УРОК 73*[2]
«...Если влияние Ибсена распространилось далеко за пределы его родины,
то это значит, что в его произведениях были такие черты, которые соответствовали настроению
читающей публики современного цивилизованного мира»[3]
Генрик Ибсен. «Кукольный дом».
Социально-нравственные проблемы пьесы.
Истинное и ложное в драме. Особенности конфликта.
Драматурга Генрика Ибсена вряд ли можно считать только норвежским. Родившись в один год с Л. Н. Толстым, он писал о том, что волновало лучшие
умы Европы во второй половине XIX в.
Урок внеклассного чтения по пьесе «Кукольный дом», имеющей и другое название — «Нора», по имени главной героини произведения, можно начать с небольшого
рассказа учителя о писателе и сообщений заранее подготовленных учащихся.
Рассказ о драматурге можно начать с высказывания Г. В. Плеханова, которое вынесено в эпиграф. По мнению этого политического деятеля и критика,
«отличительную черту Ибсена как художника» представлял «вкус к идеям», т. е. нравственное беспокойство, интерес к вопросам совести, потребность
взглянуть на все явления повседневной жизни с одной общей точки зрения.
Основные положения рассказа учителя
1. Детство и юность.
Генрик Ибсен родился в небольшом норвежском городке Шиене. Из его автобиографии мы узнаем, что родной «дом стоял как раз напротив фасада церкви
с высокой папертью и внушительной колокольней. Направо от церкви возвышался позорный столб, а налево — дом, в котором помещались: зала городского совета,
арестантские камеры и палаты умалишенных. Четвертую же сторону площади занимали гимназия и городская школа. Самая церковь стояла посредине открытой площади.
Таков был первый вид на мир, открывшийся моим глазам»[4].
Детство и юность писателя прошли в бедности. Отец Ибсена разорился, когда мальчику было всего 8 лет. В 15 лет он перебирается из родного Шиена
в еще более захолустный городок Гримстад, где работает учеником аптекаря и мечтает о славе поэта. Его первые стихи написаны под впечатлением революции
в Венгрии в 1848 г. и носят название «Мадьярам».
2. Начало творчества.
В Гримстаде начинается путь Ибсена-драматурга. Он пишет драму «Катилина», в центре которой изображение древнеримского героя, казавшегося Ибсену
борцом и гражданином. Уже в первой драме проявились интерес драматурга к общественным проблемам, стремление вскрыть противоречия действительности.
В 1850 г. Ибсен переезжает в столицу Норвегии и, работая в газете, сближается с демократическим рабочим движением. Движение было подавлено, и Ибсену
чудом удается избежать ареста. В 1851 г. писатель переезжает в Берген, где становится театральным режиссером и ставит Шекспира, Скриба, Дюма.
В собственном творчестве Ибсен начинает как романтик. Он изучает скандинавские саги, создает исторические драмы, самая совершенная из которых
«Борьба за престол».
3. В Европе.
В середине 1860-х гг. намечается кризис в мировоззрении Ибсена, рожденный непризнанием его произведений на родине, разочарованием в режиссерской работе
и вообще в политической жизни страны. Писатель пытается более детально осмыслить мир и роль в нем художника. В 1864 г. он уезжает в Европу. Теперь его
более интересуют проблемы современности. Он пишет драматическую поэму «Бранд» (1864), которая приносит писателю признание.
Но Ибсена интересуют состояние души его современников, ее нравственные основы, проблемы национального характера. Так появляется крупнейшее произведение
писателя — философская драматическая поэма «Пер Гюнт». (Сообщение ученика о сюжете и проблематике произведения.)
Для создания эмоционального настроя можно прослушать в классе фрагменты из музыки Э. Грига к «Пер Гюнту».
4. Рождение новой драмы.
В 1879 г. был написан «Кукольный дом». Этот год в истории литературы считают годом рождения новой европейской драмы — драмы психологической и социальной.
