Повесть Н.С. Лескова «Очарованный странник». Литература-10
Литература
 
 Главная
 
 
Лесков Н. С.
Фото Н. Чеснокова.
СПБ. 1891-1893 гг.
 
Иллюстрация Н. Б. Розенфельда к повести Н. С. Лескова "Очарованный странник"
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ ЛЕСКОВ
(1831 – 1895)

5 ЧАСОВ

10 класс[1]


Урок 146. Н. С. Лесков. Жизнь и творчество. Личность и судьба писателя.

Урок 147. «Очарованный странник». Внешняя и духовная биография Ивана Флягина

* Урок 148. Поэтика названия сказа «Очарованный странник». Особенности жанра и композиции[2]

* Урок 149. Н. С. Лесков. «Тупейный художник». Самобытный характер и необычная судьба русского человека

* Урок 150. «Две Катерины» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза» и рассказу Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)


УРОК 147
«Русский человек со всем справится»[3]
«Очарованный странник».
Внешняя и духовная биография Ивана Флягина.


В центре урока изучение черт личности
главного героя повести Ивана Флягина, очарованного странника
,
разговор о котором следует организовать в соответствии с композиционными особенностями повести, ее сюжетом, внешней и духовной биографией главного героя.

Важно помочь ученикам заметить, что композиция произведения совпадает с динамикой образа Флягина и посвящена эволюции героя от рядового конэсера к «очарованности» и праведности.

Проблемный вопрос урока

— Прав ли философ В. В. Розанов, который утверждал: «Святая загадка праведной лестницы заключается в том, что высокие ступени одухотворения вообще не достигаются без некоторых „падений“, вечное оплакивание подлинными и удостоверенными „праведниками“ „грехов своих“ — не есть только присказка и не есть уничижение „паче гордости“, а есть плач о подлинных, настоящих грехах. Праведники наибольшие суть те, которые согрешили. Тогда их слово исполнится огнем правды, а сердце источается в любви к слабому, „братскому в грехе“».

Как эта мысль соотносится с характером главного героя повести «Очарованный странник» Ивана Флягина?

Для выяснения этого вопроса
можно на первом этапе предложить группам учащихся выделить ключевые эпизоды повествования и некоторые из них проанализировать.

Группа 1. Предсказание монахом судьбы Флягина (глава вторая).

Группа 2. История с кошкой и голубятами (глава третья).

Группа 3. В няньках на воспитании девочки (глава четвертая).

Группа 4. Поединок с Савакиреем «наперекором» (глава шестая).

Группа 5. Побег из татарского плена (глава девятая).

Группа 6. Служба у князя конэсером (глава десятая).

Группа 7. Цыганка Груша (глава тринадцатая).

Группа 8. Смерть Груши (глава восемнадцатая).

Группа 9. В рекрутах под именем Петра Сердюкова (глава девятнадцатая).

Группа 10. В монастыре: прозрение (глава двадцатая).

Примерный план
анализа эпизодов повести


1. Озаглавить фрагмент.
2. Выделить основные черты характера героя и подтвердить свои суждения текстом.
3. Определить духовно-нравственное состояние героя.
4. Выявить авторскую оценку образа.
5. Сделать выводы.

Учащимся можно предложить составить
цитатный план и подготовить рассказ
о «внешней» биографии Ивана Флягина
,
включающий в себя ключевые эпизоды его жизни:

1. «Моленный сын... сын обещанный».
2. «Заплакал я и пошел в разбойники».
3. «Взялся хранить дитя и берегу его».
4. «Я с Савакиреем сяду потягаться на мировую».
5. «Подщетинен я был после первого раза».
6. «Как разбежался, всю степь перебежал».
7. «Привезли меня в наш город, высекли в полиции и в свою губернию послали».
8. «Лучше служи ты у меня конэсером».
9. «Это называется магнетизм».
10. «Поет ее голос, точно колокол малиновый».
11. «Краса природы совершенство».
12. «Ударь меня раз ножом против сердца».
13.«Сдали меня там вместо сына в рекруты».
14. «Я своим послушанием очень доволен и живу в спокойствии».
15. «Мне за народ очень помереть хочется!»

