Творчество А. С. Пушкина
УРОКИ 17—18
«Нет, весь я не умру...» [2]
Философская лирика Пушкина.
Тема жизни и смерти.
«Брожу ли я вдоль улиц шумных...»,
«Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»),
«Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит...»,
«...Вновь я посетил...», «Отцы пустынники и жены непорочны...»
На уроке учащиеся будут выявлять поэтические смыслы шедевров философской лирики Пушкина, размышлять о вечных проблемах бытия и,
прежде всего, о проблеме жизни и смерти.
Тема смерти появляется уже в ранней лирике поэта. Но в юношеских стихотворениях смерть поэта не страшит. В стихах 1830-х гг. он уже не хочет умирать,
ведь смерть лишает человека многих радостей бытия и, прежде всего, радости творчества. Но тема жизни звучит в зрелой лирике Пушкина гораздо трагичнее
и обреченнее.
Предвосхищая свою безвременную кончину, Пушкин в стихотворении «Андре Шенье» (1830) восклицает:
Я скоро весь умру. Но тень мою любя,
Храните рукопись, о други, для себя!
Когда гроза пройдет, толпою суеверной
Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный,
И, долго слушая, скажите: это он;
Вот речь его. А я, забыв могильный сон,
Взойду невидимо и сяду между вами,
И сам заслушаюсь...
Пушкин уверен, что от забвения человеческую личность сохраняют только нерукотворные памятники. Философскими размышлениями о скоротечности
человеческой жизни, преемственности поколений и вечности природы наполнено
стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных...».
Вопросы и задания к стихотворению
«Брожу ли я вдоль улиц шумных...»
1. О чем размышляет поэт в стихотворении? Какое чувство является в стихотворении доминантным?
2. Почему он занят своими думами о скоротечности жизни и бродя «вдоль улиц шумных», и в компании «юношей безумных», и «в многолюдном храме»?
3. На какие композиционные части можно разделить стихотворение? С каким настроением следует читать каждую часть?
4. Найдите эмоциональную кульминацию текста. Обоснуйте свое мнение.
5. Как реализуется в стихотворении тема вечной жизни природы? Какой смысл приобретают здесь образы-символы?
6. Каково отношение поэта к молодому поколению? Почему он мечтал быть похороненным «ближе к милому пределу»? В чем философский смысл
преемственности поколений?
7. Как решается тема вечности природы и скоротечности человеческой жизни в финале стихотворения?
Элегическим восприятием жизни и ее подчинением непреодолимым законам времени проникнуто
стихотворение «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), написанное в Болдинскую осень.
В нем поэт подводит итоги прожитой жизни, воспевает мужественное отношение к жизненным страданиям, которое облегчает трагизм человеческого бытия.
Вопросы и задания
к стихотворению «Элегия»
1. Каковы композиционные особенности стихотворения? В каких отношениях находятся его части?
2. Какой смысл тексту придает парная его рифмовка?
3. Каким чувством окрашены воспоминания поэта о юности? Чем объясняется печаль его воспоминаний?
4. Почему желание «мыслить и страдать» является жизненным стимулом для лирического «я»?
5. Какие жизненные события он считает для себя наслажденьями? Почему? Как это связано с биографией Пушкина периода Болдинской осени?
6. Как лексика и синтаксис стихотворения помогают сделать эмоции отдельного человека всеобщими, воспринять человеческую жизнь в «бытийном» аспекте?
Еще одним посланием, итожащим жизненный и творческий путь поэта, становится стихотворение «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит...».
Лирический герой стихотворения всю жизнь искал душевного покоя и творческого уединения, но ни в обществе, ни в свете его не нашел. Он принимает
неумолимый бег времени и понимает скоротечность жизни. Поэтому остаток дней своих он мечтает провести в уединении, убежав «в обитель дальнюю трудов и чистых нег».
Вопросы и задания
к стихотворению «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит...»
1. Докажите, что в первой строфе стихотворения преобладают лексика и синтаксические конструкции, характерные для разговорной речи.
2. Какие отношения связывают лирического героя с его воображаемым собеседником (собеседницей)?
3. Выявите особенности торжественного, книжного стиля второй строфы. Почему так меняются поэтические интонации текста?
4. Зачем лирическому «я» нужен «побег в обитель дальнюю»?
5. Какие ценности жизни он может там приобрести?