Ее основные черты:
— это драма сильных характеров и больших идей;
— в основе сюжета лежит спор об основных проблемах современности;
— аналитический характер конфликта драмы: в ней основной интерес представляет не то, что происходит на глазах зрителей, а отношение героев
к своему прошлому, его переоценка и анализ настоящего, являющегося следствием этого прошлого;
— в драме отсутствуют реплики в сторону, так как их не существует в действительности;
— основа драматического действия — подтекст, который прячется за совершенно незначительными словами.
5. Ибсен — создатель реалистической драмы.
Десятилетие (с 1881 по 1891 г.) ознаменовано в творчестве Ибсена созданием новых реалистических драм, в которых развиваются черты психологической драмы.
Ибсен пишет пьесы, вошедшие в число лучших произведений мировой драматургии. Это «Привидения» (1881), «Враг народа» (1882), «Дикая утка» (1884), «Росмерсхольм»
(1886) и др. (На уроке возможно сообщение учащегося о проблематике и поэтике одной из пьес.)
Ибсена волнуют отношения между людьми, основанные на буржуазном порядке. В «Привидениях» с глубоким психологическим мастерством драматург рассказывает
зрителю о пороках буржуазного брака и общества в целом, находящегося во власти денег. Во «Враге народа» Ибсен размышляет о необходимости воспитания нового
человека, который очистит от «заразы» источники общественной жизни.
Но в середине 1880-х гг. Ибсен разочаровывается в своих надеждах на исправление общества. Он уже не стремится действовать заодно с какой-либо политической
партией. Герои его пьесы «Дикая утка» — ничтожные люди с ничтожными интересами, скрываемыми за высокопарными речами. Им внушает отвращение созидательный труд,
а опостылевшую мещанскую жизнь они пытаются заменить игрой на чердаке, являющемся символом лжи и иллюзий. Пьеса глубоко пессимистична. В ней нет надежд на
пробуждение жалких людей. В то же время драматическое действие все соткано из символов и многозначительных деталей. Новым для Ибсена явилось и то, что он
исследует в пьесе духовную нищету, а не духовное богатство.
В аналитической драме «Росмерсхольм» Ибсен воплощает идеи свободы духа и перевоспитания людей. Его герой Росмер готов отказаться от личного спокойствия ради
служения народу, он побеждает человеконенавистнические, ницшеанские идеи Ребекки Вест. В пьесе проявляется характерное для Ибсена стремление к символике,
которая помогает раскрыть основные идеи автора. Так, белые кони-призраки становятся символом предрассудков и убеждений прошлого. Пьеса — образец психологического
мастерства Ибсена в драматургии второй половины 1880— 1890-х гг.
6. В конце жизни.
Ибсен вернулся на родину в 1891 г. драматургом с европейской славой. В его последней драме «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» рассказывается о
драматическом эпилоге жизни талантливого скульптора Рубека и его подруги Ирэны, потерявшей рассудок. В пьесе, отличающейся тонкой символикой, психологизмом
и статичностью, проявляются черты символизма, но современная проблематика, связь характеров героев с действительностью сближают драму с реалистическими
произведениями.
В 1898 г. на родине драматурга торжественно отметили его семидесятилетие. В 1906 г. тяжелая болезнь привела его к смерти. Высоко ценивший драматургию
Ибсена А. Блок писал: «Творения Ибсена для нас не книга, или если и книга, то — великая книга жизни. И раз мы с Ибсеном — тем самым мы со всем современным
человечеством. Раз мы с Ибсеном — мы на борту корабля, который борется с волнами в открытом море, мы слушаем немолчный голос великого прибоя».
В центре урока — обсуждение пьесы «Кукольный дом», прочитанной учащимися самостоятельно, и выявление в ней общечеловеческой проблематики. Кроме
того, важным станет и выявление новаторской драматургической манеры писателя, которая будет близка и пьесам Чехова.
Вопросы для выявления читательского восприятия
1. Какие проблемы современной Ибсену жизни поднимаются в пьесе?