Подводя итоги урока, можно зафиксировать в таблице
главные черты характера Ивана Флягина
,
которые были выявлены в процессе анализа ключевых эпизодов.
«Внешняя» биография и духовная эволюция Ивана Флягина
Характерные черты
Духовный рост
— Бездумность
— Слепой азарт
— Сила молодости
— Смелость
— Наивность
— Смекалка
— Доброта
— Любовь
— Живучесть
— Отсутствие внутренних нравственных законов (дух спит)
— Пробуждение духа
— Осознание грехов
— Проповедь Николая Чудотворца и Христа
— Борение плоти и духа
— Праведность


Итог урока.

Повесть «Очарованный странник» делится на крупные эпизоды из жизни Флягина, которые строятся на чередовании испытания, трагической развязки («гибели», «падения») и странствия. Трагедийность событий и мук души нарастает, и каждое последующее событие страшнее предыдущего.

В итоге богатырь Иван Северьяныч, с ликом Ильи Муромца, прошедший через все «круги ада», превращается в праведника, монаха-молитвенника с очарованной душой, которому «очень за народ помереть хочется!».




УРОК 148*
«Лесков — самобытнейший писатель русский, чуждый всяких влияний со стороны»[4]
Поэтика названия сказа «Очарованный странник».
Особенности жанра и композиции.
Язык и стиль произведения.


Название произведения — это доминанта его смысла, ключ к его пониманию.

Первоначально повесть «Очарованный странник» называлась «Русский Телемах», что подчеркивало национальный характер героя и трудности его судьбы. Лесков хотел, вероятно, нарисовать отечественную «Одиссею». В самом деле, где только не побывал Иван Северьянович Флягин! И в орловских поместьях, и в Пензе, и на ее пригородных восточных ярмарках, и в степях Заволжья, и на астраханских солончаках, и в Макарьеве под Нижним Новгородом, и на южном лимане, и на Кавказе, и в Петербурге, и на Ладоге.

И везде смена профессий (от кучера до солдата и артиста), ремесел и занятий, везде необыкновенные приключения. Случаев и превратностей столько, что хватило бы на несколько жизней!

Второе название повести — «Черноземный Телемах». Сохраняя приключенческую линию повествования, Лесков, видимо, хотел подчеркнуть народность, демократизм своего героя, человека «от земли», беглого крепостного.

Но и это название было сменено. Окончательный заголовок «Очарованный странник» делает акцент сразу на два слова. Внимание перенесено с приключений на совсем иные вещи.

Вопросы
для обсуждения названия сказа


1. Почему Флягин назван странником?
(Странник — это не турист, не пассивный созерцатель окружающей жизни, не искатель приключений на новых местах. Это тот, кто ищет правду, истину, докапывается до смысла жизни.)

Философ Серебряного века Н. Бердяев считал, что странничество, являясь элементом национального самосознания, традиционно и за ним стоит поиск смысла жизни — не в частных, земных делах, а в обретении Царства Божия, такого состояния души, когда мирские ценности — ничто в сравнении с высокой идеей бытия в Боге. Итак, странничество не cтолько физическое перемещение в пространстве, сколько духовное — в постижении высшего смысла жизни.

2. Какой идейный смысл заключен в слове «очарованный»? Чем же очаровывается Флягин, артист и художник в душе?
(Жизнь для Флягина — чудо, которое он должен увидеть сам. Он очарован многообразием жизненных проявлений, ситуаций, участником которых он захотел стать. Это окружающая странника природа; его страстный интерес ко всему живому; привязанность к ребенку, которого он нянчил; восхищение мужеством и духовной силой татар, вставших «наперекор» в сцене поединка; взволнованность музыкой и песней; восторг при любовании красотой женщины и ожидании любви; страстная привязанность к лошадям, не покидающая его всю жизнь; выполнение своего высшего предназначения в приобщении к Богу.)

Исследование языка сказа
и речевых характеристик героя в разных эпизодах

учащиеся могут провести в группах, которые проанализируют необходимые для аргументации фрагменты текста, приведут примеры, сделают выводы и обобщения.

Группа 1. Картины природы
(выявление особенностей языка лесковского пейзажа).

Группа 2.
Интерес ко всему живому

(речевая характеристика героя в истории с голубятами).

Группа 3.
Привязанность к маленькой девочке

(речевая характеристика героя, находящегося «в няньках»).

Группа 4.
Восхищение поединком татар

(речевые характеристики Флягина и его знакомца, мастерство Лескова в создании диалога).

Группа 5.
Тяга к музыке и песне,

которая «так за душу и щиплет, так и берет в полон»
(анализ состояния героя в эпизоде с гармонью; речевая характеристика героя в сцене пения Грушеньки).