Летом 1835 г. он смог уехать в Михайловское, где отбывал свою ссылку почти 10 лет назад. Эта встреча с прошлым породила стихотворение
«...Вновь я посетил...», в котором поэт опять рассуждает о времени и о себе.
Вопросы и задания
к стихотворению «...Вновь я посетил...»
1. В чем, по Пушкину, заключается «общий закон» жизни?
2. Какие картины природы рисует поэт? В чем их очарование? Почему их в стихотворении так много? Как они связаны с обликом лирического «я»?
3. Проанализируйте ключевые образы стихотворения: домик, холм, озеро, мельница, дорога, три сосны; младая роща, мой внук, я. Какая связь есть между ними?
4. Как соотнесены в стихотворении картины минувшего и настоящего?
5. Как в стихотворении создается образ времени и образ памяти?
6. Как поэт решает проблему преемственности поколений?
7. Какой смысл придает тексту нерифмованный, белый стих?
8. Какой смысл выявляется при исследовании в тексте стихотворных переносов?
9. Проанализируйте поэтическую лексику и синтаксис стихотворения. Докажите, что они придают тексту философское звучание.
10. Индивидуальное задание.
Найдите и прокомментируйте реалии стихотворения, связанные с жизнью Пушкина в Михайловском.
Вечным проблемам бытия, проблеме поиска смысла жизни и предназначения человека посвящено и стихотворение «Отцы-пустынники и жены непорочны...»,
относящееся к «каменноостровскому» циклу.
Стихотворение представляет собой поэтическое переложение великопостной молитвы Ефрема Сирина, которая, по обычаю, повторяется в храмах в
течение всего Великого поста, кроме субботы и воскресенья.
Вопросы и задания
к стихотворению «Отцы-пустынники и жены непорочны...»
1. На какие смысловые части можно разделить это стихотворение?
2. Как композиционно связаны три части стихотворения: вступление, отношение поэта к великопостной молитве, поэтическое переложение молитвы?
3. Каким настроением проникнута каждая часть? С какими интонациями их следует читать?
4. С какой целью, по мнению автора, сложено «множество торжественных молитв»? Как понять слова «сердцем возлетать во области заочны»?
5. От каких грехов, по мнению автора, охраняет великопостная молитва? Почему любоначалие названо автором «змеей сокрытой»? Какие добродетели
провозглашает поэт? Как здесь использован прием градации?
6. Какие свойства души, по Пушкину, следует преодолевать, а какие — приобретать? Почему?
7. Сопоставьте стихотворение с каноническим текстом великопостной молитвы:
«Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния,
любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю! Даруй ми зреть
моя прегрешения. И не осуждати брата моего. Яко благословен еси во веки веков. Аминь»[3].
Какие изменения внесены Пушкиным? Каков их поэтический смысл?
8. Дайте к стихотворению лексический и историко-культурный комментарий.
9. Индивидуальное задание.
Сопоставьте стихотворение Пушкина с поэтическим переложением молитвы И. Великопольским. В чем преимущества пушкинского текста?
Господь жизневластитель,
Будь грешника хранитель
И немощному друг!
Да праздности недуг
С томящею печалью
Меня не отягчит,
И зов к любоначалью
Души не совратит.
Да ввек непраздно слово
Пребудет лишь готово
На истину одну!
Страстей всех тишину
Любовью и терпеньем
Дай грешнику, молю.
Ей, Господи, Царю!
Дай зреть мне прегрешенье!
Дел братних осужденье
От уст моих отринь!
Да, сердца в умиленьи
На мне Отца Святынь
Узрю благословенье
Во век веков! Аминь.
Итог уроков.
Лирические размышления Пушкина о смысле жизни и предназначении человека отражают его понимание вечных, непреложных ценностей бытия. По мысли поэта,
смерть является для человека естественным итогом физической жизни. Но результат его пребывания на земле измеряется тем, что он успел сделать,
какой нерукотворный памятник останется после.
Философская лирика Пушкина наполнена размышлениями о жизни: скоротечности человеческого существования, преемственности поколений, вечности
природы и неумолимом беге времени. Поэт считает абсолютными ценностями семью, дом, продолжение рода, природу, творчество, а главными наслажденьями
— любовь и искусство. Он принимает жизнь со всеми треволнениями и абсолютизирует ее гармонию и божественный порядок, призывая мужественно
относиться к жизненным страданиям, что облегчает трагизм человеческого бытия. Он уверен, что для творчества необходимы душевный покой и уединение,
хотя бы временный переход от конкретного, бытового к общему, бытийному.
