Творчество М. Ю. Лермонтова
УРОК 37*[2]
«Нет поэта более космичного и более лиричного...»[3]
Своеобразие художественного мира лирики М. Ю. Лермонтова.
Подготовка к домашнему сочинению по анализу одного стихотворения.
Урок может быть проведен в форме семинара,
где будут обобщены основные черты художественного мира лирики Лермонтова.
План семинара
1. Эволюция образа лирического «я» в ранней и зрелой лирике Лермонтова.
2. Причины трагического мироощущения в поэзии Лермонтова.
3. Поэзия, любовь, природа как способы преодоления трагизма жизни.
4. Жанр элегии, романса, послания, баллады в поздней лирике поэта.
На семинаре возможна проверка навыков интерпретации лирики, выявления ее структурно-семантических и историко-культурных аспектов.
Работу можно организовать в группах,
которые будут исследовать два стихотворения, отличающихся спецификой лирического «я», составлять вопросы для анализа стихов.
Это «Предсказание», написанное 16-летним поэтом, и стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю...» — образец зрелого
творчества.
Вопросы и задания для анализа
стихотворения «Предсказание»
1. Какие слова и выражения создают мрачный колорит стихотворения?
2. На какие смысловые части можно его разделить?
(1—10-й стихи — картины смерти, голода, болезней; 11—18-й стихи — образ «мощного человека».)
3. В каких картинах поэт изображает состояние России? Смерть, кровь, незащищенные жены и дети, чума, голод. Какие слова и выражения говорят об
авторском отношении к изображенным картинам?
(Черный год, печальные села, бедный край, терзать, горе для тебя.)
4. Каким автор рисует «мощного человека»?
(В руке его булатный нож; плач и стон ему покажется смешон; все ужасно, мрачно было в нем.)
Что может измениться с его приходом? Станет ли он спасителем России?
(Вряд ли он способен к гуманности, если в нем «все ужасно», «в руке... булатный нож», а стон и плач людей вызывают у него только смех.)
5. Обратите внимание на синтаксическую структуру стихотворения. Какой смысл в том, что весь текст — это одна сложная синтаксическая конструкция?
(Может быть, это показатель нерасчлененности мира, зависимости человека от мировых катастроф, невозможность вырваться из кольца времени.)
6. Можно ли утверждать, что в стихотворении использован прием градации? Как это помогает в понимании смысла стихотворения?
(Вероятно, поэт убежден, что цепь тяжелых социальных катастроф способна в конце концов привести к появлению «мощного человека», сильной личности.
Но будет ли это спасением, он не уверен. Изображенный поэтом лидер, сверхчеловек вряд ли способен к гуманным поступкам.)
7. Какова цветовая гамма стихотворения? Как помогают понять его смысл цветовые образы?
(Основные цвета стихотворения — это черный и красный. Можно по-разному трактовать символический смысл этих цветов, но то, что они создают ощущение
тревоги, беспокойства, — это очевидно.)
8. Как на протяжении текста меняются поэтические интонации?
(Вначале текст вызывает у читателя ощущение тревоги, волнения, картины человеческого горя вызывают чувства утраты, скорби, страха. Кульминация
чувств в словах «И горе для тебя!». Здесь, кроме пронзительной интонации, появляется и образ читателя, собеседника лирического «я», который может
стать одним из тех, кто пострадает не только от голода, чумы и потери крова, но и от антигуманности, жестокости «мощного человека».)
9. Охарактеризуйте образ лирического «я» в этом стихотворении. Как в нем проявились черты поэтики романтизма, характерные для раннего Лермонтова?
10. Можно ли считать автора стихотворения провидцем, поэтом-пророком? Докажите свою точку зрения.
При анализе стихотворения нужно сообщить классу
необходимую историко-биографическую информацию.
1830 г. для Лермонтова — это время окончания Благородного пансиона и начало учебы на нравственно-политическом отделении Московского университета.
Лето 1830 г. — это не только время «холерных бунтов», которые распространились в южных губерниях России, но и период революции во Франции, начавшейся
27 июля по новому стилю. 2 августа 1830 г. Карл X отрекся от престола, а впоследствии бежал в Англию.
Эти события были отражены и в стихотворениях «10 июля (1830)» и «30 июля. — (Париж). 1830 года». Датировку первого стихотворения исследователи
считают ошибочной, предполагая, что вместо «10 июля» следует читать «10 августа». В стихотворениях звучат мотивы «вольности кровавой», когда «гордые восстали»
и посылают угрозы царям: «Есть суд земной и для царей». Впоследствии эта же мысль прозвучит в стихотворении «Смерть поэта».
Это время стало тяжелым и для семьи его бабушки Е. А. Арсеньевой. 3 июня 1830 г. был убит ее родной брат, севастопольский губернатор Н. А. Столыпин.
Эти впечатления отразились в настроении стихотворения. Характеристика «мощного человека» — «И будет все ужасно, мрачно в нем, / Как плащ его с возвышенным
челом» — сближает его с Наполеоном. В стихотворении «Наполеон» (1830) читаем: «Он не живой и даже не мечта. / Сей острый взгляд с возвышенным челом /
И две руки, сложенные крестом».