Группа 6.
Трепет перед женщиной и любовью:

«...вот она, — думаю, — где настоящая-то красота, что природы совершенство называется»
(особенности авторского стиля и речевые характеристики Флягина в эпизодах с Грушенькой).

Группа 7.
Страстная привязанность к лошадям,

их красоте и совершенству
(работа с текстом).

Группа 8.
Спокойствие от приобщения к Богу

(особенности авторского стиля и речевая характеристика Флягина в рассказе о жизни в монастыре).

В итоговой беседе следует обобщить наблюдения учащихся над языком повести, а также выявить особенности ее жанра и композиции.

Вопросы и задания
для итоговой беседы


1. Докажите, что повесть «Очарованный странник» имеет в себе стилевые черты сказа.

2. Чем произведение близко жанрам фольклора? Приведите примеры включения в текст элементов фольклорных жанров.

3. Какой смысл имеет «диалоговый» характер повествования? Проанализируйте конфликт, реплики персонажей, особенности слов автора и подтекст одного из диалогов.

4. Какой смысл придает лесковскому повествованию мотив странничества? Как он связан с философским смыслом темы пути в русской литературе (на примере 1—2 произведений)?

5. Охарактеризуйте основные особенности языка произведения. Правы ли критики, обвиняющие Лескова в коверканье языка?

6. Критик Н. Михайловский считал, что композиционно в «Очарованном страннике» «есть целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута, заменена другою», а все в поведении Флягина случайно («Литература и жизнь». 1897). Критик С. Дмитриенко подчеркивал, что все истории с Флягиным — это «его попытки, пусть бессознательные, вырваться из-под чар предначертанной судьбы», и объяснял повороты в судьбе героя или становлением его личности, или давлением на него обстоятельств. Подтвердите или опровергните каждую точку зрения.

7. Можно ли считать судьбу Флягина фатальной, а само произведение еще одним ответом на вопрос о фатальности судьбы русского человека?

8. В чем видит Флягин свое единство с Родиной и русским народом? Прокомментируйте смысл финала повести. Почему Флягин не хочет довольствоваться спокойной жизнью в монастыре, а собирается воевать, чтобы помереть за свой народ. Как в этом отразились мировоззренческие позиции самого Лескова?

9. Индивидуальное задание 1.
Сопоставьте судьбу странника Флягина и героев поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

10. Индивидуальное задание 2.
Чем образ Флягина созвучен образу Ильи Муромца, упомянутого в главе первой? Сопоставьте этих героев.

Итог урока.

Особенности жанра, композиции, языка и стиля повести «Очарованный странник» связаны с философскими размышлениями автора о судьбе русского человеке, о его богатырской натуре, поставленной в условия рабского существования. Жизнь Флягина напоминает историю Ильи Муромца. И дело здесь не только в физической силе героя, а в его биографии. Былинный герой 30 лет сидел сиднем, а потом пришли калики перехожие и исцелили его от духовной спячки. Какой-то период жизни Флягина тоже можно считать сидением, духовной немощью, хотя в рассказе он сразу предстает конэсером, влюбленным в свое дело, но духовно спит! Однако его очарование проявлениями жизни не дает ему сразу выбрать путь, предначертанный свыше, и он сознательно или в силу обстоятельств идет по своей дороге. Мотив странничества наделяется в повести философским подтекстом.

Богат и своеобразен язык и стиль произведения, близкий русскому фольклору. Даже речь главного героя становится выражением еще одного его очарования — восторга перед красотой языка и его богатством. А все это вместе объединилось в его, Флягина, сознании в одно понятие Родины и ее народа. Ведь все эти степи, реки, леса, табуны, красавцы кони — все это Отчизна. А все эти кучера, форейторы, борцы, торговцы, солдаты, уланы, дети, красавицы женщины — родной народ. И все это — достойно очарования. Вот отчего Флягину, богатырю и очарованному страннику, за них «очень помереть хочется».

Следующие уроки: Урок 149*. Н. С. Лесков. «Тупейный художник». Самобытный характер и необычная судьба русского человека >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне. (вернуться)

3. См.: Лесков Н. С. Очарованный странник // Н. С. Лесков. Полн. собр. соч.: В 30 т. — М., 1996—2000. (вернуться)

4. См.: Горький М. Н. С. Лесков // Несобранные литературно-критические статьи. — М., 1941. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика