Урок 59. «Приключения Тома Сойера» М. Твена
Урок 60. Мир детства в повести
Урок 61. Урок внеклассного чтения по новелле О. Генри «Вождь краснокожих»
* Урок 62. Урок внеклассного чтения по произведениям о детях[2]
Урок 63. Рассказ А. П. Чехова «Мальчики»
* Урок 64. Резервный урок
УРОК 62*
Урок внеклассного чтения
по произведениям о детях
Задачи: развивать читательские интересы пятиклассников; формировать навыки составления устного рассказа о литературном персонаже.
Основные виды деятельности: участие в викторине; чтение фрагментов; беседа по вопросам; устные рассказы о литературных персонажах.
Термины: образ персонажа, заглавный образ.
Этапы урока
I. Вступительная беседа
о произведениях русской и зарубежной литературы о детях:
1. Почему особенно интересно читать произведения, посвящённые сверстникам? Можно ли извлечь из них уроки?
Вспомните слова А. С. Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». Только ли сказки преподносят «добрым молодцам урок»?
2. Какие произведения называют автобиографическими?
Как вы думаете, с какой целью писатели часто обращаются к фактам своей биографии в процессе создания литературных произведений?
II. Литературная викторина
по произведениям русских и зарубежных писателей
о детях и для детей.
Вопросы викторины, которая проводится по командам, готовят учащиеся.
Учитель может заготовить свои
вопросы для всех команд, например:
1. Приведите примеры названий литературных произведений о детях и для детей, в которых присутствует слово «приключение».
(«Приключения Оливера Твиста» Ч. Диккенса,
«Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна» М. Твена,
«Приключения принца Флоризеля» Р. Л. Стивенсона,
«Приключения доисторического мальчика» Э. д`Эрвильи,
«Приключения барона Мюнхгаузена» Р. Э. Распе,
«Приключения Калле-сыщика» А. Линдгрен,
«Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Н. Толстого,
«Приключения Алисы» К. Булычёва,
«Приключения капитана Врунгеля» А. С. Некрасова,
«Приключения Петрова и Васечкина» В. М. Аленикова,
«Приключения Электроника» Е. С. Велтистова и др.)
2. Каким героям произведений детской литературы поставлены памятники? Приведите как можно больше примеров. Где поставлены эти памятники?
(Русалочка (Копенгаген, Дания),
Том Сойер и Гекльберри Финн (Ганнибал, США),
бременские музыканты (Бремен, Германия),
Пиноккио (селение Коллоди, Италия),
барон Мюнхгаузен (Москва, Россия),
Муму (Санкт-Петербург, Россия),
Белый Бим Чёрное Ухо (Воронеж, Россия),
Мальчиш-Кибальчиш (Москва, Россия) и др.)
III. Устные рассказы
о литературных персонажах,
с использованием иллюстраций к произведениям и чтением фрагментов
(описаний портрета, поступков героя и его высказываний).
Этот этап урока может рассматриваться и как представление взаимных рекомендаций литературных произведений
для самостоятельного чтения, поэтому одной из главных задач учащихся становится стремление заинтересовать одноклассников своим рассказом.
Показатель такой заинтересованности — вопросы, которые учащиеся могут задать рассказчику.
IV. Подведение итогов урока,
оценка работы команд и отдельных учащихся.
V. Домашнее задание:
1) прочитать статью об А. П. Чехове и рассказ «Мальчики»;
2) познакомиться с комментариями к рассказу.
Следующие уроки: Урок 63. Рассказ А. П. Чехова «Мальчики» >>>
|