2. Как он пытается решить «женский вопрос»?
3. В чем особенности художественного времени пьесы? Что в ней произошло с героями до начала драматического действия?
Работа с текстом
может быть организована в группах, получивших опережающие задания.
Группа 1. Хельмер.
— Охарактеризуйте Хельмера. Что в нем привлекает, а что отталкивает?
— Инсценируйте или прочитайте по ролям диалог Хельмера и Норы в начале I действия со слов «Нора затворяет дверь в переднюю...» до слов «Звонок в передней».
Как Хельмер относится к Норе? Как в этом эпизоде проявляется сложная душевная жизнь Норы, которая вынуждена обманывать своего мужа?
— Дайте оценку отношению Хельмера к лживым людям. Можно ли считать ее абсолютной? Докажите, что муж Норы показан как реалистический герой, что в
нем переплетаются и положительные, и отрицательные черты.
Группа 2. Крогстад.
— Почему Крогстад пытается шантажировать Нору историей с фальшивым векселем?
— Он, по-вашему, злодей или человек, поставленный обстоятельствами жизни в сложное положение?
— Прочитайте диалог Крогстада и фру Линне из III действия с начала до слов «За всю мою жизнь я ни разу не был так неимоверно счастлив». Как меняется
Крогстад под влиянием фру Линне?
Группа 3. Нора.
— Вспомните, как Нора спасает своего мужа от тяжелой болезни. Почему то, что Нора считала подвигом самопожертвования, закон считает преступлением?
— Подберите из текста пьесы примеры, которые показывают сложное психологическое состояние Норы в ожидании ареста. Что при этом говорит она и другие герои?
Как она себя чувствует в сцене исполнения тарантеллы? Почему сама сцена пляски не показывается, а остается «за кадром»? Сделайте вывод о роли подтекста в
психологической драме.
— Прочитайте по ролям и проанализируйте сцену последнего объяснения Норы и Хельмера из III действия со слов Норы «Нам с тобой есть о чем поговорить...»
до конца пьесы. Почему Нору не устраивает ее положение в семье и в обществе?
Вопросы и задания для итоговой беседы
1. Докажите, что образ Хельмера помогает автору заострить проблему истинного и ложного в человеческих отношениях.
2. Что общего в образах Норы и Крогстада? Как эти образы помогают понять мораль общества, в котором они живут?
3. Почему, несмотря на второе письмо Крогстада, Нора все же уходит от мужа? Права ли она, оставляя детей?
4. Какова смысловая роль в пьесе образов фру Линне и доктора Ранка?
5. Какие вопросы о месте женщины в обществе поднимает Ибсен?
6. Какие характерные черты новой, социально-психологической драмы проявляются в «Кукольном доме»?
Итог урока.
Пьеса Ибсена «Кукольный дом» является новаторским произведением и по проблематике, и по способам ее воплощения. Важные вопросы современной автору жизни:
о влиянии общественной среды на человека, о положении женщины, о социальном неравенстве — переплетаются в драме с психологическим подтекстом.
Изображенная в пьесе узаконенная буржуазная мораль препятствует движению общества к лучшему будущему. Автор показывает ее губительное влияние на человека,
провозглашает необходимость уважения к человеческому достоинству.
Вместе с тем «Кукольный дом» — драма сильных характеров, которые закаляются благодаря жизненным обстоятельствам. Автор раскрывает потаенную душевную
жизнь персонажей, и особенно главной героини — Норы. Семейная драма становится социальной проблемой.
Ибсен предстает в пьесе драматургом-новатором, который изображает думающих и чувствующих героев, анализирующих свое прошлое. Он мастер изображения
психологических состояний, которые создаются с помощью подтекста, скрытого за незначительными репликами, что усиливает драматизм сценического действия.
Стилевая драматургическая манера Ибсена дала толчок к развитию социально-психологической драмы в XX в.
Следующие уроки: Урок 74. Иван Александрович Гончаров >>>
|