Главная |
|
|
Портрет И.С. Тургенева работы К.А. Горбунова. 1872. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
|
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
(1818 – 1883)
8 ЧАСОВ
10 класс[1] |
Урок 101. И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе
Урок 102. И. С. Тургенев — создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети»
Урок 103. Духовный конфликт поколений и мировоззрений в романе «Отцы и дети»
Урок 104. «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»
Урок 105. Любовь в романе «Отцы и дети»
Урок 106. Анализ эпизода «Смерть Базарова»
Уроки 107-108*. Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети»[2]
УРОК 103
«Я над всем, что сделано, ставлю „nihil“»[3]
Духовный конфликт поколений и мировоззрений
в романе «Отцы и дети».
Базаров — герой своего времени.
Задачи урока —
показать Базарова как тип, требуемый временем;
доказать, что герой романа — нигилист, подчиняющийся законам теории, — не выдержит испытание жизнью;
раскрыть две ипостаси Базарова: литературный тип и живой человек.
«И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером» — так писал Тургенев о своем герое.
Роман был написан в тот момент, когда в России обострилась борьба различных взглядов и течений. Тургенев, показывая противостояние либералов
и революционеров-демократов, не мог встать ни на одну из сторон. Ни те ни другие не имели однозначного авторского отношения.
Но Базарову уделено больше внимания, автору интересен этот герой, потому что это то новое, что пробует себя.
Вопросы и задания для беседы
1. В образе Базарова два аспекта: воинствующий демократ и нигилист. Анализируя II, III, IV, V главы романа, докажите его демократизм
(одежда, речь, внешность, поведение, отношение с дворовыми, круг чтения и пр.).
2. Почему невзлюбил Базарова Прокофьич? Аргументируйте свое мнение. Как относились к нему другие жители имения?
3. Как ведет себя Базаров во время пребывания в Марьине? Сравните его занятия с занятиями Аркадия (гл. X).
4. Как говорит Базаров о своем происхождении (гл. X, XXI)? Что мы узнаем о его жизненном пути, о его родителях? Как это помогает пониманию его образа?
5. Зачем Базаров «старательно» противопоставляет себя Павлу Петровичу, ведет себя вызывающе?
6. Нигилизм — nihil (лат.) — ничто — умственное течение, отрицающее общепринятые ценности, идеалы, моральные нормы, культуру. С одной стороны,
Тургенев не является сторонником нигилизма, поэтому его отношение к Базарову сложно и неоднозначно. С другой стороны, Базаров не очень «укладывается»
в рамки нигилизма, что тоже усиливает его сложность и противоречивость. Охарактеризуйте взгляды Базарова-нигилиста (гл. V, X). Что он отрицает?
Чем руководствуется в своем отрицании? Конкретны ли его взгляды?
7. Базаров занимается естественными науками. Как это связано с проблематикой романа?
8. Определите сильные и слабые стороны нигилизма. Где нигилизм Базарова терпит крах?
9. Как показаны отношения Базарова с народом? Проследите, как они меняются. Почему по-разному относятся к Евгению жители Марьина и жители имения отца?
10. Что вкладывает Тургенев в слово «нигилист»? (За границей так называли русских революционеров.)
11. Почему так противоречив герой? Какую роль в этих противоречиях играет позиция автора?
Итог урока.
Тургенев не смог однозначно отнестись к своему герою, поэтому образ Базарова противоречив. Явно отрицая нигилистические взгляды,
автор показывает его во многих сценах сильнее старшего поколения.
Сам Тургенев не мог определить своего отношения к Базарову: «...я сам не знаю ... люблю ли я его или ненавижу».
|
|
УРОК 104
«Меж ними все рождало споры...»[4]
«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети».
Сторонники и противники Базарова.
В самом названии романа выделены две силы: «отцы» и «дети». Это главная проблема романа, которая раскрывается в социальном и общечеловеческом плане.
Задачи урока —
рассмотреть оба аспекта проблемы «отцов» и «детей»
и определить, какой из двух для Тургенева важнее.
Вопросы и задания для обсуждения
1. Проанализируйте II и IV главы и определите, какую роль играет мотив рук в раскрытии темы «отцов» и «детей».
(У Базарова «обнаженная красная рука», которую он не сразу подал Николаю Петровичу; у Павла Петровича «красивая рука с длинными розовыми ногтями»,
которую он не только не подал Базарову, но спрятал обратно в карман. Петр «в качестве усовершенствованного слуги не подошел к ручке барича».
Прокофьич «подошел к ручке к Аркадию».
