый только слушает.
Беседа дорогу коротает, а песня – работу.
Весело поётся, весело и прядётся.
Не всяк весел, кто поёт.
Не от радости и пташка в клетке поёт.
Петь бы ещё, да на животе тощо.
Пой песню тот, у кого голос хорош.
Первую песенку зардевшись поют.
Сказка – ложь, а песня – правда.
Сказка – складка, а песня – быль.
Сказка складом, песня ладом красна.
Соловья за песни кормят.
КОММЕНТАРИИ.
Пословицы подобраны из сборника «Пословицы русского народа», впервые опубликованного в 1861 – 1862 годах и составленного Владимиром Ивановичем Далем
(1801–1872), русским писателем и учёным, автором знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка», первое
издание которого вышло в 1863–1866 годах.
Учёный распределил все пословицы по разделам, соответствующим основным темам, например: «Бог – вера», «Добро – милость – зло», «Радость – горе», «Жизнь – смерть»,
«Русь – Родина», «Народ – язык», «Ученье – наука», «Праздник», «Растения – земледелие», «Смех – шутка – веселье». ( вернуться к уроку)
|
|
|
|
|
|
|
|