Урок 101. И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе
Урок 102. И. С. Тургенев — создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети»
Урок 103. Духовный конфликт поколений и мировоззрений в романе «Отцы и дети»
Урок 104. «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»
Урок 105. Любовь в романе «Отцы и дети»
Урок 106. Анализ эпизода «Смерть Базарова»
Уроки 107-108*. Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети»[2]
УРОК 107-108*
Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети».
Подготовка к домашнему сочинению.
Двойственное отношение Тургенева к главному герою романа навлекло на писателя упреки современников. Бранили и Базарова.
Заключительный урок можно провести в форме диспута.
Группа 1
представляет взгляд самого писателя,
который сумел верно почувствовать нарождающийся новый тип героя, но не встал на его сторону.
Группа анализирует высказывания самого Тургенева и делает вывод о его отношении к Базарову:
— «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю я его или ненавижу!»
— «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса».
— «Выпущенным мною словом „нигилист“ воспользовались тогда многие, которые ждали только случая, предлога, чтобы остановить движение, овладевшее
русским обществом... Когда я вернулся в Петербург, в самый день известных пожаров Апраксинского двора, слово „нигилист“ уже было подхвачено тысячами голосов,
и первое восклицание, вырвавшееся из уст первого знакомого, встреченного мною на Невском, было: „Посмотрите, что ваши нигилисты делают! Жгут Петербург!“»
— «...Я не имел права давать нашей реакционной сволочи возможность ухватиться за кличку — за имя; писатель во мне должен был принести эту жертву гражданину».
— «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на погибель потому,
что она все-таки стоит еще в преддверии будущего, — мне мечтался какой-то странный pendant Пугачеву».
Вывод.
Тургенев показывает Базарова противоречиво, но он не стремится развенчать его, уничтожить.
Группа 2
рассматривает позицию М. Н. Каткова,
редактора журнала «Русский вестник» (статьи «Роман Тургенева и его критики», «О нашем нигилизме (по поводу романа Тургенева)»).
— «Как не стыдно было Тургеневу спустить флаг перед радикалом и отдать ему честь, как перед заслуженным воином» (из рассказа П. В. Анненкова о реакции
Каткова).
— «Если не в апофеоз возведен Базаров, то нельзя не сознаться, что он как-то случайно попал на очень высокий пьедестал. Он действительно подавляет
все окружающее. Все перед ним или ветошь, или слабо и зелено. Такого ли впечатления нужно было желать?» (из письма Каткова Тургеневу).
Вывод.
Катков отрицает нигилизм, считая его болезнью, с которой нужно бороться, но отмечает, что Тургенев ставит Базарова выше всех.
Группа 3
изучает взгляды Ф. М. Достоевского на роман Тургенева.
(Письмо Достоевского 1862 года.)
По мнению Достоевского, Базаров — «теоретик», находящийся в разладе
с жизнью, жертва своей сухой и отвлеченной теории. Это герой, близкий к Раскольникову. Не рассматривая теорию Базарова, Достоевский считает, что
всякая отвлеченная, рассудочная теория приносит человеку страдания. Теория разбивается о жизнь. Достоевский не говорит о причинах, порождающих эти
теории. Десятиклассники могут познакомиться и с фрагментами монографии К. И. Тюнькина «Базаров глазами Достоевского (1971).
Группа 4
освещает позицию М. А. Антоновича
(статьи «Асмодей нашего времени», «Промахи», «Лжереалисты»).
Это очень резкая позиция, отрицающая социальную значимость и художественную ценность романа. Критик пишет, что в романе «нет ни одного живого лица и
живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления, олицетворенные и названные собственными именами». Автор не расположен к молодому поколению,
«отцам он отдает полное предпочтение и всегда старается возвысить их за счет детей». Базаров, по мнению Антоновича, — «обжора, болтун, циник,
пьянчужка, хвастунишка, жалкая карикатура на молодежь, а весь роман — клевета на молодое поколение». Позицию Антоновича поддержала «Искра»
и некоторые сотрудники «Русского слова».
Группа 5
рассказывает о взгляде на роман поэта и сотрудника «Русского слова» Д. Д. Минаева,
анализирует его стихотворение «Отцы иль дети? Параллель...», подчеркивает иронию
Минаева по противостоянию «отцов» и «детей».
Группа 6
рассматривает роман в оценке Д. И. Писарева
(статьи «Базаров», «Нерешенный вопрос», «Прогулка по садам российской словесности», «Посмотрим!», «Новый тип»), который дает наиболее подробный анализ романа.
Он пишет: «Тургенев не любит беспощадного отрицания, и между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильною и внушает каждому читателю
невольное уважение. Тургенев склонен к идеализму, а между тем ни один из идеалистов, выведенных в его романе, не может сравниться с Базаровым ни по силе ума,
ни по силе характера».
Писарев объясняет положительный смысл главного героя, подчеркивает жизненную важность Базарова; анализирует его связи с другими героями, определяет
их отношение к лагерям «отцов» и «детей»; доказывает, что нигилизм получил свое начало именно на русской почве. Споры о романе продолжаются, потому что автор
следовал словам Боткина: «Не бойся раскрыть свою душу и стать перед читателем лицом к лицу».
Для подготовки рефератов можно порекомендовать учащимся познакомиться с оценками критиков, как современных Тургеневу (Н. Н. Страхов, А. И. Герцен),
так и литературоведов XX века (С. М. Петров, В. М. Маркович, А. И. Батюто, Г. А. Бялый, М. Еремин, П. Г. Пустовойт, Ю. Манн).
Итог уроков.
Однажды Тургенев сказал: «Одно лишь настоящее, могущественно выраженное характерами или талантами, становится неумирающим прошедшим». Незатихающие
споры вокруг романа — лучшее доказательство этих слов. Споры вызваны тем, что Базарова рассматривали как некую типичную фигуру, как схему,
оторванную от жизни, а не как человека со своими проблемами и переживаниями. Его пытались подогнать под время и ругали, если не помещался в отведенные ему рамки.
После изучения романа возможно домашнее сочинение или контрольная работа.
Следующие уроки: Урок 109-127. Лев Николаевич Толстой >>>
|