Таким образом, рука — показатель противостояния Павла Петровича и Базарова, а конфликт «отцов» и «детей» существует даже в среде слуг.)
2. Докажите, что этот конфликт достигает своей вершины в X главе. Проследите, как развивается спор героев. В чем они правы и в чем не правы?
(Они спорят о значении дворянства, о нигилизме, о русском народе, об искусстве, о власти.)
Итоги спора о «принсипах»:
Итоги спора о «принсипах» |
|
|
Базаров прав:
Надо делать дело. Надо проверять любую истину |
Павел Петрович прав:
Нужна связь во времени, т. е. преемственность |
Базаров не прав:
В отношении к прошлому: в принципах объяснения жизни через отрицание любви, природы, красоты, мечты
(любовь — физиология, природа — мастерская, красота — польза, мечта — гниль) |
Павел Петрович не прав:
В отрицании необходимости проверки жизни; в абсолютизации ряда истин; в постановке принципов во главу угла |
|
3. Нашли ли герои истину? Хотели ли они ее найти или просто выясняли отношения? Старались ли они понять друг друга?
(Позиции Базарова и Кирсанова — крайности. Им не хватило: одному — чувства почтения «сына», другому — любви и понимания «отца». Они не искали истину,
а просто выясняли отношения. Они не сумели отнестись друг к другу как отцы и дети. Начиная с ХIII главы автор снимает внешнее противостояние, антитеза
переходит внутрь. Но все чаще герои оказываются в похожих ситуациях: невоплощенная любовь, история с Фенечкой.)
4. Проследите по тексту II, III, VI, VII, IX, X, XXV, XXVI, XXVIII глав, как меняется отношение Аркадия к нигилизму. Найдите авторское отношение
к нигилизму Базарова (гл. XI). О чем говорят слова Писарева: «Аркадий... хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые
решительно не могут с ним срастись. Он — сам по себе, а идеи — сами по себе, болтаются как сюртук взрослого человека, надетый на десятилетнего ребенка»?
(Увлечение Аркадия нигилизмом — это дань моде, времени. Он подражает Базарову, что вызывает иронию автора.)
5. Анализируя лексику XII и XIII глав, покажите авторское отношение к героям, которые считают себя учениками Базарова. Почему они изображены
карикатурно? Какова их композиционная роль в романе?
(Кукшина и Ситников нужны как фон, на котором раскрывается образ Базарова. Карикатурность, неестественность мнимых нигилистов оттеняют силу и мощь Базарова.)
6. Охарактеризуйте взаимоотношения Базарова с родителями. Какова идейно-композиционная роль образов стариков Базаровых для понимания характера
главного героя?
(У Базарова нет близости с родителями, хотя он их любит и жалеет. Герой сознательно отказывается от семейных традиций, преемственности поколений,
отрицает авторитеты, считает, что сам себя воспитал. Это герой времени, без прошлого и, как ни печально, без будущего.)
7. Охарактеризуйте взаимоотношения в семье Кирсановых. Какова композиционная роль образов Кирсановых для понимания личности Базарова?
(Павел Петрович уважает традиции, но отказывается от изменений в жизни. Это герой без будущего, у него все в прошлом. Он, как и Базаров, самолюбив,
не поддается влиянию, одинок. Оба героя нежизненны. Тургенев не случайно связал в заглавии «отцов» и «детей» соединительным союзом. Должно быть так: и
отцы, и дети. Жизненными остаются Аркадий и Николай Петрович, потому что один стремится забрать все лучшее от «отцов», а другой постоянно держит в памяти
прошлое и пытается понять будущее. Эти герои создают семьи, т. е. продолжают род, имеют будущее.)
Итог урока.
В раскрытии социального аспекта конфликта романа Базаров остается один, один и Павел Петрович, так как Николай Петрович в спор почти не вступает.
Если говорить об общечеловеческом, семейном значении заглавия, то в системе образов обнаруживается противостояние семьи Кирсановых и семьи Базаровых.
Первая продолжает жить, а вторая постепенно уходит.
Дети — это будущее, но только в том случае, если они усваивают традиции прошлого. Для Тургенева важнее семейные отношения, построенные по законам понимания,
уважения. Только в семье передаются традиции из поколения в поколение. Человек, лишенный этого, не способен понять других.
Базаров и Павел Петрович одиноки, а Аркадий и Николай Петрович близки друг другу, у них семьи, их жизнь продолжается.
Следующие уроки: Урок 105. Любовь в романе «Отцы и дети» >>>
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|