Поэтому неосуществленной мечтой остается его стремление убежать «в обитель дальнюю трудов и чистых нег». Размышления о времени и о себе,
раздумья о нравственном самосовершенствовании, о воспитании души и стойкости сердца становятся главным содержанием лирики поэта в последний период его жизни.
|
УРОК 19*
«Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове „дорога“!» [4]
Тема дороги в лирике Пушкина и ее философский смысл.
«Зимняя дорога», «В поле чистом серебрится...»,
«Дорожные жалобы», «Телега жизни».
Урок внеклассного чтения можно организовать в форме практикума.
Каждая группа учащихся получает тексты одного из стихотворений Пушкина на тему дороги, проводит его самостоятельный анализ с помощью вопросов
учителя и сообщает классу о результатах своих наблюдений.
В урок может быть включено сообщение заранее подготовленного ученика, который расскажет о результатах исследования
стихотворения Пушкина «Странник» (см. подробнее).
Группа 1.
«Зимняя дорога».
1. Какое настроение вызывает это стихотворение? Меняется ли оно по ходу текста?
2. Какие образы и картины вам представились? С помощью каких художественных средств они создаются?
3. Попытайтесь проследить особенности поэтической формы стихотворения на фонетическом, лексическом, синтаксическом, композиционном уровнях. Приведите примеры.
4. Каков ритмический рисунок текста? Почему ритм замедленный? Какую картину рисует обилие гласных звуков?
5. Какими красками, звуками наполнен текст? Как это помогает понять настроение?
6. Каково движение в поэтическом пространстве текста? В чем смысл кольцевой композиции: «пробирается луна» — «отуманен лунный лик»?
Группа 2.
«В поле чистом серебрится...».
1. Каково настроение стихотворения?
2. Почему 1, 2, 3-я строфы начинаются одинаково? С какими интонациями можно прочитать слово «пой» в каждой строфе?
3. Какими звуками, красками наполнен текст? Как они помогают понять его смысл?
4. Какие фольклорные мотивы вы заметили? Какие образы и картины показались вам наиболее яркими, интересными?
5. Какими вы представляете ямщика и лирического героя? Докажите свое мнение текстом. О чем думает и что чувствует лирический герой?
6. Какой смысл придает тексту открытый финал?
7. Имеет ли смысл необычное графическое оформление текста?
Группа 3.
«Дорожные жалобы».
1. Какое настроение является в стихотворении ведущим? Меняется ли оно?
2. Сколько частей в этом тексте? Какова интонация каждой части?
3. Какие картины дорожной жизни рисует поэт? Каково авторское отношение к дорожным проблемам?
4. Как в художественной структуре текста (существительные, глаголы, местоимения, союзы, синтаксис и т. п.) прослеживается мотив движения?
5. О чем мечтает лирический герой? Осуществимы ли его мечты?
6. Каков поэтический смысл последнего стиха?
Группа 4.
«Телега жизни».
1. Какой подтекст приобретает тема дороги в этом стихотворении?
2. Почему стихотворение так называется? О какой телеге идет речь?
3. Кто везет путника в телеге жизни? Каков образ времени в стихотворении? Почему он появляется в первой и последней строфах?
4. Как композиция стихотворения связана с его философским смыслом?
5. Каким видится лирическому герою жизненный путь? А вам? Согласны ли вы с авторскими оценками каждого периода жизни?
6. Выявите особенности поэтической формы стихотворения. Каков их поэтический смысл?
7. Как автору удается создать картину непрерывного движения времени, неподвластного воле человека?
8. Индивидуальное задание.
Как тема дороги отразилась в стихотворении Пушкина «Странник»? Какое переносное и символическое значение приобретает в нем мотив пути?
Итог урока.
Тема дороги в лирике Пушкина приобретает философский смысл. Она понимается поэтом в контексте вечного движения жизни, гармонии
и круговорота бытия, необратимого бега времени.
Дороги в поэзии Пушкина связаны и с темой творчества. Ведь для поэта жизнь — это движение, а
жизненные дороги — это время и место для размышлений, впечатлений и создания новых произведений.
Следующие уроки: Урок 20. Петербургская повесть Пушкина «Медный всадник» >>>
|