Творчество М. Ю. Лермонтова
УРОКИ 38-39*[2]
«И если маскою черты утаены, то маску с чувств снимают смело...»[3]
М. Ю. Лермонтов. «Маскарад» как романтическая драма.
Проблема гордости и одиночества.
Конфликт героя со светским обществом. Психологизм драмы.
Урок должен дать представление об основных признаках романтической драмы,
полной сильных страстей и трагических ошибок.
Необходимо выявить связь «Маскарада» с комедией Грибоедова «Горе от ума», трагедией Шекспира «Отелло» и драмой Шиллера «Коварство и любовь».
Сильные учащиеся подготовятся к сопоставлению этих произведений.
Важно подчеркнуть многозначность названия пьесы, вспомнить, где у Лермонтова появляется мотив маскарада,
в каком контексте это слово употребляется в комедии «Горе от ума» и романе «Евгений Онегин».
Исследовательская работа учащихся
может быть организована в группах.
Группа 1.
Светское общество: Казарин, Шприх, князь Звездич, баронесса Штраль.
1. Проанализируйте сцену игры (действие первое, сцена первая, выход второй). Дайте общую характеристику Казарину и князю. Чем на них не похож Арбенин?
2. Проанализируйте диалог баронессы и князя (действие второе, сцена первая, выходы пятый — восьмой). Каковы жизненные принципы представителей света?
В чем их порочность и безнравственность?
3. Проанализируйте диалог Казарина и Арбенина (действие второе, сцена вторая, выход пятый). Какие принципы светского общества утверждает Казарин?
Согласен ли с ними Арбенин?
Группа 2.
Арбенин и Нина.
1. Проанализируйте диалог Арбенина и Нины (действие первое, сцена третья, выходы третий—пятый). Докажите, что Арбенин не принимает «мнений света»
и одновременно живет по его законам. В чем нравственное превосходство Нины?
2. Проанализируйте диалог князя и Нины (действие второе, сцена первая, выход четвертый) со слов князя «Вот время объясненья!..» до слов
«И я своей достигну цели». Как в этой сцене показана искренность Нины и порочность князя?
3. Проанализируйте диалог Арбенина и Нины перед смертью (действие третье, сцена вторая, выход второй). Как в ней проявились характеры Арбенина и Нины?
Группа 3.
Неизвестный.
1. Проанализируйте диалог князя и неизвестного (действие четвертое, сцена первая, выход седьмой). Докажите, что неизвестный исповедует законы света.
2. Проанализируйте диалог Арбенина и неизвестного (действие четвертое, сцена первая, выход восьмой). Какова смысловая роль образа неизвестного в драме?
Итоговые вопросы уроков
1. Почему и Арбенин, и Нина становятся жертвами света?
2. Какой смысл приобретают в драме ее бытовой и философский планы?
3. В чем символический смысл маскарада?
4. Как развенчиваются в драме богоборческие стремления Арбенина?
5. В чем драма «Маскарад» близка романтическим произведениям и чем от них отличается?
Итог уроков.
Автор драмы осуждает порочность светского общества, его губительность для человеческой души. Свет — это толпа, законам которой трудно противостоять.
Главные герои драмы — Арбенин и Нина — хотят жить в свете, не надевая масок, и становятся жертвами маскарада жизни. Нина гибнет от своей простосердечности
и естественных чувств. Арбенин — оттого, что решил отделить себя от света, но остался его порождением.
Маскарад — символ разрушенного общества, пораженного порочными страстями. В философском плане маскарад — это арена испытаний человека в схватке добра и
зла. Нина, не испорченная светом, остается невинной жертвой, а Арбенин, теряя рассудок, становится снова представителем света, от которого он пытался убежать.
Взращенный светом, он так и не смог встать выше его.
Новаторство Лермонтова выразилось в том, что романтическая теория «высокого зла» и мести поставлена им под сомнение, а стремления героя занять место
Бога на земле потерпели крах.
Следующие уроки: * Уроки 40-41. «Демон» М. Ю. Лермонтова: замысел, особенности сюжета и композиции >>>
|