В рукописи стихотворения «Предсказание» рукой Лермонтова было написано: «Это мечта». Если лермонтоведы советского времени трактовали эту приписку
как надежду поэта на свержение самодержавия и крестьянскую революцию, то сегодня этим словам придают значение «мечта», «видение», «фантазия».
Вопросы и задания для анализа
стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю...»
1. Определите ключевые образы стихотворения.
(Он, Она и образ-воспоминание о прошедшей любви. Она и образ-воспоминание — «зеркальные» образы. В ее чертах Он любит «прошлое страданье» и «молодость
погибшую». Он «говорит сердцем» не с ней, а с той, другой, которая была «подругой юных дней».)
2. Каков лирический субъект стихотворения? Почему он любит страдание и ушедшую молодость?
(По Лермонтову, даже страдание — это признак живой души, способной к высоким чувствам. Воспоминания о прошлом не связаны в тексте с каким-то конкретным
образом любимой женщины. Стихотворение — это «эпитафия» лирического «я» своей погибшей молодости, неразделенной любви. Теперь ему остались лишь воспоминания.
С «подругой юных дней» — бывшей возлюбленной или любовью вообще — теперь можно говорить лишь сердцем, т. е. в мечтах о прошлом. Ведь уже в стихотворении
«Поцелуями прежде считал...» поэт заявлял: «Я теперь никого не люблю».)
3. Как понять две последние строки стихотворения?
(Можно предположить, что в этих строках появляется образ самого поэта. Если две прекрасные женщины — это символы течения времени, настоящего и
прошлого, образы-зеркала, то и черты лирического «я» также проявляются в тексте дважды. Это не только тот, кто сегодня любит «прошлое страданье»
больше, чем «красы блистанье», но и тот, кто когда-то тоже имел «уста живые» и «в глазах огонь». А сегодня эти уста — «немые», очи — «угаснувшие»,
потому что любовь, символ молодости, погибла. Две последние строки могут быть отнесены к образу лирического «я» еще и потому, что перед ними стоит
точка с запятой, знак конца предложения, говорящий о том, что предыдущая мысль закончена.)
4. Проанализируйте глагольную лексику текста.
(В тексте очень мало глаголов (люблю — люблю — смотрю — говорю — говорю — ищу), что подчеркивает его статичность, «мгновенность». Время в тексте как
бы остановилось.)
5. Найдите в тексте прилагательные и причастия. Обратите внимание на их порядок и лексическое значение.
(При исследовании прилагательных и причастий (прошлое — ушедшую — долгим — таинственным — юных — немые — угаснувших) можно заметить их «кольцевую
композицию». Если в начале признаки предметов имеют значение времени — «прошлое, ушедшую», то во второй строфе лирическое «я» жаждет обновления,
надеется, что таинственный разговор сердца с «подругой юных лет» поможет возродиться его душе. Но эти надежды не оправдались. Поиск «других черт»
ушедшей любви заставляет понять, что и у самого лирического «я» и уста давно «немые», и на лице «огонь угаснувших очей».)
Следует сообщить классу, что это стихотворение — одно из последних, написанных Лермонтовым летом 1841 г. Возможный адресат стихотворения
— Екатерина Григорьевна Быховец[4], дальняя родственница Лермонтова, с которой поэт встречался в
Пятигорске в июле 1841 г. По свидетельству самой Е. Г. Быховец,
она была похожа на В. А. Бахметеву (урожд. Лопухину), в которую Лермонтов был влюблен в годы юности.
Итоги урока.
Лирическое «я» ранней лирики Лермонтова — это романтический герой, мечтающий переделать мир по «книжным» образцам; избранник судьбы, сын рока,
разочарованный демон. В начале творческого пути поэт стремится претворить типичные черты романтического героя в личные. Поэтому судьба его лирического
«я» — это одиночество, страдания и героическая смерть. Драматизм ранним стихам придает несоответствие между духовными возможностями героя и их неосуществимостью.
Лирический герой зрелой лирики существенно иной. Он отказывается от гиперболизации романтических порывов в пользу психологически углубленного
самовыражения. Исповедальность сменяется иронией и отрицанием. Иногда лирическое «я» уступает свое место «объективным» персонажам. Трагизм мироощущения
связан не только с непониманием толпой душевных порывов, но и с осознанием несправедливости мироустройства. Безграничность пространства противоречит
замкнутости мира героя, который стремится к космическому, вселенскому мироощущению. В поздней лирике лирическое «я» признает неразрешимость конфликта
с миром и дисгармонию в собственной душе. Отсюда мотивы трагической безысходности, усталости. Герой понимает приоритет вечных ценностей, но не может
расстаться со своим правом на исключительную, «странную» судьбу. Если в ранней лирике главным жанром был лирический монолог, то в зрелом творчестве
заметно скрещивание, взаимопроникновение жанровых форм, что подтверждает новаторский характер лирики, переход к свободным формам лирического высказывания.
Следующие уроки: * Уроки 38-39. «Маскарад» как романтическая драма М. Ю. Лермонтова >>>
|