Главная |
|
|
Лесков Н. С.
Фото Н. Чеснокова.
СПБ. 1891-1893 гг. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
|
НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ ЛЕСКОВ
(1831 – 1895)
5 ЧАСОВ
10 класс[1] |
Урок 146. Н. С. Лесков. Жизнь и творчество. Личность и судьба писателя.
Урок 147. «Очарованный странник». Внешняя и духовная биография Ивана Флягина
* Урок 148. Поэтика названия сказа «Очарованный странник». Особенности жанра и композиции[2]
* Урок 149. Н. С. Лесков. «Тупейный художник». Самобытный характер и необычная судьба русского человека
* Урок 150. «Две Катерины» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза» и рассказу Н. С. Лескова «Леди Макбет
Мценского уезда»)
УРОК 146
«Пока мы живем и мир стоит, мы можем и должны всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе
и кругом себя»[3]
Н. С. Лесков. Жизнь и творчество.
Личность и судьба писателя.
Урок посвящается биографии Лескова и обзору его творчества.
Лекция учителя о личности и судьбе писателя
и сообщения подготовленных учеников о его главных произведениях подчеркнут, что, стремясь к изображению в литературе праведников,
писатель и сам обладал чертами праведника.
В предисловии к знаменитому циклу произведений под общим названием «Праведники» Лесков воспроизводит спор с Писемским, высказывая свой взгляд на литературу:
— По-вашему, небось, все надо хороших писать, — [якобы говорит Писемский], — а я, брат, что вижу, то и пишу, а вижу я одни гадости.
— Это у вас болезнь зрения.
— Может быть, но только что же мне делать, когда я ни в своей, ни в твоей душе ничего, кроме мерзости, не вижу.
Мною овладело от его слов лютое беспокойство. «Как, — думал я, — неужто в самом деле ни в моей, ни в его, ни в чьей иной русской душе не видать
ничего, кроме дряни? Неужто все доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей, — одна выдумка и вздор? Это не только
грустно, это страшно. Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живет
и в моей, и в твоей душе, мой читатель?
Мне это было и ужасно, и несносно, и пошел я искать праведных, пошел с обетом не успокаиваться, доколе не найду хотя бы то небольшое
число трех праведных, — без которых нет граду стояния. Куда я ни обращался, кого ни спрашивал, — все отвечали мне, что праведных людей не видывали,
потому что все люди грешные, а так кое-каких хороших людей и тот, и другой знавали. Я и стал это записывать. Праведны они, думаю себе, — или неправедны,
— все это надо собрать и потом разобрать, что тут возвышается над чертой простой нравственности и поэтому «свято Господу».
Тематика
индивидуальных сообщений учащихся
1. Карикатура на общественную жизнь России в романе «Некуда».
2. «Соборяне» как роман о праведниках и богатырях духа.
3. Любовь как критерий истины в повести «Несмертельный Голован».
4. «Удивительные и даже невероятные люди» в сказе «Левша» и
рассказе «Человек на часах» (с обобщением ранее изученного).
5. Тема праведничества в рассказе «Заячий ремиз».
Основные положения
лекции учителя
1. Незаурядность и сила личности родителей Лескова. Ранняя смерть отца.
2. Невозможность юного Лескова получить систематическое образование.
3. Трехлетняя служба в Орловской уголовной палате.
4. Служба в Казенной палате в Киеве. Путешествия по России на службе у Шкотта.
5. Переезд в Петербург. Нейтральная общественная позиция в борьбе консерваторов и революционеров-демократов в 1860-е гг. Разрыв с
революционерами-демократами. Невозможность участвовать в передовой русской печати.
6. Отъезд за границу. Полемические романы. (Сообщение учащегося о романе «Некуда».) Общественное одиночество Лескова.
7. Жесткая критика творчества Лескова в статье Писарева «Прогулка по садам российской словесности». Публикации лесковских произведений
в журнале «Отечественные записки».
(Сообщение учащегося о романе «Соборяне».)
8. Любовь в жизни Лескова. Глубокое чувство к Катерине Степановне Савицкой.
9. Формирование своего, особого литературного стиля. «Лесковский человек».
(Сообщение учащегося о повести «Несмертельный Голован».)
10. «Удивительные и даже невероятные люди» в творчестве Лескова.
(Сообщение о сказе «Левша» и рассказе «Человек на часах».)
11. Духовный кризис писателя в 1870-е гг. Разрыв с Катковым и журналом «Русский вестник». Вторая поездка за границу. Изменение
отношения к Церкви. Гнев духовенства и правительственной администрации. Сближение с Л. Толстым.
12. Сатирические тенденции в творчестве писателя в 1890-е гг.
(Сообщение учащегося о рассказе «Заячий ремиз».)
Вопросы и задания
для итоговой беседы
1. Как вы понимаете смысл слова «праведник»?
2. Возможно ли праведничество в наши дни?
3. Знаете ли вы людей, которых называют праведниками?
Итог урока.
Истиной жизни считал Лесков евангельскую «беззаботливость к себе». Его положительные герои уже потому праведники, что готовы прийти на помощь
другому человеку, сострадать ближнему. Лесковские герои незаметны, нетщеславны, «любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких
наград за него». Но стать праведником можно только в результате тяжелой душевной работы, духовного очищения, к которым всю жизнь стремился и
сам писатель, человек необычный, ни на кого не похожий. Такие акценты в изучении личности и судьбы Лескова и героев его произведений помогут
школьникам в восприятии характера Ивана Флягина из повести «Очарованный странник».
Следующие уроки: Урок 147. «Очарованный странник». Внешняя и духовная биография Ивана Флягина
>>>
|
|
|
|
|
Дом, в котором родился Н.С. Лесков.
Сельцо Горохово Орловского уезда Орловской губернии.
Акварель К. Шульца. 1887 |
|
|
Особняк Матавкина. Петербург, Фурштатская, 60 / Потемкинская, 9.
Здесь Лесков написал свои лучшие творения: "Соборяне", "Очарованный странник", "Запечатленный ангел", "Павлин".
См. подробнее: "Лесков в Петербурге". |
|
|
|
|
|
|
|